Мария Кюри, женщина – академик во времена, когда это было немыслимо. Обладательница двух Нобелевских премий, создавшая новую дисциплину – радиология.
Наука и эксперименты были смыслом жизни Марии Кюри. За научные открытия, которые были сделаны благодаря её труду, она поплатилась здоровьем. К её одежде, к личным вещам, включая книги, мебель, лабораторные записи нельзя прикасаться полторы тысячи лет, как сообщает французское издание Christian Science Monitor. Именно столько времени займет распад радия 226, элемент, который она открыла на благо человечества, но эксперименты, которые облучили её.
У Марии было три сестры и брат. Старшая сестра умерла от тифа, а следом скончалась от чахотки мать. Позже, в своих недугах она будет винить генетику, не подозревая, что истинная причина в радиации.
В России женщина в те времена не могла получить Высшие образование, поэтому Мария Склодовская, следуя за своей мечтой об учёности, едет в Париж.
На ближайшие десять лет домом Марии станет холодная мансарда в Латинском квартале. Зимой в квартирке жуткая стужа. Своё жилище она отапливала с помощью железной печурки, закидывая в неё брикеты. С деньгами было сложно, хватало лишь на два мешка. Поэтому будущая ученая днем пропадала в библиотеке.
Питалась она в основном чаем и хлебом с маслом. Но то, как трудно ей живется совершенно не волновало девушку, не было ничего важнее в её жизни, учебы.
В 27 лет Мария Склодовская познакомилась с будущим мужем, Пьером Кюри, молодым физиком. Через два года после свадьбы у пары родилась первая дочь.
Молодые ставили свои опыты в старом сарае во дворе медицинского факультета, который до того, как стал их лабораторией был моргом.
Именно в этом убогом сарае протекли самые лучшие годы Марии и Пьера Кюри.
Они полностью были поглощены работай. Четыре года супруги Кюри пытались выделить из урановой руды неизвестный излучающий элемент. В сентябре 1902 года им удалось выделить одну десятую чистой соли нового вещества. Они назвали его – радием.
Так начался путь Марии Кюри к диагнозу «апластическая анемия» и к бессмертию.
В 1903 году Мари Кюри передала несколько миллиграммов радия Владимиру Зыкину, заместителю первой в Европе Раковой лечебницы. Так в России началась лучевая терапия по средствам радиации.
Успехи в лечении породили всеобщий ажиотаж. Публика увидела в радии источник вечной жизни, а предприимчивые коммерсанты стали рекламировать радий, как панацею от всех болезней, добавляя его в косметику, продукты питания и другие повседневные и часто используемые предметы, считая, что радиация стимулирует сохранение красоты, здоровья и молодости.
Сами же супруги Кюри отказались от патента. Богатству они предпочли бедность и честь! А Мария говорила так о своём открытии:
«Если наше открытие будет иметь коммерческое значение, то как раз этим не стоило бы пользоваться. Радий будет служить для лечения больных людей, и кажется, невозможно извлекать из этого выгоду. Это противно духу науки».
О том, что радий может быть опасен, довольно долго не догадывались и сами ученые. В 1924 году в Нью-Джерси жертвами радиации стали более десятка работниц фабрики по изготовлению наручных светящихся часов. Они смачивали языком кисть для краски, в которой был радий.
Кюри могли озолотиться, но им это претило. Впрочем, Нобелевскую премию по физики супруги всё же получили.
Нобелевскую премию женщине! Неслыханно! Ни за что!
Тогда Пьер, который по своей природе через чур стеснителен, написал гневное письмо и потребовал, чтобы коллективные труды в области радиоактивных тел рассматривались только совместно! И произошло невероятное. Мари Кюри стала первой женщиной удостоившейся награды. Наконец-то супруги могли расплатиться с многочисленными долгами.
Но столь опасное занятие вскоре скажется на здоровье супругов.
Мари не обращала внимание на ожоги, она привыкла к тому, что на руки постоянно проливалась какая-нибудь кислота.
Она была счастлива! Пусть с рук слазит кожа и здоровье совсем становилось неважным, но она была любимой женой, до тех пор, пока Пьер в 1906 году не попал под конный экипаж. Муж так же, как и жена страдал слабостью и постоянным головокружением. Вполне возможно, что в тот роковой момент ему стало не по себе, и мужчина не заметил, летящих на него коней. На похоронах Мария была сама не в себе от горя.
Свою тоску она преодолевала, уйдя с головой в работу, трудясь на кафедре, которую заняла вместо мужа.
После смерти супруга было много еще различных событий в жизни этой удивительной женщины, как хороших, так и не очень!
Последние годы жизни ученая страдала от постоянного упадка сил, причины которых никак не могла понять. Кюри обследовали, делали рентген, но ничего не находили.
Мари Кюри умерла в возрасте 66 лет. Удивительно, работая так долго с токсичными веществами, прожить столь продолжительную жизнь. Как ни крути, но Бог её хранил.
Истинную причину болезни Марии Кури смогли узнать лишь после вскрытия.
«Болезнь – острая злокачественная анемия, костный мозг не дал реакций возможно от длительных аккумуляций радиоактивных излучений».
Хоронили Мари Кюри с особыми предостережениями. Деревянный гроб поместили в свинцовый, третьем слоем стал еще один деревянный гроб.
В 1995 году прах супругов Кюри перенесли в парижский Пантеон. При перезахоронении спустя 60 лет, было обнаружено свечение, которое было в 30 раз выше фонового свечения.
«Сила её характера, чистота помыслов, требовательность к себе, объективность, неподкупность суждений - все эти качества редко совмещаются в одном человеке. Она в любой момент чувствовала, что служит обществу, и её большая скромность не оставляла места для самолюбования. Её постоянно угнетало чувство жестокости и несправедливости общества. Именно это придавало ей вид внешней строгости, так легко неправильно понимаемой теми, кто не был к ней близок, - странной строгости, не смягчённой каким-либо искусственным усилием.
Наиболее выдающийся подвиг всей её жизни - доказательство существования радиоактивных элементов и их получение - обязан своим осуществлением не только смелой интуиции, но и преданности делу, упорству в выполнении работы при самых невероятных трудностях, что не часто встречается в истории экспериментальной науки. Если бы европейские интеллигенты обладали даже небольшой частью силы характера мадам Кюри и её преданности делу, Европу ждало бы более блестящее будущее», - Эйнштейн.
Рекомендую: