Найти в Дзене

«Гниение мозга»: как социальные сети влияют на работу нашего мозга

Оглавление
Словом 2024 года, по версии Оксфордского словаря, стало выражение brain rot, что дословно переводится как «гниение мозга». Оно означает результат чрезмерного потребления низкокачественного онлайн-контента, в первую очередь, в социальных сетях.

В цифровую эпоху «гниение мозга» стало актуальной проблемой не только среди взрослых, но и среди детей, которые бездумно и беспрепятственно поглощают всевозможную информацию с помощью смартфонов.

Особенно остро стоит проблема среди детей поколения Z (люди 2000-2011 г.р.) и альфа (рождённые после 2011 года), которые в большей степени подвержены манипулятивному воздействию со стороны социальных сетей.

А одной из наиболее опасных и вредных соцсетей является TikTok, ролики в котором в буквальном смысле приводят к отупению человека. И, к сожалению, подростки в возрасте 11-17 лет каждый день проводят в этой социальной сети в среднем почти 2 часа!

А вот ещё интересная статистика, свидетельствующая о том, что проблема «гниения мозга» невероятно актуальна для российских школьников, потому что:

  • подростки 12-17 лет сидят в интернете около 6 часов каждый день;
  • 94% подростков хотя бы раз в месяц заходят в социальные сети, а 25% из них проводят в соцсетях свыше 3 часов ежедневно;
  • дети в возрасте 9-11 лет пользуются социальными сетями реже – примерно 65% просматривают их периодически и только 8% сидят в них более 3 часов.

Для сравнения отметим, что только 24% подростков за последние полгода хотя бы раз были в библиотеке или в театре.

Как понять, что ребёнок попал в зависимость от социальных сетей? Ответы в этом материале.

Почему же социальные сети приводят к «гниению мозга»?

Дело в том, что наш мозг устроен таким образом, что постоянно стремится к удовольствию. А социальные сети, компьютерные игры, просмотр видеороликов – самый простой способ получения дофамина (гормона удовольствия).

Постепенно мозг так привыкает получать лёгкий и быстрый дофамин, что у человека развивается дофаминовая зависимость.

Постоянное пользование социальными сетями приводит к снижению когнитивных способностей, так как:

  • длительное пребывание в социальных сетях негативно сказывается на способности к концентрации внимания. Из-за постоянных уведомлений приходится отвлекаться от важных дел. Если человек активно пользуется соцсетями и подписан на множество аккаунтов и каналов, то в минуту может приходить по 2-3 уведомления.
  • информация в сети легкодоступна и в любой момент можно при необходимости найти нужные сведения, а значит, мозгу не требуется её запоминать. Как результат – ухудшение памяти;
  • общение в сети идёт на упрощённом языке (смайлики, сленг, сокращения и т.д.), следствием чего становятся обеднение речи и трудности с коммуникацией в реальной жизни.
Всё это рано или поздно приводит к снижению успеваемости в школе, ухудшению состояния здоровья и даже появлению различных психоэмоциональных проблем.

Как помочь ребёнку вырваться из паутины социальных сетей и заново открыть для себя интересный мир учёбы?

В онлайн-клубе по подписке «Родительская Академия» вы можете самостоятельно найти ответы на многие вопросы.

В библиотеке клуба содержатся видеолекции, в которых эксперты объясняют, каким образом можно решить те или иные проблемы ребёнка и в целом улучшить качество его жизни.
-2

Полезно для детей и взрослых!

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе также приглашает на программу «Интеллектуальные выходные», где родители и дети осваивают техники и упражнения, которые возвращают мотивацию учиться, помогают за короткие сроки решить проблемы с чтением, письмом, а также повысить академическую успеваемость в школе.

Подробнее о помощи семье ребёнка с трудностями в обучении можно узнать на сайте dyslexia.ru