ПЯТЫЙ ВЫПУСК: и, пожалуй, самый мой любимый из всех. Создатели программы отказались от экранизации только фрагментов, но сохранили прежнюю форму телевикторины. Поражает уровень работы над костюмами, реквизитом и даже - спецэффектами, с учетом того, что все делалось за малые деньги, на коленке и голом энтузиазме. Ну и игра актеров - выше всяких похвал. Не говоря уже - о выборе экранизируемых произведений.
Могу ошибаться, но мне кажется, что я увидел экранизацию рассказа Рэя Брэдбери "О скитаниях вечных и о земле" (Forever and the Earth; 1950) прежде, чем прочитал само произведение. И то и другое произвело на меня громадное впечатление. Сама идея того, что писатель из прошлого пишет книгу в мире будущего, своим титаническим талантом одухотворяя это будущее, показалась мне невероятно красивой и глубокой. Надо ли говорить, что я хотел бы прочитать книгу Томаса Вулфа, написанную им в XXIV веке. Или хотя бы - написать ее.
Вторая экранизация выпуска, рассказ Кира Булычева "Выбор" (1971). Как и в большинстве рассказов этого писателя фантастическое допущение служит лишь поводом поговорить о человеке. Что такое человек, исчерпывается ли человечность лишь земным происхождением или ее можно распространить в галактических масштабах? И, разумеется, остается вопрос, что будет с героем дальше? Как долго он сможет скрывать от людей свою сущность? Богатая пища для читательского воображения.
ШЕСТОЙ ВЫПУСК: начинается экранизацией рассказа Ивана Ефремова "Тень минувшего" (1945). Один из шедевров палеонтологической фантастики. Рассказ с четко высказанной научно-фантастической идеей. Вернее - с двумя. Первая всем известна - это возможность обнаружения естественных голографических изображений, которые могут возникать благодаря редкому сочетанию нескольких природных феноменов. А вот о второй вспоминают реже. В те годы, когда был написан этот рассказ, большинство ученых было уверено, что на территории СССР нет залежей костей крупных динозавров. Ефремов же высказывает предположение, что - есть.
И снова в паре с советским фантастом выступает иностранец. На этот раз снова американец, Рэймонд Джоунс, с рассказом "Уровень шума" (Noise Level; 1952). Это тот случай, когда в основе НФ-произведения лежит вполне рабочая гипотеза. Ведь и в самом деле нам часто мешает увидеть решение сложной проблемы тот уровень информационного шума, который создает помехи в работе нашего мозга. И если его снизить, можно получить поразительный результат.
СЕДЬМОЙ ВЫПУСК: и снова парное выступление советского и американского писателей. Начинается оно с экранизации рассказа Артура Порджеса "Ценный товар" (Priceless Possession; 1966). Отказаться от крупного барыша ради довольно призрачной возможности установления контакта с существом, живущем в открытом космосе, или все-таки сорвать крупнейший куш в своей жизни - такова дилемма, возникшая перед героями рассказа. Как и всякий хороший писатель, автор не навязывает читателю своего мнения, предпочитая, чтобы тот сам сделал выбор.
Впервые в рамках программы появляется экранизация целой повести, хотя и с некоторыми купюрами. Речь о произведении советского писателя Олега Лукьянова "Принцип неопределенности" (1979). Его герою тоже приходится делать нелегкий выбор - либо выступить на симпозиуме с докладом, который принесет ему определенный уровень известности в научном мире со всеми вытекающими отсюда преференциями, либо поставить на кон свою работу и репутацию, ради довольно сомнительной чести сообщить о контакте с внеземной цивилизацией?
ВЫПУСК ВОСЬМОЙ: Парный принцип сохраняется. Советскую часть представляет рассказ Ильи Варшавского "Тревожных симптомов нет" (1964). Как обычно у ленинградского писателя, рассказ остросоциален и в тоже время вечен по уровню поставленных вопросов. В вымышленном государстве Дономага научились возвращать молодость крупным ученым, попутно лишая их воспоминаний, ненужных с точки зрения извлечения максимальной пользы. Казалось бы - неограниченное долголетие, возможность довести начатые труды до конца, стоят нескольких неприятных моментов далекого прошлого? Какие уж тут тревожные симптомы?!
С советским фантастом согласен американский. Для героев повести Рэя Брэдбери "О теле электрическом пою" (I Sing the Body Electric; 1958) воспоминания о прошлом не менее важны, чем для героев Варшавского. Не каждый человек помнит рождение своей бабушки, но Тому, Тимоти и Агате в этом смысле повезло. Да, они потеряли маму, но обрели вечно молодую, неумирающую бабушку, для которой существуют только они и ничего больше. Пронзительная история, которую понимаешь тем глубже, чем старше становишься.
Продолжение следует...
Начало здесь:
Продолжение здесь: