Найти тему
Фильманьяк

Царь Эдип (1967) - разбор «эдипова комплекса» с философской точки зрения

Пазолини описывал фильм как "историю своего Эдипова комплекса".
Пазолини описывал фильм как "историю своего Эдипова комплекса".
Эдип – сын правителей Коринфа. Однажды он отправляется к оракулу, дабы познать судьбу. Пророчество гласит, что Эдип убьёт своего отца и женится на своей матери. Потрясённый Эдип отправляется куда глаза глядят боясь, что возвращение в отчий дом действительно может погубить его родителей. Вот только Эдип не знает, что он приёмный…
Эдип тщеславен, победу достигает обманом. Где-то неподалёку зачитывают "да воздастся каждому по делам его".
Эдип тщеславен, победу достигает обманом. Где-то неподалёку зачитывают "да воздастся каждому по делам его".

Ничто так не приближает человека к собственной судьбе, как желание убежать от неё. Юный Эдип этого не знал. Брошенный в очень раннем возрасте, он даже не сохранил в себе воспоминаний о своих настоящих родителях. Однако это лишь свойство нашего сознания. Бессознательное же помнит всё. Поэтому Эдип привязывается к новым родителям, и дурной сон – словно символ некоего вторжения в эту гармонию. Этот страх толкает Эдипа на поиски ответов – и некоторое время спустя он пожалеет о своём решении познать судьбу. И чтобы пророчество не сбылось, он бежит прочь. Однако же чем дальше он будет ведом искушениями, тем ближе к трагической развязке будет подходить.

Камень с указателями "Направо пойдёшь - смерть свою найдёшь" есть во многих культурах. Философия детерминизма сталкивается с психоанализом на этом камне преткновения. Представляемый выбор уже подразумевает отсутствие иных путей.
Камень с указателями "Направо пойдёшь - смерть свою найдёшь" есть во многих культурах. Философия детерминизма сталкивается с психоанализом на этом камне преткновения. Представляемый выбор уже подразумевает отсутствие иных путей.

Трагедия Софокла в интерпретации Пьера Паоло Пазолини идёт дальше психоаналитических обобщений, выходя в некое философское измерение, в котором многое становится символично. Испытания, выпадающие на долю Эдипа, словно затрагивают те основы, на которых зиждется его душа. Очень показателен в этом плане поединок с чудовищем. В трагедии противостояние со Сфинксом происходило иначе. В фильме же чудовище становится ещё одним символом, словно материализовавшимся природным страхом из подсознания, грозным предзнаменованием, которое призывает Эдипа остановиться, задуматься, задаться вопросом.

Причудливая форма меча Эдипа, которым он убивает отца - насмешка Пазолини над особо фанатичными "фрейдистами".
Причудливая форма меча Эдипа, которым он убивает отца - насмешка Пазолини над особо фанатичными "фрейдистами".

И хотя жанр исходного произведения Софокла определяется как «трагедия», хороший вопрос о том, применима ли эта характеристика к фильму Пазолини. Ведь у него в финале герой, после горького осознания тщетности своих попыток, словно внезапно обретает упокоение. Душа больше не обременена тревогой о неизбежности рока. В глазах больше нет этого бунта против самого себя.

Режиссёр исполнил в фильме роль жреца, обращающегося к Эдипу за помощью.
Режиссёр исполнил в фильме роль жреца, обращающегося к Эдипу за помощью.

Если вы интересуетесь психоанализом, но всё «фрейдистское» у вас не укладывается в голове, а остаётся где-то на уровне ассоциаций с «сигарами» - срочно смотрите «Царя Эдипа». Этот фильм – великолепная иллюстрация не столько мифа об Эдипе, сколько вообще того, как человек приходит к осознанию того, что им движет. Это, если угодно, сказ о том, как чрез путешествие по жизни можно подойти к «комнате» из «Сталкера».

Одна из трактовок предполагает, что рождение Эдипа в 1922 году подразумевает, что в финале он оказывается в постфашистской Италии, что делает фильм высказыванием о заблуждениях целой страны.
Одна из трактовок предполагает, что рождение Эдипа в 1922 году подразумевает, что в финале он оказывается в постфашистской Италии, что делает фильм высказыванием о заблуждениях целой страны.

Ведь если вспомнить, в великом фильме Андрея Тарковского ни один из героев не решился войти в комнату, словно смутно боясь той сущности, коей они являются и которая определяет всё их бытие. В истории про Эдипа всё заходит дальше – герой проходит через испытания, открывает неприятную правду о самом себе, расплачивается за свои ошибки и прегрешения, но в конечном итоге он оказывается по ту сторону чувства вины, обретая успокоение. Многим из нас не мешало бы остановиться и задуматься, а чего ради мы стремимся к переменам, отчего нас не устраивает наша жизнь и мы сами?

Стилистика фильма для знатоков покажется очень причудливой - от пейзажей и декораций до костюмов и музыки. Всё это - не дефицит студийной барахолки, а сознательные решения Пазолини, который таким образом хотел сформировать на экране совершенно другое измерение, которое можно было бы принять за наш мир.
Стилистика фильма для знатоков покажется очень причудливой - от пейзажей и декораций до костюмов и музыки. Всё это - не дефицит студийной барахолки, а сознательные решения Пазолини, который таким образом хотел сформировать на экране совершенно другое измерение, которое можно было бы принять за наш мир.

Встреча с самим собой может быть очень болезненна, но иногда лучше не кидать своего Сфинкса в пропасть. Он никуда не денется. В конце концов, не зря кто-то из великих сказал – единственный способ правильно жить – идти к правде. Пусть даже порой цена за это высока. Конечно, звучит всё это как очень абстрактные рассуждения. Но вот в чём мастерство Пьера Паоло Пазолини – он почти без слов смог все эти размышления выразить в своём девятом фильме. А «Царь Эдип» действительно порой очень скуп на диалоги, зато какой мощью они обдают, когда некоторые персонажи начинают говорить.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.