Найти в Дзене
ПРАВО ИМЕЮ

Как 2,3 млн жителей Иркутской области сэкономили 660 млрд рублей личных средств благодаря Ножикову

Для Иркутской области закончилась эпопея самых низких тарифов на электроэнергию в России. Длилась она 32 года – с 1993 по 2024 включительно. За это время 2,3 млн жителей сибирского региона сэкономили на оплате электричества более 660 млрд рублей личных средств. Канал ПРАВО ИМЕЮ рассказывает историю, выгодоприобретателем которой стал каждый, кто включал свет или вставлял вилку в розетку в Приангарье. Назвал действия федеральных властей грабежом В августе 1992 года Борис Ельцин издал Указ «Об организации управления электроэнергетическим комплексом РФ в условиях приватизации». Согласно документу крупные объекты электроэнергетики страны, в том числе Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС в Иркутской области, передавались в РАО «ЕЭС России». Фактически Москва забирала себе управление энергосистемой региона, что с учётом реалий тех лет означало 100-процентную вероятность немедленного и непредсказуемого роста энерготарифов. Главу администрации Иркутской области Юрия Ножикова дурная весть зас
Оглавление

Для Иркутской области закончилась эпопея самых низких тарифов на электроэнергию в России. Длилась она 32 года – с 1993 по 2024 включительно. За это время 2,3 млн жителей сибирского региона сэкономили на оплате электричества более 660 млрд рублей личных средств.

Канал ПРАВО ИМЕЮ рассказывает историю, выгодоприобретателем которой стал каждый, кто включал свет или вставлял вилку в розетку в Приангарье.

Назвал действия федеральных властей грабежом

В августе 1992 года Борис Ельцин издал Указ «Об организации управления электроэнергетическим комплексом РФ в условиях приватизации». Согласно документу крупные объекты электроэнергетики страны, в том числе Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС в Иркутской области, передавались в РАО «ЕЭС России».

Фактически Москва забирала себе управление энергосистемой региона, что с учётом реалий тех лет означало 100-процентную вероятность немедленного и непредсказуемого роста энерготарифов.

Главу администрации Иркутской области Юрия Ножикова дурная весть застала в больнице. В палату к нему примчался генеральный директор «Иркутскэнерго» Виктор Боровский – говорил о том, какую угрозу региону несёт такая приватизация.

«Давайте будем биться вместе», – ответил Ножиков.

Тут же, в больнице, Юрий Абрамович провёл пресс-конференцию: назвал действия федеральных властей грабежом, заявил, что областная администрация сделает всё, чтобы сохранить региональную энергосистему единой и независимой.

Следом Малый совет областного Совета народных депутатов выразил несогласие с указом президента, заявив, что это решение ущемляет права области как субъекта Федерации.

Согласительная комиссия, созданная федеральным правительством, ни к какому согласию не пришла. Идеологи приватизации во главе с заместителем председателя правительства РФ, председателем Госкомимущества Анатолием Чубайсом не собирались оставлять Иркутску Ангарский каскад ГЭС.

Тогда глава региона Юрий Ножиков, председатель областного Совета народных депутатов Виктор Игнатенко, народные депутаты РФ от области обратились в Конституционный суд, который через год поставил точку в юридическом споре. В сентябре 1993 года КС РФ постановил: при издании президентского указа были нарушены права Иркутской области, закреплённые в Конституции и Федеративном договоре.

Регион отбился от РАО «ЕЭС России» и оставил управление иркутской энергетикой за собой. Это позволило сохранить тарифы на электроэнергию в Приангарье самыми низкими в стране.

Президент России: «Сниму с работы без всяких предупреждений!»

Борис Ельцин на оказанное сопротивление ровно не смотрел – перешёл к публичным угрозам. В сентябре 1992 года на совещании руководителей регионов возмущался:

«Руководитель Иркутской области Ножиков прислал последнее предупреждение президенту России. Но я его сниму с работы без всяких предупреждений!»

Ножиков на этом совещании не присутствовал – всё ещё находился на больничном (восстанавливался после травмы позвоночника). Наблюдал за своим разносом по Центральному телевидению. Никаких предупреждений он в Москву не слал, просто делал то, что считал лучшим для жителей Приангарья.

Гнев копился в кремлёвских кабинетах ещё несколько месяцев и, наконец, брызнул. 20 марта 1993 года президент заявил, что отстранил от своих обязанностей главу Иркутской области.

Первый заместитель Ножикова Владимир Яковенко сразу вылетел в столицу и встретился с руководителем президентской администрации Филатовым. Как потом вспоминал Владимир Кузьмич:

«Мы сели с ним за стол. И вдруг он с ходу: «Что ты его защищаешь. Он же против Ельцина выступает. И потом, мы тебя хотим назначить. Бери себе область и езжай работать».

От царского подарка Яковенко отказался.

23 марта областной Совет народных депутатов на внеочередной сессии признал заявление президента об отстранении Ножикова противоречащим законодательству.

Затянувшаяся на полгода история с разносами, угрозами, ревизиями и подковёрной вознёй завершилась… сначала извинением перед Юрием Абрамовичем премьер-министра Виктора Черномырдина, а затем – и Ельцина, который 27 марта заверил, что Ножиков остаётся на своём посту.

Энергетические близнецы

Это были времена, когда отстояв очередь за хлебом и добравшись до прилавка, люди обнаруживали, что буханка выросла в цене. События тогда развивались стремительно. Пока до работы добежал – твое рабочее место уже приватизировали. Если бы Ножиков со своей командой в 92-м не отогнал Чубайса и его команду от энергетики региона, то тарифы на электроэнергию в Приангарье уже с 93-го стали бы другими.

А какими бы стали тарифы? Избавимся от «бы» и познаем всё в сравнении. Возьмём для этого экономически крепкого соседа Иркутской области – Красноярский край.

В России нет более схожих по объёмам производства электроэнергии регионов. Одно время красноярцы генерировали чуть меньше электричества, чем иркутяне, последние 10 лет генерируют чуть больше. В 2023 году Красноярский край дал стране 74,1 млрд киловатт-часов, Иркутская область – 71 млрд. Практически энергетические близнецы.

В 1992 году за электроэнергию жители обоих регионов платили одинаково – по 4 копейки за киловатт. Это были ещё советские цены, которые держались нетронутыми десятилетиями. Потом случился ельцинский Указ, по которому региональные энергетические системы передавались в РАО «ЕЭС России». Ножиков вцепился и не отдал, а красноярцы сдали всё. Что в итоге?

В итоге смотрим данные Росстата: тарифы на электроэнергию для населения в Красноярском крае всегда более чем в два раза выше, чем в Иркутской области. Как говорится, исторически, хоть истории этой всего три десятка лет.

Отдай Ножиков управление местной энергосистемой Москве, как сделали это соседи, Иркутск получил бы, в лучшем случае, такие же тарифы, как в Красноярске.

К сведению: у иркутских соседей далеко не самые бешеные цены на свет. Жители 80+ регионов платят за электроэнергию ещё больше, чем красноярцы. Вот на эту условно не высокую планку Красноярского края и будем ориентироваться.

Откуда 660 млрд рублей экономии?

Включаем мозг и в мириадах параметров видим нужные четыре.

От Иркутской области:

Первый – объём потребления населением электроэнергии. За 2024 год сведений в Росстате ещё нет, 2023-й показывает 10 млрд 607 млн киловатт-часов. В 2022-м близкие цифры – 10 млрд 618 млн. Не ошибёмся, если скажем, что население Иркутской области потребляет в год 10,6 млрд киловатт-часов.

Второй – стоимость электроэнергии для населения: 1,58 рублей за один киловатт-час в настоящий момент.

Третий – численность населения Иркутской области: 2,3 млн жителей по состоянию на 1 января 2024 года.

От Красноярского края:

Четвёртый – стоимость электроэнергии для населения: 3,53 рублей за один киловатт-час в настоящий момент.

А теперь расчёт:

  • 10,6 млрд киловатт-часов умножаем на 1,58 рублей за киловатт. Получаем 16,7 млрд рублей. Столько население Иркутской области платит за электроэнергию в год.
  • Иркутский объём потребления в 10,6 млрд киловатт-часов умножаем на красноярские цены за электроэнергию в 3,53 рублей за киловатт. Получаем 37,4 млрд рублей в год.
  • От 37,4 млрд отнимаем 16,7 млрд. Получаем 20,7 млрд рублей. Столько население Иркутской области экономит за год на оплате электроэнергии благодаря самым низким тарифам в стране.

20,7 млрд рублей годовой экономии умножаем на 32 года – с 1993 по 2024 включительно. Получаем:

662,4 млрд рублей экономии за 32-летнюю эпопею самых низких тарифов на электроэнергию в России, или более 280 тыс. рублей на каждого из 2,3 млн жителей Приангарья.

А ещё, 662 млрд карманной экономии – это больше двух годовых бюджетов Иркутской области.

Подчеркну: 662 млрд рублей именно своих личных средств сэкономил народ благодаря Ножикову. Показатель в 10,6 млрд киловатт – это годовое потребление только населением. Предприятия не в счёт. Они, к слову, «кушают» 50+ млрд киловатт в год. Иркутская область – крупный промышленный регион, здесь производят 1/3 всего алюминия в России, 20% всей целлюлозы и т.п.

Расчёты – поверхностные, без учёта много чего, поэтому просьба не поднимать их на флаг и не подкреплять фразами из серии: «Как подсчитали эксперты». Не факт, что экономисты и статистики получат такую же итоговую цифру, гарантирую – цифра будет другой. Но что бы было, если бы на заре приватизации в 90-х (да и сейчас тоже) решения во всех сферах экономики страны принимались по-ножиковски, а не по-чубайсу? В России поубавилось бы миллиардеров, включая латентных, а не попавшие на их счета десятки триллионов рублей осели бы в карманах абсолютно всех россиян в виде гораздо более высоких зарплат, пенсий и пособий. Вот о чём ещё говорит мнимая величина в 662 млрд рублей экономии.

Пришло время переплаты

Почему время экономии закончилось и пришло время переплаты? Потому что с 1 января 2025 года в Иркутской области ввели так называемые дифференцированные тарифы на электроэнергию для населения. Федеральное правительство установило социальную границу потребления в 3900 киловатт в месяц. За большее – плати дороже.

По расчётам Контрольно-счетной палаты Иркутской области, на отопление среднего дома для семьи площадью 120 квадратных метров при среднесуточной температуре -10℃ на протяжении месяца житель Приангарья должен будет потратить 31 627 рублей на электроотопление по новым нормативам потребления. В среднем такому дому на обогрев зимой нужно 10 тысяч киловатт-часов в месяц. Эти данные были озвучены на сессии Законодательного собрания Иркутской области в ноябре 2024 года.

После случившегося от подобных новостей «грандиозного шухера» на местах Москва подняла социальную планку для региона с 3900 до 7020 киловатт в месяц. Но это всё ещё значительно меньше озвученных аудиторами средних 10 тысяч киловатт потребления в месяц для дома с большой семьёй в 120 квадратных метров в Иркутской области.

Парадокс в том, что Ножиков тоже вводил дифференцированные тарифы на электроэнергию, но в карман людям не залазил.

Как так, спросите вы, не залезть в карман к учителям, врачам, пенсионерам, рабочим? Это же невозможно.

Возможно. С 1 января 1991 года по решению Иркутского областного исполнительного комитета, председателем которого тогда был Юрий Ножиков, в Приангарье снизили с четырёх до одной копейки за киловатт-час стоимость электроэнергии, отпускаемой для отопления индивидуального жилого сектора.

Для отопления того самого дома в 120 квадратных метров с большой семьёй, который по дифференцированным тарифам 2025 года должен был платить 31 627 рублей в месяц. По ножиковскому дифтарифу цена на электроэнергию для такого дома снижалась в четыре раза.

За это решение тоже пришлось бороться – Госкомцен СССР его отменил. В ответ председатель облисполкома Юрий Ножиков подал иск в Высший арбитражный суд на действия федерального ведомства. Высший арбитражный суд принял сторону закона и иркутян.

Полезно знать: