22 июля 1991 года из логова маньяка удаётся сбежать очередной жертве. Полиция не верит его рассказу, но оперативная проверка внезапно открывает одно из самых громких дел в истории Висконсина. В квартире находят останки множества тел. Допрос убийцы позволяет проследить всю историю его прогрессирующей патологии.
Полное оригинальное название звучит так: «Дамер – Монстр: История Джеффри Дамера». Что само по себе уже достаточно помпезно. Словно бы для зрителя заранее сообщают – главный герой – злодей, он плохой. Назови создатели свой сериал проще: «История Джеффри Дамера» или как-нибудь ещё проще – нападок от семей жертв было бы в разы больше.
Ведь надо помнить такой момент – «Монстр» - в каком-то смысле серьёзное явление в киноискусстве. В том смысле, что доселе не возбранялось выдумывать различных Ганнибалов Лектеров и получать за них оскары. Но биография реального серийного убийцы, в каком-то смысле оставалась темой несколько табуированной.
С одной стороны деятели искусства видели сенсацию и рвались скорее заработать на хайпе. С другой стороны были несчастные семьи жертв и выжившие жертвы – которым ну никак не хотелось, чтобы неутихающий внутри кошмар продолжался ещё и снаружи. Поэтому ленты о серийных убийцах – как правило – малобюджетный сегмент, редко получающий что-то большее, чем ограниченный прокат. Есть конечно исключения, но речь сейчас о большинстве.
И вот представьте, годами весь этот материал существовал где-то на полках DVD, исключительно для фанатов тематики. И вдруг, амбассадор стриминговых сервисов Netflix выпускает в свет сериал о Джеффри Дамере, состоящий из целых 10 эпизодов. Как говорится – древнее зло пробудилось – на сей раз материал вышел там, где тусуются не только фанаты жанра.
Итог – с ходу попадание в ТОП-10 самых просматриваемых проектов, высокие рейтинги на IMDb и недовольство различных слоёв населения. ЛГБТК+ сообщество недовольно тем, что к сериалу поставили хэштег «ЛГБТ» - дескать, не нужна им такая репрезентация. Консервативный зритель традиционно охаял сериал, не досмотрев до конца – дескать, снимайте о добром и прекрасном, а не про этих психов. Родственники жертв возмущены подобной наглостью – все предыдущие попытки довести историю Джеффри Дамера до широкого экрана были ими сведены на нет.
Впрочем, едва ли этот бугурт отрицательно сказался на коммерческих результатах данной затеи. А это значит, что есть вероятность увидеть больше таких историй. В конце концов, если есть «Американская история преступлений» - то теперь у Райана Мёрфи есть карт-бланш чтобы сделать ещё одного «Монстра» - благо, в американской истории их навалом.
Что же можно сказать по существу самого сериала? Ведь его объект исследования – довольно необычная личность. Хотя бы уже потому, что Джеффри Дамеру всегда везло на экранизации. В том смысле, что про него сняли уже четыре фильма. Притом, каждый из них может похвастаться оригинальностью идеи и подачи (о качестве сейчас речь не идёт). Для сравнения – про Теда Банди тоже наклепали несколько фильмов – но ни один из них нельзя назвать удачным.
В общем, к чему это – от сериала ожидалось, что он-таки сумеет не ударить в грязь лицом, и тоже выдать что-то новое. Вышло ли – и да и нет. Первая половина – это обрисовка психологического портрета Дамера. Если вы смотрели все фильмы про Дамера – то удивляться будет нечему. Райан Мёрфи (а он приложил руку в сценарию первых 4 серий) детально воспроизводит ключевые эпизоды из биографии Дамера.
Эван Питерс, давно уже утративший юношескую пухлощёкость, замечательно попадает в роль, хотя в некоторых моментах воспроизведение нетрадиционной эстетики персонажа начинает вызывать странные ассоциации – не то с Норманом Бейтсом в исполнении Винса Вона (из позорного ремейка «Психо» Гаса ван Сента), не то с Наполеоном Динамитом.
В целом же несколько заторможенный ритм повествования позволяет хорошо прочувствовать некоторые вещи – вроде того ужаса, что испытывает последняя жертва Дамера в первой серии. Но главное, пожалуй, чего добивается творческая команда – это идентификация с персонажем в том ощущении, что… где-то на третьей серии буквально начинаешь ощущать, как Дамера пожирает одиночество. В этом плане создатели молодцы.
Позже акценты смещаются – вторая половина сериала уделяет большее внимание жертвам, их семьям, родителям убийцы, свидетелям и полиции. Многие уже отметили поставленный Пэрисом Барклаем эпизод про Тони Хьюза. В контексте событий последних лет – а именно движений ЛГБТ и BLM – здесь уже начинается настоящая услада для создателей (а в их числе масса «угнетаемых» - в т.ч. и глава этого проекта Райана Мёрфи – открытый гей).
Вопросы расовой дискриминации и общей нетерпимости белых в отношении всяких меньшинств в начале 90-ых – звучат очень форсированно. Уроков-то из этого всё равно никто не извлёк – халатные сотрудники полиции в итоге остались безнаказанными, а кто хотел подбить копейку на славе Дамера, всё равно успел это сделать. Поэтому наиболее интересными моментами второй половины сериала становятся только два сегмента.
Первый касается родителей Дамера. Отец тяжело переживает случившееся, привычно перебрасывает ответственность на какие-то отдельные события в жизни Джеффа, на мать, пытается в итоге взвалить этот груз на себя, не отдавая всё же отчёта о том, что конкретно стало причиной. Второй занимательный момент – на огонёк заглядывают Эд Гин и Джон Уэйн Гейси. Здесь авторы, наверное, впервые затрагивают серийных убийц как явление социальное – а не индивидуальное. Доселе подобные связи создавали лишь в рамках той истории, где Банди консультировал следователей по вопросу поимки Гэри Риджуэя.
Итог же истории озвучивается священником – едва ли мы когда-то поймём, что превратило Дамера в убийцу. С точки зрения психологии конечно же это уже авторы сериала снимают с себя ответственность за вынесение каких-либо приговоров. Их больше занимает освещение угнетения меньшинств. К тому же ранее упомянутый нюанс с названием – попытка обезопасить себя от обвинений в «эксплуатации». Так стоит ли смотреть?
Вердикт будет довольно неожиданным. Не стоит. Да, в сериале получилось довольно детально обрисовать психологический портрет Дамера, вывести наружу корни формирования его личности, постаравшись в сценах насилия обойтись малой кровью. Но вот просто есть такой момент – зачем тратить 9 часов (примерно столько уйдёт на просмотр «Монстра» залпом), когда есть почти шедевральный фильм «Дамер» Дэвида Джейкобсона 2002 года, где за полтора часа режиссёр делает всё тоже, что и Райан Мёрфи за 9 часов – и эффект от этого куда сильнее. Не зря же говорится – краткость – сестра таланта. Может быть формат сериала и предполагает некоторые преимущества, но по большому счёту понимаешь, что «Монстра» можно было бы не так растягивать. Он весьма неплох, но формат местами начинает подводить повествование, и никакое качество картинки не вытягивает длинноты.
А что вы думаете о сериале? Поделитесь своим мнением в комментариях.