Картина Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» Однако, речь идет совсем не о деревьях. Три тополя действительно росли, но... на Шаболовке. Сейчас остался один. Картина вышла на экраны весной 1968 года и сразу стала лидером проката, покорив зрителей задушевной лирической историей, в которой деревенская жительница Нюра в исполнении блистательной Татьяны Дорониной приезжает в Москву, чтобы продать по заданию своего мужа домашнюю ветчину. И встречает мечтательного таксиста.
Фильм пользовался оглушительным успехом, зрители, а особенно зрительницы, разделились на два лагеря — поддерживающих и не понимающих героиню. Песня «Нежность» стала суперхитом, а в парикмахерских самой популярной была прическа «под Доронину». Вячеслав Шалевич рассказывал, что одна из зрительниц призналась, что смотрела «Три тополя на Плющихе» восемь раз. «Зачем? Неужели фильм настолько вас пронзил?» — спросил актёр. Оказалось, что женщина каждый раз надеялась, что вдруг концовку пересняли, и героиня Татьяны Дорониной решится открыть дверь и выйти к ждущему её таксисту…
Все началось с песни
Свою «Нежность» Александра Пахмутова вместе с поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым написали в 1965 году.
Именно с «Нежности» начались «Три тополя на Плющихе». Песня очень нравилась Татьяне Лиозновой, уже снявшей на тот момент несколько фильмов (правда, главный триумф — «Семнадцать мгновений весны» — еще впереди, в 1973 году). Железная леди советского кино решила обязательно использовать загадочную песню в своей следующей ленте. Она примеряла то одну, то другую историю... Однажды, прочитав рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», Лиознова поняла: вот оно! Два героя случайно встречаются и проходят мимо своего возможного счастья. Ключом к их истории и станет «Нежность». Действие Лиознова перенесла с Шаболовки на Плющиху, чтобы избежать лишних ассоциаций (находящаяся на Шаболовке Шуховская башня в то время была символом советского телевидения).
История, которая легла в основу фильма, проста и незабываема. Молодая женщина Нюра (Татьяна Доронина) приезжает из деревни в Москву, чтобы продать на рынке домашнюю ветчину. От вокзала до Плющихи, где живет золовка Нюры, ее везет таксист Александр (Олег Ефремов). Между ними возникает симпатия, и герои договариваются встретиться позже. Но обстоятельства мешают, и история их любви останавливается в самом начале. Простейший сюжет дополнился актерским талантом Дорониной и Ефремова, работой Лиозновой и оператора Петра Катаева, музыкой Пахмутовой — и получился прекрасный фильм.
Кульминационная сцена связана с той самой песней. Помните? Дождь, герои сидят в машине, Саша ищет песню «Нежность» по радио — она как раз часто звучит в эфире, а Анна со свойственной ей простотой говорит, что такой песни не знает, но у нее тоже есть одна любимая. Она начинает петь, и оказывается, что это как раз та самая композиция. По глазам героя Ефремова, снятым крупным планом, становится понятно: пропал.
Кстати, крупные планы — один из главных инструментов, с помощью которых Лиознова добилась особенной атмосферы своей картины. А как такие планы снимать технически в салоне автомобиля, придумал оператор Петр Катаев. Для такси, в котором сидят герои, нашли дублера. Вторую машину распилили и сняли с нее лобовое стекло. Таким образом камера могла максимально близко подобраться к Ефремову и Дорониной с любого ракурса.
Были и другие ухищрения — куда без них в большом кино. Лиознова хотела дать диалог актеров во время дождя живым, то есть без последующего пере озвучивания. Но когда на крышу такси полилась вода из машины, имитирующей дождь, стало понятно: это полностью заглушает голоса. Решение придумал звукооператор картины Леонард Бухов. На крышу авто положили несколько матов, которые смягчали лишние шумы.
Автомобиль, в котором таксист Саша вез Нюру, — знаменитая мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21, которая снималась во многих фильмах. Это «такси на Дубровку» из «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая, и одна из «Волг» Юрия Деточкина из «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, и машина из фильма «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова. Сейчас машина на заслуженном отдыхе — в музее «Мосфильма».До съемок Ефремов не умел водить машину, не имел водительских прав. Пришлось пройти ускоренные курсы вождения.
