Желтый, с черными прожилками, березовый листочек упал на черную рясу старика. Осторожно, двумя перстами поднял он листочек и поднес к глазам.
Тряхнуло на ухабе телегу и монах охнул. Охнул и возница его.
Ваше Святейшество, ужо скоро и Тверь. Пошли ухабы да ямины.
Я, Никифор, больше не святейший. Понял, нет? И не именуй меня этим титлом! Коли смерти боишься! Понял?!
Понял батюшка, понял. Прости меня.
Бог простит.
Два старика ехали по левому берегу Волги, на телеге, запряженной одной лошаденкой. Немного позади их шли еще две подводы. Стрельцы. Они не охраняли старца, сгорбленно сидящего в первой повозке. Они его конвоировали.
Старик в черной рясе острым взором вглядывался в горизонт. Там, в серо-желтых просторах, средь березовых лесов да мелких болотец, покоился древний город. Тверь. Он был построен на слиянии двух рек Волги и Тверцы. Деревянные стены его кремля сожжены были еще во времена татаро-монгольских нашествий. Древнее московских стен были земляные валы по берегам рек. Помнила Тверь и баскаков великого хана, что приезжали на своих коротконогих и мохнатых лошадях за данью и московских и новгородских князей, огнем и мечом добивавшихся поклонения от тверичан. Помнила и Михаила Ярославича Тверского сложившего смиренно голову свою в золотой орде.
Черный монах крутил в руках падший листик березы и что то бормотал про себя. Может молился, а может и сравнивал себя пред Господом, с этим вот желтым листочком.
Много лет назад был он другом детства сыну великого князя московского Василия III и красавицы Елены Глинской. Были они не разлей вода. Сорванцы и пострелы.
Филипка! Держи!
Кричал Иван, сбрасывая из окна теремного дворца печатные пряники и заморские конфеты, которые стащил со стола на пиру в честь удачной соколиной охоты.
Филипп расставив широко ноги и вытянув вперед подол, вышитой птицами и цветами, рубашки, ловил сласти и прятался под стену терема. Выскакивал долговязый Иван.
Ух и неслись они пуще ветра! В двоем, по кривым московским улицам, с приставленными к заборам рогатками, которыми на ночь запирали проход. Неслись, хохоча и присвистывая, будто подгоняли лихих коней.
А через много лет, также, по этим же улицам, будут нестись черные кони неся на себе страшных седоков. Опричники. Болтаются на седельных луках отрезанные собачьи головы, и как флаги торчат вверх метлы.
А пока бегут мальчишки, Иван да Филипп. Сорванцы. Бежали они в усадьбу бояр Колычевых. Филипп был сыном боярина правой руки, Степана Колычева. Большой был род, знатный.
Там, в саду, где стояли ульи и слышно было мерное гудение пчел, собиравших нектар тут же, с многочисленных яблонь обширного боярского подворья Колычевых, там, в зеленой, высокой мураве и лакомились сластями с великокняжеского стола, мальчишки.
Старик улыбнулся. Мгновением только вспыхнула радость на его лице, а потом снова упало все и затихло в великой глубине колодца его души. Пошли пред мысленным взором другие картины. Печальные.
Своеволие! Вот камень, о который запнулся Иван! Оприч Руси поставил себя. Оприч святой, православной церкви! Дары небесные решил на земле поделить. Потому и не благословен был.
Может и так рассуждал Филипп Колычев, бывший Патриарх Московский и всея Руси Филипп II. А может и нет.
Однако, вот и показались кресты Тверского Успенского Отроч монастыря, куда Иван Грозный и сослал опального и низложенного Патриарха. За измену! Измену ему! Великому государю Всероссийскому.
Окаянный...
Здесь, в монастыре, прикованный цепью и примет свою смерть Филипп. Не согласившийся благословить на опричнину первого русского царя! А как он принял её?
Поди знай. Может и Малюта Скуратов, а скорей всего голод да холод, которые пострашней любого Малюты будут...
Сейчас почитается он в русской православной церкви как Святитель Филипп Московский.
Статьи, которые могут вас заинтересовать:
#василий_третий, #елена_глинская, #святитель_филипп_московский, #патриарх_московский
Хотите узнать больше об исторических событиях? Тогда подписывайтесь на наш канал прямо сейчас! Новые статьи выходят регулярно, и ваша поддержка помогает нам становиться лучше. Лайки и комментарии – наша мотивация продолжать!
Чтобы не пропустить новые статьи, кликни на иконку колокольчика вверху страницы.