Найти в Дзене

Романтика Фонтанного дома: История любви Шереметевых"

Шереметевский дворец, известный также как Фонтанный дом, на протяжении двух столетий стал свидетелем множества судеб своих обитателей. В его стенах развернулась одна из самых трогательных и романтических историй любви начала XIX века.

До 1917 года усадьба была во владении пяти поколений семьи Шереметевых. Эти люди запомнились не только как влиятельные политики, полководцы и владельцы земель, но и как меценаты театрального искусства.

Основателем крепостного театра стал Петр Борисович Шереметев, который был вторым владельцем Фонтанного дома. Его дело продолжил сын, граф Николай Петрович, который выбирал актеров из детей крестьян и обучал их музыке, актерскому мастерству и танцам.

Самой знаменитой актрисой крепостного театра Шереметевых стала Прасковья Ковалева. В конце XVIII века она заняла позицию главной примы театра в Кусково, где ее знали под именем Прасковья Жемчуговой. Граф Н.П. Шереметев присваивал всем своим примам художественные псевдонимы, извлеченные из названий различных драгоценных камней.

Прасковья появилась на свет 20 (31) июля 1768 года в Ярославской губернии. Она была дочерью кузнеца Ивана Степановича Горбунова (Ковалёва). Это семейство перешло во владение Петра Шереметева, включая приданое его жены, Варвары Алексеевны Черкасской.

Прасковья Ковалева-Жемчугова
Прасковья Ковалева-Жемчугова

"Если бы ангел сошел с неба, если бы гром и молния ударили разом я был бы менее поражен»", — такими словами Н. Шереметев описывал свои впечатления от первой встречи с Прасковьей.

Девочка получила образование в различных сферах. Она овладела вокалом, обладала прекрасным лирико-драматическим сопрано, а также изучала актерское мастерство, игру на арфе и клавесине. Кроме того, она владела французским и итальянским языками, изучала литературу, грамоту и несколько научных дисциплин. В усадьбу регулярно приезжали известные актеры, певцы и преподаватели, чтобы подготовить детей к театральной жизни.

Николай Шереметев. Портрет работы Н.И. Аргунова, 1801—1803.
Николай Шереметев. Портрет работы Н.И. Аргунова, 1801—1803.

В это же время сын хозяина дома — Петра Борисовича Шереметева — Николай Петрович Шереметев (1751–1809) путешествовал по Европе в целях повышения образования. Проникнувшись революционными взглядами, он решил кардинально изменить жизнь в Кусково, ориентируясь на европейские стандарты. Первой задачей, которую поставил перед собой молодой граф, стало обновление театральных помещений, которые ему показались устаревшими и слишком маленькими.

Прасковья Жемчугова в роли Элианы. Неизвестный художник
Прасковья Жемчугова в роли Элианы. Неизвестный художник

В тот момент, когда Николай Петрович внимательно следил за прогрессом строительных работ, его взгляд упал на скромную десятилетнюю девочку. При более близком знакомстве он ощутил необычайный дар этой маленькой крепостной.

В обновлённом театре 22 июня 1779 года девочка впервые выступила в роли служанки в опере Гретри под названием «Опыт дружбы». Её великолепное сопрано поразило всех зрителей, включая сына владельца театра. Николай был настолько восхищён дебютом этой юной актрисы, что уже в следующей опере предоставил ей главную роль, не сомневаясь в её успехе ни на мгновение.

30 июня 1787 года усадьбу Шереметевых посетила Екатерина II. Знаменитый театр, особенно выступление и голос молодой актрисы Прасковьи Жемчуговой, произвели на царицу такое сильное впечатление, что она решила одарить девушку бриллиантовым кольцом. С этого момента юная крепостная Прасковья стала одной из самых известных актрис в России.

30 октября 1788 года ушёл из жизни Пётр Борисович Шереметев. Все его владения с крепостными, насчитывающими около двухсот тысяч душ, перешли к Николаю Петровичу. Углубившись в управление усадьбами, Николай Петрович осознал, что в его сердце возникло сильное и глубокое чувство к Прасковье, которая поддерживала его в трудные времена, связанные с утратой отца графа.

В. Л. Боровиковский «Портрет графа Н. П. Шереметева», 1819
В. Л. Боровиковский «Портрет графа Н. П. Шереметева», 1819

Брюнетка пленила сердце Николая Петровича, который славился своими частыми сменами дам — с актрисами он обращался как с любовницами.. Поэтому, когда начался его роман с Прасковьей Ивановной, большинство полагало, что это увлечение будет недолгим. Однако граф решил поселить свою избранницу в своем дворце, что вызвало негативное отношение со стороны многих актрис крепостного театра и аристократов. Они не одобряли новое положение Прасковьи, считая ее фавориткой графа.

Для своей любви Шереметев воздвиг в Останкино дворец-театр, на открытие которого пришел император Павел I. В 1797 году, во время этой торжественной церемонии, граф обратился к императору с просьбой одобрить его союз с бывшей крепостной. К тому времени он освободил всю семью Жемчуговых. Чтобы оправдать свои намерения, Шереметев выдумал историю о том, что род Прасковьи был потомками польского шляхтича Ковалевского, который в XVII веке оказался в плену и был схвачен как крепостной. Однако император был против этого брака.

Павел I потребовал, чтобы Николай Петрович перебрался в Санкт-Петербург, так как ему была назначена должность обер-гофмаршала. Начиная с 1797 года, граф вместе с возлюбленной переехали в Фонтанный дом. Обновление интерьеров выполняли архитекторы И.Е. Старов, Джакомо Кваренги и А.Н. Воронихин, однако комнаты, оформленные их работами, в дворце не сохранились.

В Фонтанном доме Николай Петрович и Прасковья Жемчугова пережили самые тяжелые моменты в своей жизни. Высшее общество столицы вынесло однозначный вердикт: актрисе не суждено стать графиней. Множество родственников также выступали против их союза.

У Прасковьи в Петербургском климате начала развиваться чахотка из-за сырого климата. В связи с недугом любимой, которая больше не могла выходить на сцену, граф распустил свою театральную труппу. Артисты, включая певцов и танцоров, были переведены на должности швейцаров, лакеев и официантов, в то время как танцовщицы и певицы стали заниматься стиркой и работой горничными.

Утром 6 ноября 1801 года в церкви святого Симеона Столпника, ныне находящейся на Новом Арбате в Москве, произошло скандальное венчание.

Это таинство было проведено в строгом секрете, и на него пригласили лишь четырёх самых близких и преданных друзей молодожёнов.
В 1803 году у пары родился наследник, которому дали имя Дмитрий.

Прасковья Жемчугова. художник Николай Аргунов
Прасковья Жемчугова. художник Николай Аргунов

Осознавая, что уход жены неизбежен, Николай Петрович решился написать письмо императору Александру I, в котором просил о прощении и признании новорожденного наследником рода Шереметевых. Император дал на это свое высочайшее одобрение.

Любимая супруга графа Шереметева ушла из жизни в петербургском Фонтанном доме 23 февраля 1803 года, в день, когда её сыну исполнился месяц. Ей было всего тридцать четыре года. На её похороны не пришло ни одного представителя знати — аристократы не прибыли, чтобы признать покойную графиней, будучи крепостной. В последний путь Прасковью сопровождали артисты, музыканты театра, слуги имения, крепостные и незабвенно печальный мужчина с младенцем на руках.

Ныне Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметева покоится в Александро-Невской лавре, в родовом склепе графов Шереметевых.

Вид на Странноприимный дом
Вид на Странноприимный дом

Все свои накопления и драгоценности она привела в завещании в пользу сирот и нуждающимся невестам для приобретения приданого. Николай Петрович внимательно следил за исполнением ее воли и в течение всей своей жизни оказывал поддержку инвалидам и обездоленным. В своем московском дворце он основал известную Шереметевскую больницу, ныне более известную как Институт скорой помощи имени Склифосовского. Николай Петрович Шереметев ушел из жизни через шесть лет после ее смерти.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: