Найти в Дзене

Фильм "Карнавальная ночь", как Рязанову удалось создать Новогоднее настроение на съемочной площадке.

Каждый год 31 декабря перед самой полночью мы слушаем знакомую песню со словами: "Пять минут, пять минут, бой часов раздастся вскоре". Эта мелодия звучит аж из 1956 года. Перед Новым годом всегда хочется волшебства. 29 декабря 1956 года одно из таких чудес подарил людям никому не известный режиссер Эльдар Рязанов, создавший цветной фильм с искрометными шутками, яркими карнавальными костюмами и зимними декорациями. Сегодня я решил Вам рассказать о том, как снималась лента Карнавальная ночь, ради просмотра которой люди часами стояли в очередях. Еще до начала съемок перед Эльдаром Рязановым поставили амбициозную задачу: сделать музыкальную комедию не хуже, чем в Голливуде. На картине работали одни из самых талантливых художников-постановщиков того времени Константин Ефимов и Олег Гроссе. Им предстояло сделать декорации, способные удивить зрителей. Правда, самая оригинальная идея — огромный будильник на сцене с ударником наверху и оркестром по бокам — принадлежала не им, а Эльдару Рязанову

Каждый год 31 декабря перед самой полночью мы слушаем знакомую песню со словами: "Пять минут, пять минут, бой часов раздастся вскоре". Эта мелодия звучит аж из 1956 года. Перед Новым годом всегда хочется волшебства. 29 декабря 1956 года одно из таких чудес подарил людям никому не известный режиссер Эльдар Рязанов, создавший цветной фильм с искрометными шутками, яркими карнавальными костюмами и зимними декорациями. Сегодня я решил Вам рассказать о том, как снималась лента Карнавальная ночь, ради просмотра которой люди часами стояли в очередях.

  • «Карнавальная ночь» стала первой художественной лентой Эльдара Рязанова, который до этого снимал только документальные фильмы. Сценарий этой картины уже давно пылился на полке, и его, по сути, впихнули Рязанову, когда тот заикнулся, что хочет снимать художественное кино. Так как другого шанса поработать на «Мосфильме» могло не представиться, молодой режиссер пожертвовал запланированным отпуском и начал работу.
  • Одной из основных сложностей стало то, что сценарий фильма был очень сырой: в нем были подробно описаны сатирические моменты с Огурцовым, а вот характер и поведение остальных персонажей были совершенно не прописаны. Одна из самых ярких и любимых зрителями сцен фильма, в которой Гурченко поет песню «Пять минут», была и вовсе описана одной-единственной фразой: «Леночка Крылова поет песню-приветствие».
  • Также в сценарии было много недочетов и несостыковок, и режиссер боялся, что зритель это заметит. Поэтому прибегнул к хитрому приему: быстрой смене сцен, танцевальных и музыкальных номеров, резким сюжетным поворотам, чтобы не дать зрителю времени вдуматься в сюжет. Некоторые сцены специально переснимались, и если в первых дублях они шли минуты по 2, то в 5–6-м их сокращали до 1 минуты. В результате фильм получился феноменально коротким для того времени — немногим более 1 часа 10 минут.

Первый советский мюзикл

Еще до начала съемок перед Эльдаром Рязановым поставили амбициозную задачу: сделать музыкальную комедию не хуже, чем в Голливуде. На картине работали одни из самых талантливых художников-постановщиков того времени Константин Ефимов и Олег Гроссе. Им предстояло сделать декорации, способные удивить зрителей. Правда, самая оригинальная идея — огромный будильник на сцене с ударником наверху и оркестром по бокам — принадлежала не им, а Эльдару Рязанову.

Кадр из фильма «Карнавальная ночь». Режиссер Э. Рязанов. 1956 год
Кадр из фильма «Карнавальная ночь». Режиссер Э. Рязанов. 1956 год

Будильник построили в павильоне «Мосфильма», где снимали почти все музыкальные номера. А интерьерные съемки проводили в фойе и коридорах Театра Советской армии.

Это обернулось испытанием: осветительные приборы, не предназначенные для обычных интерьеров (их использовали на открытом воздухе или в специально оборудованных павильонах), сильно нагревались. Группе приходилось работать в духоте. Еще одним испытанием стали съемки финального концерта. Вся еда на столах была настоящей, и через два-три дня на площадке стало попахивать тухлятиной. Но создателей фильма это мало волновало — они делали идеальную картинку, а запах на ней никак не отражался.

-3

Над нарядами трудились лучшие костюмеры. Платья Леночки Крыловой, вдохновением для которых послужил new look Кристиана Диора и которым завидовали все советские модницы, — их заслуга. А еще — модные свитера с оленями, которые тогда сложно было найти в продаже, и стильная шотландка в разных вариациях.

За танцевальные номера отвечали руководитель Молодежного ансамбля танца Аркадий Обрант и главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская, до этого работавшая на картинах Григория Александрова «Цирк» и «Волга-Волга».

Естественно, нельзя не вспомнить про музыку в фильме "Карнавальная ночь", ведь именно музыка является основной данной ленты. Тексты песен написали Владимир Лифшиц и Вадим Коростылев, музыку создал композитор Анатолий Лепин, который впоследствии работал над многими картинами Рязанова. Людмила Гурченко вспоминала, что с музыкальными номерами экспериментировали. Например, ее вокал в «Песне о хорошем настроении» записывали отдельно от оркестра

А вот слова к песенке "5 минут" написал поэт Владимир Лифшиц. По изначальной задумке песня не должна была быть к чему-то привязано, но потом было решено обыграть всё таким образом, чтобы эта песня исполнялась за 5 минут до Нового Года. Именно по этой причине художники картины предложили выставить на сцене огромный будильник.

-6

Людмила Гурченко изначально провалила пробы по вине неопытного оператора, который неправильно подобрал ей одежду и свет. И на главную роль взяли актрису самодеятельности Людмилу Касьянову. Лишь на 3-й день Эльдар Рязанов понял, что Касьянова не годится на эту роль. Встретив случайно в коридоре «Мосфильма» Гурченко, директор киностудии Пырьев, который во многом помогал Рязанову при съемках фильма, предложил ей повторные пробы, на которых и утвердил ее на роль Леночки Крыловой.

-7

По словам Эльдара Рязанова, на пробах Гурченко хорошо пела, танцевала, но молодой оператор так отснял ее, что она казалась чудовищно некрасивой — прямо обезьянка. Пырьев убрал молодого оператора и заменил более опытным.

А чтобы актриса в кадре выглядела еще более миловидно и озорно, ей приподняли кончик носа при помощи ленты, которая шла вдоль переносицы.

-8

Для роли актрису нарядили в платья, пошитые по образцам Dior конца 1940-х годов. За весь фильм Леночка Крылова поменяла 6 платьев силуэта new look, которые эффектно подчеркивали осиную талию Гурченко.

Вопреки слухам, талия у Гурченко не была феноменально тонкой, а вполне нормальной — 68 см. Но, как утверждает костюмер актрисы Ирина Великанова, благодаря узкой кости для съемок «Карнавальной ночи» ее без проблем затянули до 58 см

Для Людмилы Гурченко «Карнавальная ночь» стала вторым фильмом, в котором она снялась, и сразу сделала ее знаменитостью, а также эталоном красоты для своего поколения.

Чтобы походить на Леночку Крылову и выглядеть стройнее, женщины затягивались в корсеты, а также делали легкую химическую завивку. А столичные красавицы из обеспеченных семей вовсю старались достать себе предмет всеобщего вожделения — роскошную белую муфту.

-9

Эта муфта повлияла не только на моду, но и на мир кинематографа: год спустя в мультфильме Снежная Коралева у Герды появилась такая же белая муфточка, которая так приглянется Маленькой разбойнице.

Товарищ Огурцов

В роли Огурцова сам режиссер видел только Петра Константинова. Но его пробы Пырьеву сразу не понравились. Он предложил на замену Игоря Ильинского. Тот к середине 50-х был уже не только всесоюзной, но и мировой звездой. Дебютант Рязанов боялся с ним работать, – ему казалось, чем известнее человек, тем хуже у него с дисциплиной, и вообще все звезды много пьют и отвратительно себя ведут в любых ситуациях.

-11

Когда он звонил Ильинскому, очень надеялся, что тот откажется. И актер действительно заявил, что чиновников уже играл в фильме «Волга-Волга», и ему не очень интересно. Но потом они еще поговорили, и режиссер сам не заметил, как уговорил Ильинского сниматься. И был очень удивлен, когда тот явился на площадку. Он легко и запросто общался с молодыми коллегами, позволял им делать себе, народному артисту и лауреату трех Сталинских премий, замечания. Более того, Ильинский постоянно советовался с Рязановым, ему не были чужды сомнения в себе, и слово режиссера он почитал выше всех существующих регалий. Такое его отношение очень помогло, – даже те, кто сомневался в молодом режиссере, его зауважали.

Сценаристы переживали, как он отнесется к своему образу. А тот не на шутку увлекся сценарием, предлагал много своих шуток и идей, бегал и прыгал, как мальчишка, и мог по несколько раз отыгрывать одну и ту же сцену, чтобы найти более точное движение или интонацию.

-12

Немолодой актер все делал сам: прыгал в воду при необходимости, сидел в душном ящике. Он хотел даже, чтобы его поднимали в ящике в воздух над сценой, и стоило больших трудов оговорить его от этого. А над сценой с подменой доклада голубями и лентами, в подготовке которой участвовал известный иллюзионист Кио, он тренировался раз 10, пытаясь обуздать своевольных голубей, пока не отыграл ее словно настоящий фокусник.

Рязанов одним из первых добавил сцену-«хвост»: после того как на экране появляется слово «конец», вдруг снова возникает Огурцов, который убеждает, что за все происходящее «он лично никакой ответственности не несет». Однако при первом показе фильма механик взял и оборвал картину на слове «конец». После этого Рязанов лично подбегал и предупреждал, чтобы кино не отключали раньше времени.

-13

Эпизод с лектором по астрономии, который рассказывал о том, есть ли жизнь на Марсе, был чистой импровизацией режиссеров. Дело в том, что в то время появилось Общество научных знаний, в котором было немало странных людей, готовых рассказывать что угодно, лишь бы платили за лекции. Это и решили высмеять режиссеры.

-14

Причем Сергей Филиппов получил эту роль безо всяких проб. К тому времени, как подошел момент съемок лектора, Рязанов никого не нашел на эту роль, так как Пырьев отвергал все предложенные им кандидатуры. И тут пришел Филиппов. Его решили добавить прямо в сцену, а если результат окажется неудачным — убрать эпизод вовсе. Но результат оказался отличным, Пырьев, пересматривая кадры, хохотал, а актера утвердили. В первый съемочный день Сергей Филиппов, которому досталась роль лектора Никадилова, пришел изрядно поддатым. И в первый момент Эльдар Рязанов был очень доволен этим фактом, ведь Филиппову нужно было сыграть хорошенько выпившего человека.

В 2007 году Эльдар Рязанов решил снять продолжение под названием "Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя". Из старого состава в фильм вернулись Людмила Гурченко и Владимир Зельдин. Правда, действия фильма происходят в реальном времени, где существует фильм "Карнавальная ночь", и где Рязанов хочет снять продолжение, но ему приходится "воевать" с директором ДК Кабачковым в исполнении Сергея Маковецкого.

Рязанов создавал мюзикл, не имея в этом жанре никакого опыта. Но благодаря таланту режиссера, стараниям команды и удачным совпадениям получился душевный, смешной и красивый фильм, который буквально искрится праздничным настроением и надеждой на лучшее будущее.

-15

Радости Рязанова не было предела, когда он увидел, что зрители толпами идут в кинотеатры, чтобы посмотреть новогодний фильм от молодого режиссера. В короткие сроки фильм "Карнавальная ночь" стал настоящим хитом, на котором выросло несколько поколений. И даже спустя почти 70 лет мы все равно пересматриваем эту замечательную ленту, а песни, исполненные в фильме, уже давно стали хитами, без которых уже трудно представить себе новогодние праздники.

«Карнавальную ночь» отправили за границу, показали в Японии и странах СЭФ. Еще больше, чем советские зрители, фильм полюбили жители Восточной Германии. Как рассказывал режиссер, на премьере в Дрездене он был с Тамарой Носовой и Юрием Беловым. После просмотра актер еле ушел живым из кинотеатра, – поклонницы окружили его и едва не разорвали одежду. А когда группа уезжала, на перроне их провожал духовой оркестр при полном параде.

-16

По итогу проката фильм собрал вокруг себя 48,6 миллионов зрителей, что обеспечило ему первое место в списке лидеров советского проката 1956 года.

Рязанов при съемках не только сильно запоздал со сроками, но и потратил средств куда больше, чем планировалось, — на целый миллион рублей.

А песня «Пять минут» стала настоящим гимном Нового года, который исполняют из года в год.

Какие чувства и воспоминания у вас вызывает этот фильм? Напишите в коментариах.

Спасибо за внимание мой дорогой читатель.

Ставим лайк и подписываемся на канал , что бы не пропустить интересные публикации Вам не трудно, а мне приятно.

Также будет Вам интересно: