Найти в Дзене
Фильманьяк

Конформист (1970) - жертвоприношение ради принятия

1938 год, Италия. Тридцатитрёхлетний аристократ Марчелло Клеричи всю жизнь пытается преодолеть чувство неполноценности, коим его наградила дисфункциональная семья и детские травмы. Ради «нормальности» он женится и поступает на службу к фашистской власти. Его первое задание - найти профессора-антифашиста, бежавшего во Францию. Дело становится личным, поскольку в прошлом Марчелло был его учеником... «Конформиста» часто презентуют как экранизацию романа Альберто Моравиа. Однако корни этого выдающегося произведения берут иное начало - из глубокой рефлексии режиссёра Бернардо Бертолуччи. Частые размышления о позорном прошлом страны у него вышли на новый уровень после событий «Красного мая» 1968 года. Бертолуччи, принимавший активное участие в протестах, позже расценивал свои мотивы участия как чисто эгоистические, удобно завуалированные за мировыми лозунгами. В поиске материала, который мог бы продемонстрировать личностный уровень в политических событиях, Бертолуччи удачно вышел на роман А
Исполнительницы в студии одинаково одеты, одинаково причёсаны и одинаково двигаются. Рассуждающий о «нормальности» Марчелло явно стремится от своего «Я» уйти к аналогичному образу.
Исполнительницы в студии одинаково одеты, одинаково причёсаны и одинаково двигаются. Рассуждающий о «нормальности» Марчелло явно стремится от своего «Я» уйти к аналогичному образу.
1938 год, Италия. Тридцатитрёхлетний аристократ Марчелло Клеричи всю жизнь пытается преодолеть чувство неполноценности, коим его наградила дисфункциональная семья и детские травмы. Ради «нормальности» он женится и поступает на службу к фашистской власти. Его первое задание - найти профессора-антифашиста, бежавшего во Францию. Дело становится личным, поскольку в прошлом Марчелло был его учеником...
Разыгрывающееся повторение травмы начинается с образа преследующего автомобиля, камера при этом визуализирует тревогу Клеричи с помощью съёмки голладским углом. Но едва Марчелло узнаёт в Манганьелло «своего», объектив плавно ловит горизонт, демонстрируя тем самым, что тревога была ложная.
Разыгрывающееся повторение травмы начинается с образа преследующего автомобиля, камера при этом визуализирует тревогу Клеричи с помощью съёмки голладским углом. Но едва Марчелло узнаёт в Манганьелло «своего», объектив плавно ловит горизонт, демонстрируя тем самым, что тревога была ложная.

«Конформиста» часто презентуют как экранизацию романа Альберто Моравиа. Однако корни этого выдающегося произведения берут иное начало - из глубокой рефлексии режиссёра Бернардо Бертолуччи. Частые размышления о позорном прошлом страны у него вышли на новый уровень после событий «Красного мая» 1968 года. Бертолуччи, принимавший активное участие в протестах, позже расценивал свои мотивы участия как чисто эгоистические, удобно завуалированные за мировыми лозунгами.

В сцене издевательств сверстников над юным Марчелло интересно, как реагируют свидетели в лице буржуа. Так же, как поступит сам Марчелло ближе к финалу.
В сцене издевательств сверстников над юным Марчелло интересно, как реагируют свидетели в лице буржуа. Так же, как поступит сам Марчелло ближе к финалу.

В поиске материала, который мог бы продемонстрировать личностный уровень в политических событиях, Бертолуччи удачно вышел на роман Альберто Моравиа «Конформист». Можно сказать, что сюжет книги с помощью фрейдистского психоанализа конвертировал размышления «Фашизм и место человека в нём» в «Человек и место фашизма в его жизни».

Несмотря на трагическую участь Куадри, режиссёр явно не питает к ним симпатии. Марчелло замечает, что профессор предпочёл бежать, а не бороться. Его встречи с соратниками  больше похожи на дружеские посиделки за чаем, а печать листовок - на аттракцион.
Несмотря на трагическую участь Куадри, режиссёр явно не питает к ним симпатии. Марчелло замечает, что профессор предпочёл бежать, а не бороться. Его встречи с соратниками больше похожи на дружеские посиделки за чаем, а печать листовок - на аттракцион.

Бертолуччи благодаря визуальному ряду и более прихотливой структуре повествования усилил психоаналитические мотивы, а так же полностью изменил кульминацию и финал. Результат - невероятно богатое в своей эклектичности произведение, которое сильно толкает на размышления о человеческой природе. Не зря некоторые из критиков писали, что это тот тип кино, в котором действие в кадре без слов сообщает зрителю гораздо больше, чем сделала бы реплика. А в некоторых эпизодах полифония действий персонажей порой порождает множественные смыслы.

Колебания света от задетой Манганьелло лампой двусмысленны. Они символизируют те колебания, которые мучают сомневающегося Марчелло. И в то же время визуализируют его очередную неудачную попытку спрятать свою неприглядную сущность в темноте.
Колебания света от задетой Манганьелло лампой двусмысленны. Они символизируют те колебания, которые мучают сомневающегося Марчелло. И в то же время визуализируют его очередную неудачную попытку спрятать свою неприглядную сущность в темноте.

Прелесть этой «множественности» в том, как всё это работает на историю и раскрывает смысл. Режиссёр Бертолуччи и оператор Витторио Стораро невероятно трудились над композицией каждого кадра. При этом никак не сказать, что здесь, своего рода, козыряющая понтами работа камеры. Вовсе нет. Прелесть гения Стораро в том, как он сумел найти баланс между светом и тьмой - и мягко внести эту игру на экран.

Не только «Крёстный отец», но и «Однажды в Америке». Двояко можно толковать растворение слепого Итало в толпе. Примкнул к новому движению или всё-таки был стёрт временем?
Не только «Крёстный отец», но и «Однажды в Америке». Двояко можно толковать растворение слепого Итало в толпе. Примкнул к новому движению или всё-таки был стёрт временем?

Вступая в фашистскую партию, Клеричи мгновенно становится самым свободным человеком в несвободной стране. Но каков контраст между этим внешним обстоятельством и его ментальным состоянием. Полоски света между жалюзи, ряд окон, решётка забора, висящие лоскуты белья - главный герой как будто постоянно в тюрьме, являясь пленником собственного разума. Формально обретаемая «нормальность» всё никак не позволяет Марчелло почувствовать себя «своим». То вдруг он паникует, оказавшись в оцеплении из соратников профессора, то съёживается, пропуская толпу в лифт. Апофеоз - сцена танцев.

Профессор ещё тот старый греховодник. Марчелло мучается от испанского стыда, а Куадри с фетишистским восторгом вуайериста любуется непристойными танцами жены.
Профессор ещё тот старый греховодник. Марчелло мучается от испанского стыда, а Куадри с фетишистским восторгом вуайериста любуется непристойными танцами жены.

Эпизод в данс-холле - яркий пример упомянутой выше эклектичности фильма, которая допускает вариативность трактовок и многообразие смыслов. Клеричи оказывается «пленником» хоровода. Словно чужой на празднике жизни, он окружён танцующими, но при этом не способен к ним примкнуть. Как и не способен вырваться из «порочного круга» повторяющейся психотравмы. Все движения его - как неловкие переминания с ноги на ногу в толпе. Та же сцена может восприниматься иначе. Манганьелло, уходя прочь, на мгновение замирает у окна, забеспокоившись участью поглощённого толпой Марчелло. Но едва люди разобщаются, расходясь по своим столикам, он уходит довольный, понимая, что опасность миновала.

Клеричи постоянно опасается, что его «ненормальность» будет раскрыта. Трентиньян мега хорош - ещё секунду назад его лицо было полно разочарования от неслучившегося соития, и вот он уже мгновенно перестроился, боязливо озираясь, не стал ли кто-то свидетелем его позора.
Клеричи постоянно опасается, что его «ненормальность» будет раскрыта. Трентиньян мега хорош - ещё секунду назад его лицо было полно разочарования от неслучившегося соития, и вот он уже мгновенно перестроился, боязливо озираясь, не стал ли кто-то свидетелем его позора.

Есть ещё один потрясающий приём, к которому прибегает Бертолуччи, рисуя портрет Клеричи. Притом, что он не сказать, чтобы украшал кадр - специально для тех, кто норовит обвинить постановщика в излишней эстетизации картинки. Сквозным сюжетом идёт погоня за профессором Куадри, в которой мы постоянно наблюдаем Марчелло через лобовое стекло автомобиля. В кадре даже торчат в расфокусе дворники. Знакомство с героем идёт благодаря череде флэшбеков, но композиция кадра с Клеричи остаётся неизменной. Мы видим героя «как бы сквозь тёмное стекло, гадательно». Эта фраза - из Библии, первое послание коринфянам, глава 13, стих 12.

Интересный монтажный переход случается, когда находясь в Вентимилье Марчелло заходит за афишу, а в следующем кадре изображение как будто оживает, и начинают повторятся образы, отражающие травму Марчелло.
Интересный монтажный переход случается, когда находясь в Вентимилье Марчелло заходит за афишу, а в следующем кадре изображение как будто оживает, и начинают повторятся образы, отражающие травму Марчелло.

В первую очередь конечно вспоминается фильм Ингмара Бергмана «Сквозь тёмное стекло». И неожиданно находишь между работами шведа и итальянца перекличку в схожих мотивах о непознаваемости, неполноте знания картины мира, а так же о принятии. Характерной чертой Клеричи является его желание как раз оставаться за тусклым стеклом, остаться в Платоновской пещере. Каждый раз, когда назревает момент, требующий откровенности, персонаж Трентиньяна закрывает окно, либо опускает шторку, будто желая оставаться в темноте.

В эпизоде на танцах в массовке можно заметить не указанную в титрах Изабель Аджани, у которой только-только начиналась карьера.
В эпизоде на танцах в массовке можно заметить не указанную в титрах Изабель Аджани, у которой только-только начиналась карьера.

Это не банальный выбор между светлыми силами добра и тёмными силами зла. Скрывая фигуру Марчелло в темноте, режиссёр подчёркивает, что тот хочет скрыть от всех и в первую очередь от себя самого правду о своей сущности. И вместе с тем в диалоге с Куадри, когда миф Платона о пещере примеряют на итальянцев, допустивших приход фашистов к власти, становится очевидно - Марчелло и сам с радостью готов вернуться в эту пещеру и обманываться, тщетно надеясь, что в этой темноте его комплексы не откроются для чужих глаз.

Фильм оказал огромное влияние на Фрэнсиса Форда Коппола. По сути, вся стилистика «Крёстного отца» вдохновлена «Конформистом». А позже Коппола пригласит Витторио Стораро в Голливуд и сделает вместе с ним три фильма, в том числе - великий «Апокалипсис сегодня»
Фильм оказал огромное влияние на Фрэнсиса Форда Коппола. По сути, вся стилистика «Крёстного отца» вдохновлена «Конформистом». А позже Коппола пригласит Витторио Стораро в Голливуд и сделает вместе с ним три фильма, в том числе - великий «Апокалипсис сегодня»

Интересно, что в книге не было эпизода в лесу. Виртуозную кульминацию Бертолуччи добавил уже от себя, сделав Клеричи «безучастным участником» убийства Куадри. И мощность воздействия этого трагического эпизода только усиливается благодаря сквозным эпизодам погони. Марчелло с улыбкой влюблённого дурака грезит о спасении Анны, но в решающей момент застывает в нерешительности. Комментируя этот ужасающий эпизод, режиссёр говорил, что добивался того, чтобы в этот момент зритель почувствовал себя на месте Марчелло. Что же, эффект поистине достигнут.

Жан-Луи Трентиньян  просто феноменален. Только взгляните, как озаряется его лицо в сцене знакомства с Анной. Чистейшая актёрская игра, без всяких игр со светом от Стораро.
Жан-Луи Трентиньян просто феноменален. Только взгляните, как озаряется его лицо в сцене знакомства с Анной. Чистейшая актёрская игра, без всяких игр со светом от Стораро.

Эклектичность фильма выражается так же в том, что «Конформист» - кино одновременно смешное и страшное. Слепой диктор Итало говорит о том, что несмотря на недуг, никогда не ошибается - и камера плавно опускается к его ногам, на которые обуты разные ботинки. Куда страшнее представить тот ущерб, который наносят зачитываемые Итало пропагандистские речи. Не менее комичной и страшной фигурой представляется и напарник Марчелло, агент Манганьелло.

Когда действие переносится в 1943 год, Джулия, впервые появляясь в кадре, выглядит явно разочарованной от брака с Марчелло. Камера издевательски акцентируется на светлых локонах её дочери - верность в этой семье точно не задержалась надолго.
Когда действие переносится в 1943 год, Джулия, впервые появляясь в кадре, выглядит явно разочарованной от брака с Марчелло. Камера издевательски акцентируется на светлых локонах её дочери - верность в этой семье точно не задержалась надолго.

В эпизоде в психиатрической лечебнице Марчелло упрекает отца за то, что тот бил людей полицейской дубинкой. Внимательный зритель может в этот момент заметить, что дубинка - «manganello» - очень созвучно имени напарника - «Manganiello». Получив «дубинку» в своё распоряжение, Марчелло властно требует от камрада по партии доказать преданность, устранив водителя. Причём, сцена разыграна чуть ли не в слэпстик манере, отчего попытка Марчелло выглядеть хозяином жизни выглядит особо жалкой. Но эпизод приобретает совершенно иное настроение, когда в следующем кадре от водителя осталась одна только фуражка.

Весь ореол «забавности» Манганьелло улетучивается в кульминации, когда тот презрительно осуждает Клеричи. В своём размышлении он окончательно уподоблен бесстрастному орудию, для которого нет разницы, чью жизнь отнимать.
Весь ореол «забавности» Манганьелло улетучивается в кульминации, когда тот презрительно осуждает Клеричи. В своём размышлении он окончательно уподоблен бесстрастному орудию, для которого нет разницы, чью жизнь отнимать.

Вот такой «дьявол в деталях» и составляет основную прелесть «Конформиста». Его красота лишена вычурности, а язык метафоры мягок и ясен, без переусложнённого символического ребуса. И преимущественно с его помощью режиссёр придаёт психологическую объёмность и глубину в портрете главного героя. Убрать всё это, оставив голый сюжет - и «Конформиста» можно было бы просто охарактеризовать как «политический триллер». Но вспомним, из чего родился замысел фильма - это объясняет, почему автор при создании фильма так старался сместить акцент на личность главного героя.

В любом другом фильме это был бы абсолютно раздражающий персонаж. Но только не здесь - Стефания Сандрелли прямо таки с упоительным изяществом воплощает манерность Джулии, которая ведёт себя как героиня американских мелодрам 30-ых. Всё-таки даже пустышку можно сыграть гениально.
В любом другом фильме это был бы абсолютно раздражающий персонаж. Но только не здесь - Стефания Сандрелли прямо таки с упоительным изяществом воплощает манерность Джулии, которая ведёт себя как героиня американских мелодрам 30-ых. Всё-таки даже пустышку можно сыграть гениально.

И пересматривая «Конформиста» вообще удивляешься, насколько плоско некоторые его воспринимали, ставя знак равенства между латентным гомосексуализмом и фашистской идеологией. Дело-то здесь отнюдь не в ориентации, наклонностях или тяжёлой наследственности. Каждый человек имеет за плечами тот или иной багаж, от которого может чувствовать себя «не таким». Вопрос в том, что мы делаем с этим опытом, насколько хотим его интегрировать в свою личность, какие уроки из этого выносим. Ведь отношение к этому опыту, по сути, определяет и наше отношение к себе.

В России этому фильму не повезло с прокатом. В СССР его завезли в чёрно-белом виде, перемонтированном в хронологическом порядке и примерно полчаса хронометража было вообще вырезано. Выпущенная отреставрированная версия в ноябре 2024 года лишилась двух сцен, содержание которых якобы противоречит закону. Уж лучше бы вообще тогда не показывали.
В России этому фильму не повезло с прокатом. В СССР его завезли в чёрно-белом виде, перемонтированном в хронологическом порядке и примерно полчаса хронометража было вообще вырезано. Выпущенная отреставрированная версия в ноябре 2024 года лишилась двух сцен, содержание которых якобы противоречит закону. Уж лучше бы вообще тогда не показывали.

Можно сколько угодно рассматривать причины, порождающие убийц. Но двух обладателей багажа из психологических травм в конечном итоге разделяет только одно - выбор. В «Мастер и Маргарита» же не говорится о том, что у Пилата в прошлом имеется нехорошая история с проповедниками. «Конформист» хорош в том, что его можно смотреть даже в отрыве от всей социально-политической составляющей. В конце концов, диктатура приключалась много где во все времена, только названия были разные.

Лино в итоге становится жертвой психологической проекции Марчелло. Ведь проще обвинить кого-то в собственном поражении, нежели принять ответственность за свои чувства.
Лино в итоге становится жертвой психологической проекции Марчелло. Ведь проще обвинить кого-то в собственном поражении, нежели принять ответственность за свои чувства.

«Конформист» хорош именно тем, как режиссёр последовательно уводит зрителя от внешнего к внутреннему. И к самому финалу Бертолуччи как раз достигает этой глубины. Фашизм в прошлом, а Марчелло так и остался наедине со своими тараканами в голове. Его умиротворённый взгляд прямо в камеру тут же напоминает последние кадры «Царя Эдипа», в которых взрослый Эдип, покорившись судьбе, символически возвращался в то место, где был рождён. Бертолуччи на заре карьеры был ассистентом Пьера Паоло Пазолини, а весь сюжет с убийством профессора Куадри явно несёт в себе эдиповский подтекст. Так что неудивительно, что в финале так отчётливо играют ноты детерминизма.

Возвышенно лирическая тема композитора Жоржа Делерю прямо-таки звучит контрапунктом по отношению к сцене ущербного соития Марчелло и Джулии.
Возвышенно лирическая тема композитора Жоржа Делерю прямо-таки звучит контрапунктом по отношению к сцене ущербного соития Марчелло и Джулии.

Что заставляет нас идти наперекор себе? Отчего мы ненавидим какую-то часть самих себя? Надолго ли хватит сил чтобы подавлять внутри себя все те импульсы и желания, которые кажутся неправильными? И далеко ли получится уйти, нацепив на себя маску нормального человека? Чего ради мы вообще отрекаемся от аутентичности? В свете неспокойных времён невольно призадумываешься и о том, а как бы сам поступил, оказавшись заложником подобной ситуации? Это кино пробуждает жажду к таким экзистенциальным вопросам и потому заслуживает высшей оценки.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.