Найти в Дзене
Дарья Нестерова

Ребёнок медленно читает. Почему? И что можно сделать?

Оглавление

Когда мы говорим о медленном чтении, здесь следует полагаться на нормы.

То есть:

В первом классе: в начале учебного года — 20–25 слов в минуту, в конце — 30–40.
Во втором классе: в начале учебного года — 45–50 слов в минуту, в конце — от 60 слов в минуту и больше.
В третьем классе: в начале года — 60–70 слов в минуту, в конце обучения — скорость от 75 слов и больше.
В четвёртом классе: в начале учебного года — 75–80 слов в минуту, в конце учёбы — скорость чтения доходит до 95–100 слов в минуту.

При этом, конечно, не стоит слишком расстраиваться, если ребёнок не дотягивает чуть-чуть. Все мы разные, и кому-то требуется больше времени, чтобы научиться и развить скорость.

Бить тревогу имеет смысл, когда результаты далеки от нормы, когда ребёнок не переходит со слогового чтения на обычное, когда ребёнок вообще не понимает, что именно он там прочитал.

То есть если первоклашка читает 15 слов вместо 20, ничего страшного, наблюдайте.

Но если в 5, 6, 7 классах ребёнок читает по буквам или слогам, запинается, не стоит отмахиваться, думать – научится. Это серьёзный звоночек.

Почему ребёнок медленно читает?

Причин может быть несколько:

  • не поставили технику чтения, неправильно учили;
  • регрессия: ребёнок постоянно возвращается глазами к предыдущим словам;
  • мешает невнимательность: ребёнок отвлекается, теряет строку, слово и т.д.;
  • маленький угол зрения, то есть ребёнок не видит, что идёт дальше, какая буква, слово, и это его тормозит;
  • внутреннее проговаривание: актуально при чтении про себя – ребёнок проговаривает каждое слово, на что тратит много времени;
  • диагнозы: РАС, ЗПР, ЗРР и проч.;
  • дислексия – нарушение навыка чтения;
  • не поставленное речевое дыхание: ребёнок “задыхается”, делает паузы;
  • зажатость, страхи, неуверенность в себе;
  • медленная работа полушарий: чтение многозадачный процесс и важно, чтобы левое и правое полушария обменивались информацией мгновенно, если есть задержка – чтение тормозит.

Как вы понимаете, причин действительно много.

Что делать?

Во-первых, конечно, нужно знать причину, чтобы действовать более эффективно.

И уже дальше работать с ребёнком. Например, ставить речевое дыхание, чтобы он успевал много прочитать на выдохе, или избавляться от регрессии.

В случае если у ребёнка дислексия или различные диагнозы, связанные с работой мозга, нужно понимать, что процесс коррекции будет не быстрым и не простым, но даже в этом случае результата можно добиться хорошего.

Что никогда не будет лишним – это упражнения на разгон мозга, ускорение его работы, улучшение когнитивных функций.

Нужно делать это аккуратно при эпилепсии и различных неврологических диагнозах, лучше проконсультироваться со специалистом.

Упражнение для улучшения произношения

Перед чтением можно проговорить:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

Упражнение для развития речевого дыхания

Делаем глубокий вдох и на выдохе как можно дольше тянем гласную букву “а-а-а”.

Дальше ребёнок отдыхает, восстанавливает дыхание и тянет следующую букву. Выполняем так со всеми гласными.

Скороговорки для улучшения артикуляции

Не стоит их недооценивать, они отлично развивают быстроту речи и ума. Их имеет смысл проговорить перед чтением, чтобы разогреться.

Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа Вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.

Второе чтение

Выберите текст. Попросите ребёнка почитать вслух в течение 30-40 секунд. Пусть обратит внимание, на каком слове остановился. Затем попросите его прочитать второй раз. Дети почти в 100% случаев оказывается дальше, хотя бы на 2-3 слова, а иногда и на 10. Это мотивирует.

Закрепите успех, похвалите ребёнка.

Это хорошо помогает особенно при неуверенности и зажатости.

Спринт

Предложите ребёнку читать вслух. Он начинает в комфортном режиме. А когда вы хлопаете в ладоши один раз, он должен начать читать на максимальной скорости. Когда вы хлопаете ещё раз, он возвращается к комфортному чтению.

Будет достаточно нескольких минут. Не больше 5.

Также у меня большое количество самых разных игр для улучшения навыка чтения на канале:

____________

Если нуждаетесь в помощи, ждём Вас на наших диагностических консультациях с ребятишками. Тренеры нашей онлайн-школы смогут выявить сложности и подобрать подходящее обучение.

✍️ Записаться на консультацию

_________

Реклама. ИП Малугина Д.Н. ИНН: 422102078500 erid: 2VtzqvndJDN