Похоже руководство Центрального Телевидение спохватилось, что слишком уж безыдейной в идеологическом смысле получается программа "Этот фантастический мир". Начинается эпоха телеспектаклей, посвященных борьбе миров, ну или по крайней мере - борьбе за мир.
ВЫПУСК ДЕВЯТЫЙ: не сохранился. Он экранизирует рассказ Рэя Брэдбери "Улыбка" The Smile; 1952). Мрачный постапокалиптический мир, обитатели которого отводят душу тем, что уничтожают уцелевшие произведения искусства и вообще - достижения цивилизации довоенного периода. Американский классик вообще любил и умел подавать темы, присущие "пульп-культуре", в непривычном ракурсе, тем самым поднимая американскую фантастику на общечеловеческие высоты.
ВЫПУСК ДЕСЯТЫЙ: под названиям "Знак саламандры", снова посвящен творчеству Брэдбери, но не только. Пожалуй впервые создатели программы объединили в одном телеспектакле произведения разных авторов. Причем, сделали они это так органично, что рядовой зритель, возможно, и вовсе не заметил швов. Основная часть сюжета взята из романа Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" (Fahrenheit 451; 1953). Будущее, в котором чтение и хранение книг считается преступлением, в наши дни уже не кажется плодом причудливой фантазии писателя.
Вставной новеллой стал рассказ Эдварда Лудвита "Маленький преступник" (Juvenile Delinquent; 1955). Вполне возможно, что эта история написана под влиянием творчества Рэя Брэдбери. Во всяком случае, эти два произведения прекрасно дополняют друг друга. Ведь "маленький преступник" Ронни вполне мог жить в мире, где пожарные не тушат огонь, а поджигают.
ВЫПУСК ОДИННАДЦАТЫЙ: Похоже создателям программы понравился принцип объединения разных произведений разных авторов в один сюжет. В телеспектакле "Случай с полковником Дарвином" оказались рядом такие писатели, как Роберт Шекли с рассказом "Мятеж шлюпки" (The Lifeboat Mutiny; 1955) и опять же - Рэй Брэдбери "Ржавчина" (A Piece of Wood; 1952). Надо сказать, что юмор Шекли растворился в антивоенном пафосе Брэдбери вполне органично.
ВЫПУСК ДВЕНАДЦАТЫЙ: назван "С роботами не шутят" и посвящен, как следует из названия, юмористическому аспекту отношений человека и робота. Первый телеспектакль представляет собой экранизацию шуточного рассказа Александра Беляева "Сезам, откройся!". Советский фантаст оказался пророком, ибо одним из первых показал, что высокие технологии - или хотя бы вера в них - могут быть использованы мошенниками для того, чтобы облапошить доверчивых клиентов.
Рассказ Айзека Азимова "Лжец" (Liar!; 1941) скорее грустный, чем смешной. Он входит в классический сборник этого американского писателя "Я, робот" (I, Robot; 1950) и показывает один из возможных аспектов отношений между людьми и человекообразными роботами. РБ не нарушает трех законов роботехники, наоборот, он старается исполнить их как можно лучше, не понимая, что причиняет своим создателям боль.
Третьим произведением, экранизированным в этом выпуске стал рассказ шведского писателя Фредерика Чиландера "Судебный процесс" (Rättegång; 1977), опубликованный в сборнике "Цвет надежд - зеленый". Впервые в истории судят человека за убийство робота. Есть ли у обвиняемого надежда на справедливый вердикт, если и прокурор и судья тоже роботы?
Окончание следует...
Начало здесь:
Продолжение здесь: