Найти в Дзене

Нежное кино: по следам фильма «Три тополя на Плющихе».

Оглавление

Картина Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» Однако, речь идет совсем не о деревьях. Три тополя действительно росли, но... на Шаболовке. Сейчас остался один. Картина вышла на экраны весной 1968 года и сразу стала лидером проката, покорив зрителей задушевной лирической историей, в которой деревенская жительница Нюра в исполнении блистательной Татьяны Дорониной приезжает в Москву, чтобы продать по заданию своего мужа  домашнюю ветчину. И встречает мечтательного таксиста.

Фильм пользовался оглушительным успехом, зрители, а особенно зрительницы, разделились на два лагеря — поддерживающих и не понимающих героиню. Песня «Нежность» стала суперхитом, а в парикмахерских самой популярной была прическа «под Доронину». Вячеслав Шалевич рассказывал, что одна из зрительниц призналась, что смотрела «Три тополя на Плющихе» восемь раз. «Зачем? Неужели фильм настолько вас пронзил?» — спросил актёр. Оказалось, что женщина каждый раз надеялась, что вдруг концовку пересняли, и героиня Татьяны Дорониной решится открыть дверь и выйти к ждущему её таксисту…

Все началось с песни

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год

Свою «Нежность» Александра Пахмутова вместе с поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым написали в 1965 году.

Именно с «Нежности» начались «Три тополя на Плющихе». Песня очень нравилась Татьяне Лиозновой, уже снявшей на тот момент несколько фильмов (правда, главный триумф — «Семнадцать мгновений весны» — еще впереди, в 1973 году). Железная леди советского кино решила обязательно использовать загадочную песню в своей следующей ленте. Она примеряла то одну, то другую историю... Однажды, прочитав рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», Лиознова поняла: вот оно! Два героя случайно встречаются и проходят мимо своего возможного счастья. Ключом к их истории и станет «Нежность». Действие Лиознова перенесла с Шаболовки на Плющиху, чтобы избежать лишних ассоциаций (находящаяся на Шаболовке Шуховская башня в то время была символом советского телевидения).

-3

История, которая легла в основу фильма, проста и незабываема. Молодая женщина Нюра (Татьяна Доронина) приезжает из деревни в Москву, чтобы продать на рынке домашнюю ветчину. От вокзала до Плющихи, где живет золовка Нюры, ее везет таксист Александр (Олег Ефремов). Между ними возникает симпатия, и герои договариваются встретиться позже. Но обстоятельства мешают, и история их любви останавливается в самом начале. Простейший сюжет дополнился актерским талантом Дорониной и Ефремова, работой Лиозновой и оператора Петра Катаева, музыкой Пахмутовой — и получился прекрасный фильм.

Кульминационная сцена связана с той самой песней. Помните? Дождь, герои сидят в машине, Саша ищет песню «Нежность» по радио — она как раз часто звучит в эфире, а Анна со свойственной ей простотой говорит, что такой песни не знает, но у нее тоже есть одна любимая. Она начинает петь, и оказывается, что это как раз та самая композиция. По глазам героя Ефремова, снятым крупным планом, становится понятно: пропал.

-4

Кстати, крупные планы — один из главных инструментов, с помощью которых Лиознова добилась особенной атмосферы своей картины. А как такие планы снимать технически в салоне автомобиля, придумал оператор Петр Катаев. Для такси, в котором сидят герои, нашли дублера. Вторую машину распилили и сняли с нее лобовое стекло. Таким образом камера могла максимально близко подобраться к Ефремову и Дорониной с любого ракурса.

Были и другие ухищрения — куда без них в большом кино. Лиознова хотела дать диалог актеров во время дождя живым, то есть без последующего пере озвучивания. Но когда на крышу такси полилась вода из машины, имитирующей дождь, стало понятно: это полностью заглушает голоса. Решение придумал звукооператор картины Леонард Бухов. На крышу авто положили несколько матов, которые смягчали лишние шумы.

-5

Автомобиль, в котором таксист Саша вез Нюру, — знаменитая мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21, которая снималась во многих фильмах. Это «такси на Дубровку» из «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая, и одна из «Волг» Юрия Деточкина из «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, и машина из фильма «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова. Сейчас машина на заслуженном отдыхе — в музее «Мосфильма».До съемок Ефремов не умел водить машину, не имел водительских прав. Пришлось пройти ускоренные курсы вождения.

Татьяна Лиознова не проводила кинопроб, были только фотопробы. Татьяна Доронина и Вячеслав Шалевич не горели желанием сняться в её новом фильме. Шалевич не хотел играть мужа главной героини, потому что тот был отрицательным персонажем, а Доронина не хотела быть колхозницей. Режиссёр пообещала Шалевичу, что такой роли у него ещё не было, и убедила актёра, а Доронина согласилась сама, увидев результат проб. Её покорило то, что её «колхозницу» не стремились приукрасить и сделать модной, а сняли как есть, без макияжа и прически. На роль таксиста вместе с Олегом Ефремовым пробовался Николай Рыбников, но в паре с главной героиней Ефремов смотрелся лучше

Работать с Дорониной на съемочной площадке было чрезвычайно сложно. Помните фильм "Мачеха"? Формально режиссером числится Олег Бондарев, но на самом деле съемками фактически руководила именно Татьяна Доронина. Нечто подобное происходило и во время работы над "Три тополя на Плющихе". Доронина постоянно конфликтовала с Лиозновой. И даже отказалась есть в кадре мороженое (в сцене прибытия в Москву), заявив "разве вы не знаете, что я не люблю мороженое". Татьяна Лиознова встала перед выбором: потерять часть авторитета, но сохранить Доронину, или спасти "лицо", но поставить под угрозу фильм. Пришлось, как говорится, "прогнуться" и отказаться от эпизода с мороженым, но разве оно того не стоило?

-7

А вот Олег Ефремов был одним из любимых актеров Лиозновой, и несмотря на то, что к тому времени уже являлся выдающимся советским режиссером и руководителем "Современника", никаких трудностей на съемочной площадке не создавал.

-8

В эпизодической бессловесной роли нового Нининого возлюбленного снялся 34-летний Виктор Сергачев.

-9

Актер известен огромным количеством сыгранных ролей (в основном эпизодических), но главное киновоплощение в жизни от Сергачева предательски ускользнуло. Виктор Николаевич был одним из основных претендентов на роль Хмыря в "Джентльменах удачи", однако в последний момент Александр Серый и Георгий Данелия все-таки предпочли более именитого Георгия Вицина.

Виктор Сергачев. Фотопробы на роль Хмыря
Виктор Сергачев. Фотопробы на роль Хмыря

Фильм снимали вовсе не на Плющихе. Дом, куда Саша привозит Нюру, находится на Ростовской набережной. Сцены квартиры Нины снимались в настоящем жилом доме. Хозяева на время уехали за город и предоставили ключи съёмочной группе Во дворе построили декорации кафе «Три тополя». Отсюда и название ленты.

-11

Станцию, с которой героиня уезжает в Москву, запечатлели в Зарайске, недалеко от столицы. Деревенские сцены — в селе Смедово, сразу за кольцевой дорогой.

-12

Удивительный маршрут по Москве.

Еще одной героиней фильма стала Москва. Предлагаем пройти по следам Нюры и Саши и вспомнить, на фоне чего разворачивается их история.

Правда, первый раз зритель попадает в столицу еще до приезда туда героини. Помните, как таксист забирает под утро молодую девушку с Комсомольского проспекта? Мы видим кинотеатр «Фитиль», который работает и сегодня, а чуть вдалеке — церковь Николы в Хамовниках.

Девушка, на которую со сдержанным неодобрением посматривает Саша и с которой скоро так сильно будет контрастировать Анна, просит отвезти ее домой «на Кутузовский, за панораму» — то есть в окрестности музея-панорамы «Бородинская битва». Внимательный зритель быстро заметит художественное допущение: на самом деле таксист высаживает девушку в Пожарском переулке. Затем Саша едет по пустой утренней Москве, мелькает снятая сверху Лубянская площадь.

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год

В следующий раз мы окажемся в Москве уже с героиней и будем вместе с ней ловить такси на Комсомольской площади, а заодно осмотримся. Непривычно видеть площадь без универмага — его построят только в 1983 году, то есть через 25 лет после съемок.

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год

Герои наконец встречаются — Нюра садится в такси и едет по столичным улицам с еще одним пассажиром — добрым дедушкой. Саша отвозит того на Большую Пироговскую улицу, к комплексу общежитий Института красной профессуры. Это интересный образец конструктивизма конца 1920-х: восемь зданий расположены в шахматном порядке и соединены между собой галереями. Комплекс был построен в 1929–1932 годах. В нем размещались общежития и квартиры сотрудников института. Из-за своей необычной планировки здание получило название «дом-пила».

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год

От Большой Пироговки до Плющихи ехать совсем недолго, но герои почему-то отправляются колесить по столице. То ли Саша не хотел так быстро расставаться с прекрасной пассажиркой, то ли Татьяне Лиозновой важно было показать другую красавицу — Москву. Сначала мы попадаем на Новый Арбат (тогда — проспект Калинина). Здесь еще завершается строительство. Дома-книжки уже стоят, но между ними еще нет торговых корпусов. В кадр здесь попадает церковь Симеона Столпника на Поварской, которая чудом уцелела во время строительства проспекта Калинина.

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год

Начинается дождь. Наши герои будут пережидать его, припарковавшись в переулке Сивцев Вражек. Здесь состоится один из ключевых диалогов и будет спета та самая песня. Дождь постепенно заканчивается, а мы магическим образом оказываемся на Манежной площади (в 1967 году, когда проходили съемки, она была еще проезжей). Затем — Смоленская набережная и Комсомольский проспект. Здесь в кинотеатре «Горизонт» Саша обходит очередь, утверждая, что у него в машине «сидят чешские товарищи», и покупает два билета на фильм «Встреча в горах». Фильм настоящий — это комедия грузинского режиссера Николая Санишвили, снятая в 1966 году.

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год

Под наивные рассуждения Нюры про Америку мы снова попадаем на Смоленскую набережную и наконец добираемся до Плющихи. Героиня так описывает здание, которое ей нужно: «Там дом такой, что и проглядеть-то нельзя. Отовсюду видать... Мост там. И церква старая. Как дом-то сложили, так церква в землю ушла. Скукожилась». Наконец он найден — это Дом архитекторов, который находится по адресу: Ростовская набережная, дом 5. А «церква» — это церковь Благовещения Богородицы, не сохранившаяся до наших дней. В 1932 году ее закрыли, а к концу 1960-х снесли полностью.

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год

В фильме таксист Саша приглашает Нюру в кино. Приезжает в назначенное время во двор дома, где она остановилась. Элегантный, в костюме. Ждет несколько часов, она же робко выглядывает из окна, а потом и вовсе прячется в глубине квартиры. На свидание Нина так и не выйдет. Продаст выгодно домашнюю ветчину на рынке, вернется к мужу и детям в деревню с обновками и пачкой купюр. И лишь когда по радио вновь передадут «Нежность», Нюра застынет, и на глазах у нее появятся слезы. А муж так и не дождется ответа на вопрос, что из обновок она купила себе.

Интересно, что сцены дома у золовки Нюры действительно снимали в Доме архитекторов. Хозяева квартиры на время уступили ее съемочной группе. А кафе «Три тополя» кинематографистам пришлось сооружать самим. Около него герой Ефремова прождет Нюру целый час. Современные зрители во время просмотра этой сцены испытывают, вероятно, такие же эмоции, что и те, кто впервые посмотрел этот фильм в 1968 году: волнуются, когда героиня не может найти ключи, надеются, что Саша все-таки подождет еще... И думают после титра «Конец», почему же Нюра так и не вышла.

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Режиссер Т. Лиознова. 1968 год

После демонстрации фильма на экранах мнения зрителей разделились: кто-то был разочарован, что Нюра не пошла на свидание с Сашей. Другие хвалили главную героиню, понимая, что мимолетные увлечения добром для матери двоих детей точно бы не закончились. Ведь реальная жизнь не кино. «Уж лучше пусть она вспоминает о своей поездке в Москву с нежностью, чем с горечью», — написал режиссеру один из зрителей.

Исполнительницу главной роли Татьяну Доронину журнал «Советский экран» признал лучшей актрисой года, а песня «Нежность», которую спела ее героиня, стала настоящим хитом.

За пятьдесят с лишним лет «Три тополя» не потеряли своего очарования: простая история двух разминувшихся в столице людей до сих пор трогает сердца

Премьера "Три тополя на Плющихе" состоялась 29 апреля 1968 года. Его посмотрело 26 миллионов зрителей.

Спасибо за внимание мой дорогой читатель.

Ставим лайк и подписываемся на канал , что бы не пропустить интересные публикации Вам не трудно, а мне приятно.

Также будет Вам интересно: