Фильму «Девчата» уже более 60 лет, а он по-прежнему смотрится интересно и свежо. И хотя партийной верхушке он показался «чересчур бытовым и мелковатым для советского экрана», зрители мгновенно полюбили живую, немного дерзкую и все же милую Тосю Кислицину, а песни из кинофильма стали настоящими хитами тех лет.
Я решил Вам рассказать несколько занимательных фактов об этой романтической комедии. Дочитайте до конца и узнаете, почему главные герои невзлюбили друг друга и как снимали зимние сцены из фильма в жарком Крыму.
В 1960-е года советский кинематограф по-настоящему расцвел. Это была эпоха юности, оригинальности и стройотрядов. Мелодрамы в жанре соцреализма воспевали подвиги крестьян и рабочих, делая это уникально и интересно. Героями фильмов тех лет были обычные трудяги. Такой кинокартиной мог стать и известный фильм «Девчата» Юрия Чулюкина, однако в результате он превратился в нечто большее. Это был кинофильм о целом поколении, их стремлениях и чувствах. Не последнюю роль играла и любовь.
В основу сценария легла повесть Бориса Бедного «Девчата». Писатель, прошедший войну и немецкий плен, по профессии был лесосплавщиком, а потому прекрасно и глубоко разбирался в том, о чем писал. Благодаря этому его повесть выделялась из всех подобных литературных произведений соцреализма. Когда молодой режиссер Юрий Чулюкин прочитал повесть Бедного в «Роман-газете», он сразу решил снимать по ней фильм. Он встретился с писателем, и вместе они сделали сюжет ярче, развив «бытовую» тематику и добавив лиризма.
Предлагаем вашему вниманию несколько занимательных фактов о том, как снималась не теряющая своего шарма комедия.
Актеры и роли
Худсовет «Мосфильма» отнесся к работе режиссера как к очередной комедии про исправление зазнаек и лодырей в производственном коллективе, но фильм получился и глубже, и смешней, чем от него ожидалось.
- Изначально режиссер Юрий Чулюкин пообещал роль Тоси Кислициной своей жене Наталье Кустинской, и она уже всерьез начала готовиться к пробам, даже изменила походку и нарисовала веснушки. Тем неожиданнее было для нее узнать позже, что съемки фильма уже вовсю идут, а ее роль играет Надежда Румянцева. Чтобы избежать семейного скандала, Чулюкин придумал оправдание, что худсовет посчитал Кустинскую слишком красивой для образа Тоси, и взамен предложил жене роль Анфисы, но она отказалась.
Руководитель проекта Михаил Ромм утвердил Надежду Румянцеву на роль, произнеся ставшую легендарной фразу: «Играть роль будет эта пичуга», просто наблюдая за ней. Надежде Румянцевой не надо было играть ни на пробах, ни на съемочной площадке – она в жизни была очень похожа на главную героиню и совершенно искренне смеялась, шутила, ее буквально переполняла энергия. Еще до начала съемок актриса успела подружиться с одними и разругаться с другими.
Образ немного наивной и скромной, хрупкой, но в то же время решительной девочки Тоси пришел к Надежде Румянцевой сам: однажды к ней в квартиру постучалась поклонница актрисы. Румянцева тогда пригласила девушку на чай, та сняла свое простенькое пальто, оставив шапку-ушанку на голове, и так и сидела в ней, рассказывая актрисе о своих заботах и жизни в детдоме. И актриса поняла: вот она, Тося – в совершенно не соответствующих погоде ботиночках и в тонком пальто, которое годится лишь для теплого Симферополя.
У Надежды Румянцевой в этом фильме была самая большая разница в возрасте между ней и ее героиней: ей было тридцать, а играть предстояло восемнадцатилетнюю девушку.
На роль Коврыгина сначала утвердили актера Владимира Трещалова, отказав все остальным желающим, и он был уверен, что роль его. Но Николай Рыбников доказал всем, что ради роли готов на многое, и заслужил ее, скинув всего за две недели 20 килограммов.
Не сложились у Рыбникова на съемках и отношения с Румянцевой: Николай не понимал, что такого увидел Чулюкин в этой девушке, и почему, снимаясь впервые в кино, она ведет себя, как выскочка, и утверждает, что раз фильм называется «Девчата», то главная в нем она. Именно поэтому сцены ссор между двумя героями давались актерам легко, а вот над любовными сценами приходилось изрядно покорпеть.
На роль красавицы-телефонистки Анфисы свою жену хотел пристроить не только Юрий Чулюкин, но и Николай Рыбников, но к тому времени на нее уже была утверждена Светлана Дружинина, и на всем протяжении съемок актер очень холодно относился к девушке.
В конце съемок худсовет потребовал от режиссера, чтобы он переснял все сцены со Светланой Дружининой, заявив, что Илья бы ни за что не предпочел простоватую Тоську такой шикарной женщине, как Анфиса. Но Юрию Чулюкину удалось уговорить худсовет оставить в фильме актрису, зато пришлось убрать почти все крупные кадры, на которых она была.
Актриса Инна Макарова уже после съемок настолько обиделась на Чулюкина из-за вырезанной сцены, что даже не пришла на премьеру. По сценарию, ее героиня Надя Ерохина не испытывала особых чувств в отношении Ксан Ксаныча, и встречалась с ним, просто чтобы не остаться старой девой. Но, подслушав разговор Ильи и Тоси, решает разорвать с ним отношения, чтобы все же испытать настоящую любовь. При монтаже Юрий Чулюкин посчитал эту сцену слишком серьезной для комедийного фильма и решил вырезать.
Нина Меньшикова (мам Вера, Вера Тимофеевна)
По сценарию Вера самая старшая и рассудительная, учит и опекает Тосю.
На самом деле, их разница в возрасте всего два года: Меньшиковой — 33. Она жена известного режиссера Станислава Ростоцкого. На съемочной площадке держится с достоинством и чуть отстраненно, ее называют «королевой» и обращаются только на «вы».
Роль учительницы в «Доживем до понедельника» она сыграет только в 1968, но и на момент съемок в «Девчатах», ее фильмография насчитывает более десяти работ (в основном эпизодические роли).
Люсьена Овчинникова (Катя)
Катю сыграла подруга Надежды Румянцевой Люсьена Овчинникова, Веру – Нина Меньшикова
А вот для Люсьены именно этот фильм станет ее звездным часом. Театральный ВУЗ окончен пять лет назад, а в активе актрисы всего пять картин, да и те — эпизоды да роли горничных.
Люсьена Овчинникова на момент съемок была настоящей красавицей, но актерская карьера ее не сложилась по многим причинам. Если вам интересна ее история, дайте знать в комментариях, я напишу статью о ее судьбе. Кадр из фильма «Девчата», 1961
«Только после роли Кати режиссёры начнут активно приглашать актрису» на… роли второго плана и эпизоды: «Девять дней одного года» (1962), «Утренние поезда» (1963), «Верность» (1965), «Журналист» (1967), «Большая перемена» (1972).
Только в 1969-ом Люсьена, наконец, сыграет разведенную маляршу Зину в «Мама вышла замуж»...
Присмотритесь к кадру повнимательнее. Никого не узнаете?
Это же будущая звезда Михаил Кокшенов! В «Девчатах» он снялся, когда только начинал актерскую карьеру. Артист потом с улыбкой вспоминал, что в этой сцене ему пришлось выпить целый графин воды — режиссер требовал все новые дубли.
В сцене с поездом снялась самая известная кинобабушка. Почему ее не узнали?
Но Михаил Кокшенов стал не единственным, кого не узнали зрители. В сцене, когда Тося и Илья едут на поезде и наконец помирились, Катя громко кашляет. Она договорилась с Кислицыной, что кашель будет для нее останавливающим сигналом.
В этой сцене за спиной Кати стоят две девушки. Одна из них спустя несколько десятилетий станет самой известной бабушкой в российском современном кино.
Вы, конечно, же знаете эту актрису. Но тогда она была неизвестной. Галина Стаханова в «Девчатах» появилась случайно. Тогда она работала ассистентом гримера в театре и дружила с актрисой Люсьеной Овчинниковой, которая и сыграла Катю в комедии. Люсьена и подсказала режиссеру взять приятельницу в массовку.
Огромные декорации
- Фильм начали снимать в 1961 году. Фильм начали снимать на «Мосфильме». На Мосфильмовской улице, где в 60-х было не так много зданий, для съемок специально посадили 300 деревьев, соорудили здание клуба и повесили огромную вывеску «Леспромхоз». Грим наносили актерам на киностудии, а уже через пару минут они оказывались прямо на съемочной площадке. Когда потеплело, пришлось покрывать все искусственным снегом. Так обычный павильон превратился в настоящую тайгу. Актеры не верили своим глазам, считая, что это невозможно. Это было, действительно, потрясающе. Ведь артисты за пять минут от гримерки доходили до настоящего леса.
Настоящее погружение в атмосферу тайги
Однако изображение заснеженной тайги добиться было трудно. Именно поэтому режиссер фильма Юрий Чулюкин решил поехать со всей съемочной группой в Пермскую область, где и проходили натурные съемки.
А на Урале все, наоборот, мгновенно замерзало. Но нужно было показать, что заботливая и добрая Тося принесла не просто суп для лесорубов, а вкусный обед с пылу с жару. Поэтому вместо супа в миски лили крутой кипяток.
Режиссер, операторы и артисты приехали туда в суровые зимние холода. Актеров пришлось учить водить трактора и работать бензопилой. Снимать в таких условиях оказалось невозможно. Съемочная группа не успевала по срокам из-за сильных заморозков, так как техника постоянно отказывалась работать. Чтобы хоть немного продлить съемочный процесс, приходилось укутывать камеры в настоящие шубы. Жаловались на условия и гримеры, ведь красные лица артистов нельзя было скрыть с помощью грима.
Как Рыбников почти потерял язык
Артист Рыбников на съемках даже чуть не пострадал. Он мог лишиться собственного языка. Зрители помнят сцену, где Тося пробиралась через огромные сугробы, неся в лес горячий обед. Сцену снимали на натуре, в тот день температура опустилась ниже 30 градусов. «Камера, мотор!» — и Рыбников отправляет ложку с супом в рот. Заледеневшая алюминиевая ложка в ту же секунду прилипла к языку, но актер мужественно оторвал ее. Пришлось снимать еще несколько дублей, но Николай и виду не подал перед камерой, что испытывает на самом деле. Надежда Румянцева смогла только ахнуть: «Вот это мужество!»
Создание волшебной зимы
Эта ситуация побудила режиссера отложить съемки до более благоприятной поры. В мае съемочная группа переехала в леспромхоз в Тверской области, чтобы продолжить работу, где договорились о съемках с местным леспромхозом. Там уже было тепло, и за кадром актеры прятались от солнца под зонтиками. Зато перед камерой они в теплых тулупах весьма убедительно поеживались от холода и притопывали на месте, чтобы согреться
Воссоздать зимнее время было проще, чем снимать зимой. Для превращения лета в зиму декораторы извели тонны ваты на создание сугробов. Снежные вихри имитировали с помощью рваной бумаги, а чтобы «снег» блестел, использовали лак. Трактора и краны покрасили известкой, чтобы сымитировать иней.
Сцены с поездом снимали на узкоколейке рядом с настоящим леспромхозом в Рязанской области
Почему Пуговкин и Румянцева мечтали быстрее закончить эту сцену. Из морозов в пекло.
Основные натурные сцены отсняли весной и летом 1961 года, а финал — доснимали уже в августе на мощностях ялтинской киностудии. В Крыму потребовалось еще больше белой ваты и еще больше терпения. Условия для съемок были еще жестче. Артистам приходилось ходить в Крыму в жаркий август, накинув шубы. На улице температура доходила до тридцати градусов. Гримеры еле справлялись с работой из-за обилия пота на лицах артистов.
Помните, как в начале фильма комендант общежития в исполнении Михаила Пуговкина ведет Тосю? А она пытается согреть руки и дышит на них:
Когда снимали эти кадры, Пуговкин и Румянцева на самом деле мечтали, чтобы режиссер как можно быстрее дал команду «Стоп, снято!». И вовсе не из-за холода.
Наоборот, именно эту сцену играли в Крыму, когда там уже стояло лето. На этом фото снизу видно, что остальные участники процесса были одеты очень легко и даже прячутся под навесом от палящего солнца.
Чтобы в кадре зрители увидели суровую уральскую зиму, бревна и лестницу укутали ватой. Технику покрыли известью, которая на экране создавала эффект инея. А еще использовали много рваной бумаги — она выглядела издалека как снежные вихри. Пар, который врывается в комнату, когда кто-то заходит «с мороза», создавали с помощью специального белого газа.
Однако жарче всего пришлось актерам в Ялте, при температуре +30 °C. Именно там снимали финальную романтическую сцену под елью. Румянцева и Рыбников так перегрелись, что гримерам после каждого дубля приходилось вытирать им со лба пот.
Согревающие воспоминания
Атмосфера на съемочной площадке важна для любой картины, но когда речь идет о комедии, этому стоит уделить особое внимание. Только искренне смеющиеся актеры могут заставить смеяться зрителя, и Чулюкину удалось это создать — многие актеры вспоминают свою работу в «Девчатах», как один из самых светлых периодов своей карьеры.
Когда комедия «Девчата» снималась, никто не верил в ее успех. Руководство студии ожидало, что это будет обычная мелодрама в жанре соцреализма. Но режиссеру удалось сделать из сценария невероятное событие. Сегодня кинокартина до сих пор остается одной из самых любимых российскими зрителями.
Все были в восторге от Надежды Румянцевой, и лишь худсовет сомневался, что первый парень на поселке мог выбрать такую простушку
- За рубежом были в восторге от Надежды Румянцевой. Многие называли ее Чарли Чаплиным в юбке, а итальянцы сравнивали ее с женой Федерико Феллини — Джульеттой Мазиной.
- Сходили с ума от Надежды Румянцевой и обычные русские мужчины. Во время съемок в Твери почти все местные парни пытались пригласить ее на свидание и выпытывали у съемочной группы, не замужем ли она.
В каком году вышел фильм?
Съёмки начались в 1961 году, а премьера состоялась уже 7 марта 1962 года к международному женскому дню. Впервые картину показали в московском Центральном доме кино. Удивительно, но больших надежд на фильм не возлагали. Худсовет присвоил ему всего лишь третью прокатную категорию. Это означало, что на весь СССР выпустили только 900 копий фильма. Несмотря на это, успех у картины был грандиозный. Добрую комедию о дружбе и любви только в 1962 году посмотрели 35 миллионов человек.
В этом же году кинофильм получил сразу три международные награды: дипломы Эдинбургского кинофестиваля и Каннского кинофестиваля для молодежи
Надежда Румянцева получила приз за лучшую женскую роль в «Девчатах» на фестивале в Аргентине. Во время награждения она крикнула: «Saludos al pueblo argentino!» («Привет народу Аргентины!»), вызвав восхищение публики и своего любимого актёра Пола Ньюмана.
А в 1990-х годах Светлана Дружинина высказала желание снять продолжение фильма «Девчата», но проект так и не осуществили.
Смотрели ли вы этот фильм? Кто из героев вызывал у вас больше всего симпатии, а кто не понравился? Напишите в комментариях.
Спасибо за внимание мой дорогой читатель.
Ставим лайк и подписываемся на канал , что бы не пропустить интересные публикации Вам не трудно, а мне приятно.
Также будет Вам интересно: