...и обманутых миллионах читателей.
Действительно, в знаменитой книге британского разведчика и по совместительству писателя Даниэля Дефо нет буквально ни слова правды — начиная с названия. Оно впечатляет размером:
"Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим".
Стеснительный автор даже не поставил на обложке первого издания своё имя — мол, раз уж это автобиография Робинзона Крузо, пусть он и отдувается. А отдуваться было за что.
Реальный моряк носил другие имя и фамилию — Александр Селкирк, а первые 27 лет жизни — вообще Селькрейг...
...поскольку был не англичанином из Йорка, а шотландцем из Ларго.
На необитаемом острове Мас-а-Тьерра он провёл не двадцать восемь лет, а четыре года и четыре месяца, считая с 1704-го, хотя и это очень немало...
...да и литературный герой прожил на острове только двадцать семь лет с хвостиком, поскольку — в соответствии с текстом книги — был выброшен на берег 30 сентября 1659 года, а спасён 19 декабря 1686 года.
Ориноко протекает большей частью по территории Венесуэлы и устьем выходит в Атлантический океан, к востоку от Южной Америки.
Остров Мас-а-Тьерра, то есть Ближайший-к-Земле, расположен в шести с лишним сотнях километров от побережья Чили — в Тихом океане, то есть не с восточной, а с западной стороны южноамериканского континента. Ориноко тут вообще ни при чём.
Селкирк был жертвой не кораблекрушения, а своего паршивого характера, и вдобавок — или для начала разговора — пиратом. Первый раз он сбежал из дому в 1695 году и вернулся только в 1701-м: шесть лет парень разбойничал в Карибском море.
В 1703 году уже опытный пират нанялся боцманом на 16-пушечную галеру Cinque Ports. Она годилась для действий не только в шхерах, но и в открытом море; входила во флотилию под командованием Уильяма Дампира, и капитан галеры, как и другие офицеры флотилии, имел каперский патент.
Каперы получали право пиратствовать в отношении врагов Британии и грабить, в первую очередь, испанцев. Поэтому в своей стране они считались вполне приличными моряками, хотя их единственное отличие от пиратов состояло в обязанности делиться награбленной добычей с монархом.
Александр Селькрейг, записанный в судовом журнале Селкирком, в пути скандалил с лейтенантом Томасом Страдлингом, который был капитаном галеры и высадил боцмана-скандалиста на необитаемом острове.
Скандал заслуживает отдельного внимания.
По версии Селкирка, он возражал против решения Страдлинга отделиться от компаньонов и пиратствовать в одиночку, рассчитывая на более богатую добычу. К тому же боцмана не устраивало, что капитан пожалел денег на ремонт галеры. Опасаясь пойти ко дну при первом же шторме, Селкирк во время стоянки у острова Мас-а-Тьерра пожелал остаться на берегу...
...и Страдлинг охотно выполнил это пожелание. Хотя сам капитан позже утверждал, что высадка Селкирка на необитаемом острове была наказанием, а не реверансом в адрес боцмана, и что Селкирк упрашивал взять его с собой, но Страдлинг проявил строгость.
Не так важно, чей рассказ более правдив. Главное, одинокий боцман остался на острове — и сохранил себе жизнь. Галера вскоре не выдержала ударов шторма и затонула, почти весь экипаж погиб, а капитан с остатками команды оказался на другом острове, попал в плен к испанцам и получил внушительный тюремный срок за пиратство.
Селкирк застрял на Мас-а-Тьерра из-за того, что некому было рассказать, где его высадили. В те поры наказывали одиночеством не навечно, а на некоторый срок, в зависимости от тяжести вины и по усмотрению капитана. При этом ветры и течения для всех одни, все корабли ходили примерно одними и теми же маршрутами, пополняли запасы пресной воды, фруктов и дичи на одних и тех же островах, — так что наказанного со временем забирал или свой корабль, или другой попутный.
Дефо упоминает, что Робинзон прятался от испанских кораблей, подходивших к острову. В действительности Селкирк избегал встреч с испанцами, чтобы не попасть в тюрьму как пират и не повторить судьбу Страдлинга с выжившими моряками галеры Cinque Ports.
Наконец, высадка Селкирка на острове не была уникальной. Пираты, каперы и вполне приличные моряки периодически использовали немаленький остров площадью почти 50 кв.км как базу для отдыха и ремонта кораблей. А наказанных там высаживали и поодиночке, и группами, причём некоторые прожили на Мас-а-Тьерра дольше, чем Селкирк.
Спасли потерянного боцмана не пираты, а моряки с одного из кораблей экспедиции Вудса Роджерса...
...то есть Дефо всех многократно обманул уже в названии книги. Надо ли говорить, что никакого Пятницы — или никакой Пятницы, если вспомнить итальянский фильм и несравненную Зеуди Арая — у Селкирка не появилось?
Хотя хижина, огонь, козы, мясо морских черепах и рыба у Селкирка действительно были, как и оставленное капитаном оружие, иначе он просто не выжил бы. К слову, большая колония морских котиков на реальном острове Мас-а-Тьерра вполне могла поставлять моряку мясо и подчёркивать одну из основных мыслей романа:
"Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем".
Спасённый боцман зарёкся пиратствовать и рассказал свою историю Роджерсу. Вернувшись домой в 1711 году, он многократно повторял её в пивных, где за хорошие байки щедро наливали.
3 декабря 1713 года в журнале "Англичанин" о приключениях на необитаемом острове написал сэр Ричард Стил. Статьёй заинтересовался Даниэль Дефо, который специально приехал в Шотландию и чутким ухом профессионального разведчика лично выслушал Селькрейга-Селкирка в пивной Llandoger Trow...
...а потом принялся фантазировать насчёт услышанного, не оставив от истории шотландца почти ни слова правды.
Ну как же так можно?! Ай-яй-яй.
Современные власти Чили продолжили путь обманщика Дефо. В 1966 году они переименовали Мас-а-Тьерра в остров Робинзона Крузо. Правда, совесть их заела, и ещё один островок в полутора сотнях километров к западу от Робинзона чилийцы всё же назвали в честь Александра Селкирка.
Что ещё?
Дефо написал "Дальнейшие приключения Робинзона Крузо" и опубликовал уже под собственным именем одновременно с первой книгой, но продолжение заинтересовало читателей гораздо меньше. Несмотря на то, что последняя часть называлась "Робинзон Крузо в Сибири", перевод на русский язык с 1935 по 1992 годы издавали вообще только в сильно сокращённом пересказе.
С 1749 года и до наших дней на острове Робинзона Крузо стоит каменный форт с родным и близким для российских телезрителей названием Санта-Барбара, выстроенный испанцами для защиты от британских каперов и пиратов...
...а в 1915 году, во время Первой мировой войны, британцы потопили возле острова германский бронепалубный крейсер "Дрезден". Среди пленных моряков команды оказался лейтенант, будущий адмирал Вильгельм Канарис, глава армейской разведки Третьего рейха и один из организаторов покушения на фюрера.
Так что разведчик Дефо и пират Селкирк связывают прошлое с настоящим, а приключенческую литературу с реальностью, несмотря на всё лукавство писателя Дефо и выдуманного Робинзона Крузо.
Всем, кто не лишён хотя бы зачатков чувства юмора и кто способен уместить в памяти чуть больше, чем первый абзац обширной заметки, осталось пожелать увлекательного полезного чтения и доброго здоровья под мирным небом.
Рекомендованная ссылка "О МАВРАХ"
Рекомендованная ссылка "О БИЛЛИ БОНСЕ"
ВНИМАНИЕ!
Читать авторские книги, комментировать эксклюзивные публикации, порой вступать в переписку с автором — эти и другие приятные возможности с начала 2025 года получают подписчики аккаунта "Премиум".
Стартовый минимум — цена пачки дешёвых сигарет.
Подписывайтесь, потолкуем.
★ "Петербургский Дюма" — название авторской серии историко-приключенческих романов-бестселлеров Дмитрия Миропольского, лауреата Национальной литературной премии "Золотое перо Руси", одного из ведущих авторов крупнейшего российского издательства АСТ, кинотелевизионного сценариста и драматурга.
Иллюстрации из открытых источников.