Найти в Дзене

"ЭТОТ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР" и его литературная составляющая. Часть вторая

ПЯТЫЙ ВЫПУСК: и, пожалуй, самый мой любимый из всех. Создатели программы отказались от экранизации только фрагментов, но сохранили прежнюю форму телевикторины. Поражает уровень работы над костюмами, реквизитом и даже - спецэффектами, с учетом того, что все делалось за малые деньги, на коленке и голом энтузиазме. Ну и игра актеров - выше всяких похвал. Не говоря уже - о выборе экранизируемых произведений. Могу ошибаться, но мне кажется, что я увидел экранизацию рассказа Рэя Брэдбери "О скитаниях вечных и о земле" (Forever and the Earth; 1950) прежде, чем прочитал само произведение. И то и другое произвело на меня громадное впечатление. Сама идея того, что писатель из прошлого пишет книгу в мире будущего, своим титаническим талантом одухотворяя это будущее, показалась мне невероятно красивой и глубокой. Надо ли говорить, что я хотел бы прочитать книгу Томаса Вулфа, написанную им в XXIV веке. Или хотя бы - написать ее. Вторая экранизация выпуска, рассказ Кира Булычева "Выбор" (1971). Как
Заставка телепрограммы "Этот фантастический мир". Изображение взято из открытых источников
Заставка телепрограммы "Этот фантастический мир". Изображение взято из открытых источников

ПЯТЫЙ ВЫПУСК: и, пожалуй, самый мой любимый из всех. Создатели программы отказались от экранизации только фрагментов, но сохранили прежнюю форму телевикторины. Поражает уровень работы над костюмами, реквизитом и даже - спецэффектами, с учетом того, что все делалось за малые деньги, на коленке и голом энтузиазме. Ну и игра актеров - выше всяких похвал. Не говоря уже - о выборе экранизируемых произведений.

Михаил Лисоорский. Иллюстрация к рассказу Рэя Брэдбери "О скитаниях вечных и о земле". Изображение взято из открытых источников
Михаил Лисоорский. Иллюстрация к рассказу Рэя Брэдбери "О скитаниях вечных и о земле". Изображение взято из открытых источников

Могу ошибаться, но мне кажется, что я увидел экранизацию рассказа Рэя Брэдбери "О скитаниях вечных и о земле" (Forever and the Earth; 1950) прежде, чем прочитал само произведение. И то и другое произвело на меня громадное впечатление. Сама идея того, что писатель из прошлого пишет книгу в мире будущего, своим титаническим талантом одухотворяя это будущее, показалась мне невероятно красивой и глубокой. Надо ли говорить, что я хотел бы прочитать книгу Томаса Вулфа, написанную им в XXIV веке. Или хотя бы - написать ее.

Кира Сошинская. Иллюстрация к рассказу Кира Булычева "Выбор". Изображение взято из открытых источников
Кира Сошинская. Иллюстрация к рассказу Кира Булычева "Выбор". Изображение взято из открытых источников

Вторая экранизация выпуска, рассказ Кира Булычева "Выбор" (1971). Как и в большинстве рассказов этого писателя фантастическое допущение служит лишь поводом поговорить о человеке. Что такое человек, исчерпывается ли человечность лишь земным происхождением или ее можно распространить в галактических масштабах? И, разумеется, остается вопрос, что будет с героем дальше? Как долго он сможет скрывать от людей свою сущность? Богатая пища для читательского воображения.

Константин Арцеулов. Иллюстрация к рассказу Ивана Ефремова "Тень минувшего". Изображение взято из открытых источников
Константин Арцеулов. Иллюстрация к рассказу Ивана Ефремова "Тень минувшего". Изображение взято из открытых источников

ШЕСТОЙ ВЫПУСК: начинается экранизацией рассказа Ивана Ефремова "Тень минувшего" (1945). Один из шедевров палеонтологической фантастики. Рассказ с четко высказанной научно-фантастической идеей. Вернее - с двумя. Первая всем известна - это возможность обнаружения естественных голографических изображений, которые могут возникать благодаря редкому сочетанию нескольких природных феноменов. А вот о второй вспоминают реже. В те годы, когда был написан этот рассказ, большинство ученых было уверено, что на территории СССР нет залежей костей крупных динозавров. Ефремов же высказывает предположение, что - есть.

Эд Эмшвиллер. Иллюстрация к рассказу Раймонда Джоунса "Уровень шума". Изображение взято из открытых источников
Эд Эмшвиллер. Иллюстрация к рассказу Раймонда Джоунса "Уровень шума". Изображение взято из открытых источников

И снова в паре с советским фантастом выступает иностранец. На этот раз снова американец, Рэймонд Джоунс, с рассказом "Уровень шума" (Noise Level; 1952). Это тот случай, когда в основе НФ-произведения лежит вполне рабочая гипотеза. Ведь и в самом деле нам часто мешает увидеть решение сложной проблемы тот уровень информационного шума, который создает помехи в работе нашего мозга. И если его снизить, можно получить поразительный результат.

Эдуард Штейнберг. Иллюстрация к рассказу Артура Порджеса "Ценный товар". Изображение взято из открытых источников
Эдуард Штейнберг. Иллюстрация к рассказу Артура Порджеса "Ценный товар". Изображение взято из открытых источников

СЕДЬМОЙ ВЫПУСК: и снова парное выступление советского и американского писателей. Начинается оно с экранизации рассказа Артура Порджеса "Ценный товар" (Priceless Possession; 1966). Отказаться от крупного барыша ради довольно призрачной возможности установления контакта с существом, живущем в открытом космосе, или все-таки сорвать крупнейший куш в своей жизни - такова дилемма, возникшая перед героями рассказа. Как и всякий хороший писатель, автор не навязывает читателю своего мнения, предпочитая, чтобы тот сам сделал выбор.

Геннадий Голобоков. Иллюстрация к повести Олега Лукьянова "Принцип неопределенности". Изображение взято из открытых источников
Геннадий Голобоков. Иллюстрация к повести Олега Лукьянова "Принцип неопределенности". Изображение взято из открытых источников

Впервые в рамках программы появляется экранизация целой повести, хотя и с некоторыми купюрами. Речь о произведении советского писателя Олега Лукьянова "Принцип неопределенности" (1979). Его герою тоже приходится делать нелегкий выбор - либо выступить на симпозиуме с докладом, который принесет ему определенный уровень известности в научном мире со всеми вытекающими отсюда преференциями, либо поставить на кон свою работу и репутацию, ради довольно сомнительной чести сообщить о контакте с внеземной цивилизацией?

Н. Кузнецов. Иллюстрация к рассказу Ильи Варшавского "Тревожных симптомов нет". Изображение взято из открытых источников
Н. Кузнецов. Иллюстрация к рассказу Ильи Варшавского "Тревожных симптомов нет". Изображение взято из открытых источников

ВЫПУСК ВОСЬМОЙ: Парный принцип сохраняется. Советскую часть представляет рассказ Ильи Варшавского "Тревожных симптомов нет" (1964). Как обычно у ленинградского писателя, рассказ остросоциален и в тоже время вечен по уровню поставленных вопросов. В вымышленном государстве Дономага научились возвращать молодость крупным ученым, попутно лишая их воспоминаний, ненужных с точки зрения извлечения максимальной пользы. Казалось бы - неограниченное долголетие, возможность довести начатые труды до конца, стоят нескольких неприятных моментов далекого прошлого? Какие уж тут тревожные симптомы?!

Михаил Лисогорский. Иллюстрация к повести Рэя Брэдбери "Электрическое тело пою". Изображение взято из открытых источников
Михаил Лисогорский. Иллюстрация к повести Рэя Брэдбери "Электрическое тело пою". Изображение взято из открытых источников

С советским фантастом согласен американский. Для героев повести Рэя Брэдбери "О теле электрическом пою" (I Sing the Body Electric; 1958) воспоминания о прошлом не менее важны, чем для героев Варшавского. Не каждый человек помнит рождение своей бабушки, но Тому, Тимоти и Агате в этом смысле повезло. Да, они потеряли маму, но обрели вечно молодую, неумирающую бабушку, для которой существуют только они и ничего больше. Пронзительная история, которую понимаешь тем глубже, чем старше становишься.

Кадр из т/ф "Этот фантастический мир". Изображение взято из открытых источников
Кадр из т/ф "Этот фантастический мир". Изображение взято из открытых источников

Продолжение следует...

Начало здесь:

Продолжение здесь: