Словом 2024 года, по версии Оксфордского словаря, стало выражение brain rot, что дословно переводится как «гниение мозга». Оно означает результат чрезмерного потребления низкокачественного онлайн-контента, в первую очередь, в социальных сетях.
В цифровую эпоху «гниение мозга» стало актуальной проблемой не только среди взрослых, но и среди детей, которые бездумно и беспрепятственно поглощают всевозможную информацию с помощью смартфонов.
Особенно остро стоит проблема среди детей поколения Z (люди 2000-2011 г.р.) и альфа (рождённые после 2011 года), которые в большей степени подвержены манипулятивному воздействию со стороны социальных сетей.
А одной из наиболее опасных и вредных соцсетей является TikTok, ролики в котором в буквальном смысле приводят к отупению человека. И, к сожалению, подростки в возрасте 11-17 лет каждый день проводят в этой социальной сети в среднем почти 2 часа!
А вот ещё интересная статистика, свидетельствующая о том, что проблема «гниения мозга» невероятно актуальна для российских школьников, потому что:
- подростки 12-17 лет сидят в интернете около 6 часов каждый день;
- 94% подростков хотя бы раз в месяц заходят в социальные сети, а 25% из них проводят в соцсетях свыше 3 часов ежедневно;
- дети в возрасте 9-11 лет пользуются социальными сетями реже – примерно 65% просматривают их периодически и только 8% сидят в них более 3 часов.
Для сравнения отметим, что только 24% подростков за последние полгода хотя бы раз были в библиотеке или в театре.
Как понять, что ребёнок попал в зависимость от социальных сетей? Ответы в этом материале.
Почему же социальные сети приводят к «гниению мозга»?
Дело в том, что наш мозг устроен таким образом, что постоянно стремится к удовольствию. А социальные сети, компьютерные игры, просмотр видеороликов – самый простой способ получения дофамина (гормона удовольствия).
Постепенно мозг так привыкает получать лёгкий и быстрый дофамин, что у человека развивается дофаминовая зависимость.
Постоянное пользование социальными сетями приводит к снижению когнитивных способностей, так как:
- длительное пребывание в социальных сетях негативно сказывается на способности к концентрации внимания. Из-за постоянных уведомлений приходится отвлекаться от важных дел. Если человек активно пользуется соцсетями и подписан на множество аккаунтов и каналов, то в минуту может приходить по 2-3 уведомления.
- информация в сети легкодоступна и в любой момент можно при необходимости найти нужные сведения, а значит, мозгу не требуется её запоминать. Как результат – ухудшение памяти;
- общение в сети идёт на упрощённом языке (смайлики, сленг, сокращения и т.д.), следствием чего становятся обеднение речи и трудности с коммуникацией в реальной жизни.
Всё это рано или поздно приводит к снижению успеваемости в школе, ухудшению состояния здоровья и даже появлению различных психоэмоциональных проблем.
Как помочь ребёнку вырваться из паутины социальных сетей и заново открыть для себя интересный мир учёбы?
В онлайн-клубе по подписке «Родительская Академия» вы можете самостоятельно найти ответы на многие вопросы.
В библиотеке клуба содержатся видеолекции, в которых эксперты объясняют, каким образом можно решить те или иные проблемы ребёнка и в целом улучшить качество его жизни.
Полезно для детей и взрослых!
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе также приглашает на программу «Интеллектуальные выходные», где родители и дети осваивают техники и упражнения, которые возвращают мотивацию учиться, помогают за короткие сроки решить проблемы с чтением, письмом, а также повысить академическую успеваемость в школе.