Татьяна Лиознова не проводила кинопроб, были только фотопробы. Татьяна Доронина и Вячеслав Шалевич не горели желанием сняться в её новом фильме. Шалевич не хотел играть мужа главной героини, потому что тот был отрицательным персонажем, а Доронина не хотела быть колхозницей. Режиссёр пообещала Шалевичу, что такой роли у него ещё не было, и убедила актёра, а Доронина согласилась сама, увидев результат проб. Её покорило то, что её «колхозницу» не стремились приукрасить и сделать модной, а сняли как есть, без макияжа и прически. На роль таксиста вместе с Олегом Ефремовым пробовался Николай Рыбников, но в паре с главной героиней Ефремов смотрелся лучше
Работать с Дорониной на съемочной площадке было чрезвычайно сложно. Помните фильм "Мачеха"? Формально режиссером числится Олег Бондарев, но на самом деле съемками фактически руководила именно Татьяна Доронина. Нечто подобное происходило и во время работы над "Три тополя на Плющихе". Доронина постоянно конфликтовала с Лиозновой. И даже отказалась есть в кадре мороженое (в сцене прибытия в Москву), заявив "разве вы не знаете, что я не люблю мороженое". Татьяна Лиознова встала перед выбором: потерять часть авторитета, но сохранить Доронину, или спасти "лицо", но поставить под угрозу фильм. Пришлось, как говорится, "прогнуться" и отказаться от эпизода с мороженым, но разве оно того не стоило?
А вот Олег Ефремов был одним из любимых актеров Лиозновой, и несмотря на то, что к тому времени уже являлся выдающимся советским режиссером и руководителем "Современника", никаких трудностей на съемочной площадке не создавал.
В эпизодической бессловесной роли нового Нининого возлюбленного снялся 34-летний Виктор Сергачев.
Актер известен огромным количеством сыгранных ролей (в основном эпизодических), но главное киновоплощение в жизни от Сергачева предательски ускользнуло. Виктор Николаевич был одним из основных претендентов на роль Хмыря в "Джентльменах удачи", однако в последний момент Александр Серый и Георгий Данелия все-таки предпочли более именитого Георгия Вицина.
Фильм снимали вовсе не на Плющихе. Дом, куда Саша привозит Нюру, находится на Ростовской набережной. Сцены квартиры Нины снимались в настоящем жилом доме. Хозяева на время уехали за город и предоставили ключи съёмочной группе Во дворе построили декорации кафе «Три тополя». Отсюда и название ленты.
Станцию, с которой героиня уезжает в Москву, запечатлели в Зарайске, недалеко от столицы. Деревенские сцены — в селе Смедово, сразу за кольцевой дорогой.
Удивительный маршрут по Москве.
Еще одной героиней фильма стала Москва. Предлагаем пройти по следам Нюры и Саши и вспомнить, на фоне чего разворачивается их история.
Правда, первый раз зритель попадает в столицу еще до приезда туда героини. Помните, как таксист забирает под утро молодую девушку с Комсомольского проспекта? Мы видим кинотеатр «Фитиль», который работает и сегодня, а чуть вдалеке — церковь Николы в Хамовниках.
Девушка, на которую со сдержанным неодобрением посматривает Саша и с которой скоро так сильно будет контрастировать Анна, просит отвезти ее домой «на Кутузовский, за панораму» — то есть в окрестности музея-панорамы «Бородинская битва». Внимательный зритель быстро заметит художественное допущение: на самом деле таксист высаживает девушку в Пожарском переулке. Затем Саша едет по пустой утренней Москве, мелькает снятая сверху Лубянская площадь.
В следующий раз мы окажемся в Москве уже с героиней и будем вместе с ней ловить такси на Комсомольской площади, а заодно осмотримся. Непривычно видеть площадь без универмага — его построят только в 1983 году, то есть через 25 лет после съемок.
Герои наконец встречаются — Нюра садится в такси и едет по столичным улицам с еще одним пассажиром — добрым дедушкой. Саша отвозит того на Большую Пироговскую улицу, к комплексу общежитий Института красной профессуры. Это интересный образец конструктивизма конца 1920-х: восемь зданий расположены в шахматном порядке и соединены между собой галереями. Комплекс был построен в 1929–1932 годах. В нем размещались общежития и квартиры сотрудников института. Из-за своей необычной планировки здание получило название «дом-пила».
От Большой Пироговки до Плющихи ехать совсем недолго, но герои почему-то отправляются колесить по столице. То ли Саша не хотел так быстро расставаться с прекрасной пассажиркой, то ли Татьяне Лиозновой важно было показать другую красавицу — Москву. Сначала мы попадаем на Новый Арбат (тогда — проспект Калинина). Здесь еще завершается строительство. Дома-книжки уже стоят, но между ними еще нет торговых корпусов. В кадр здесь попадает церковь Симеона Столпника на Поварской, которая чудом уцелела во время строительства проспекта Калинина.
Начинается дождь. Наши герои будут пережидать его, припарковавшись в переулке Сивцев Вражек. Здесь состоится один из ключевых диалогов и будет спета та самая песня. Дождь постепенно заканчивается, а мы магическим образом оказываемся на Манежной площади (в 1967 году, когда проходили съемки, она была еще проезжей). Затем — Смоленская набережная и Комсомольский проспект. Здесь в кинотеатре «Горизонт» Саша обходит очередь, утверждая, что у него в машине «сидят чешские товарищи», и покупает два билета на фильм «Встреча в горах». Фильм настоящий — это комедия грузинского режиссера Николая Санишвили, снятая в 1966 году.
Под наивные рассуждения Нюры про Америку мы снова попадаем на Смоленскую набережную и наконец добираемся до Плющихи. Героиня так описывает здание, которое ей нужно: «Там дом такой, что и проглядеть-то нельзя. Отовсюду видать... Мост там. И церква старая. Как дом-то сложили, так церква в землю ушла. Скукожилась». Наконец он найден — это Дом архитекторов, который находится по адресу: Ростовская набережная, дом 5. А «церква» — это церковь Благовещения Богородицы, не сохранившаяся до наших дней. В 1932 году ее закрыли, а к концу 1960-х снесли полностью.
В фильме таксист Саша приглашает Нюру в кино. Приезжает в назначенное время во двор дома, где она остановилась. Элегантный, в костюме. Ждет несколько часов, она же робко выглядывает из окна, а потом и вовсе прячется в глубине квартиры. На свидание Нина так и не выйдет. Продаст выгодно домашнюю ветчину на рынке, вернется к мужу и детям в деревню с обновками и пачкой купюр. И лишь когда по радио вновь передадут «Нежность», Нюра застынет, и на глазах у нее появятся слезы. А муж так и не дождется ответа на вопрос, что из обновок она купила себе.
Интересно, что сцены дома у золовки Нюры действительно снимали в Доме архитекторов. Хозяева квартиры на время уступили ее съемочной группе. А кафе «Три тополя» кинематографистам пришлось сооружать самим. Около него герой Ефремова прождет Нюру целый час. Современные зрители во время просмотра этой сцены испытывают, вероятно, такие же эмоции, что и те, кто впервые посмотрел этот фильм в 1968 году: волнуются, когда героиня не может найти ключи, надеются, что Саша все-таки подождет еще... И думают после титра «Конец», почему же Нюра так и не вышла.
После демонстрации фильма на экранах мнения зрителей разделились: кто-то был разочарован, что Нюра не пошла на свидание с Сашей. Другие хвалили главную героиню, понимая, что мимолетные увлечения добром для матери двоих детей точно бы не закончились. Ведь реальная жизнь не кино. «Уж лучше пусть она вспоминает о своей поездке в Москву с нежностью, чем с горечью», — написал режиссеру один из зрителей.
Исполнительницу главной роли Татьяну Доронину журнал «Советский экран» признал лучшей актрисой года, а песня «Нежность», которую спела ее героиня, стала настоящим хитом.
За пятьдесят с лишним лет «Три тополя» не потеряли своего очарования: простая история двух разминувшихся в столице людей до сих пор трогает сердца
Премьера "Три тополя на Плющихе" состоялась 29 апреля 1968 года. Его посмотрело 26 миллионов зрителей.
Спасибо за внимание мой дорогой читатель.
Ставим лайк и подписываемся на канал , что бы не пропустить интересные публикации Вам не трудно, а мне приятно.
Также будет Вам интересно: