«Майская ночь» - одна из самых поэтичных повестей Гоголя, буквально пропитанная ароматом и прелестью: «Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!»
И в то же время, именно в этой повести мы видим то, о чём писатель через несколько лет напишет М.П.Погодину: «Но на Руси есть такая изрядная коллекция гадких рож, что невтерпёж мне пришлось глядеть на них». И эта коллекция представлена здесь во всей красе, и во главе её – представитель высшей местной власти. «Пусть знают, что значит власть! От кого же и голова поставлен, как не от царя?» - будет рассуждать он.
«Но кто же этот голова, возбудивший такие невыгодные о себе толки и речи? О, этот голова важное лицо на селе», - так Гоголь начнёт рассказ о нём.
А ведь и правда, «невыгодные толки и речи» о голове мы слышали с самого начала повести. Сначала Левко, по замечанию автора, «уныло» скажет, что говорил с отцом о своей любви и желании жениться: «Что станешь делать с ним? Притворился старый хрен, по своему обыкновению, глухим: ничего не слышит и ещё бранит, что шатаюсь Бог знает где, повесничаю и шалю с хлопцами по улицам».
А потом будет пьяный Каленик костерить голову на чём свет стоит («Я плюю на него! Чтоб его, одноглазого чёрта, возом переехало!»), добавляя, что «он обливает людей на морозе холодною водою», - то есть, судя по всему, действительно «одурел и строит пакости», вместо того чтобы «вести на селе порядок».
«Он управляется у нас, как будто гетьман какой», - скажет Левко. И если судить по указаниям в письме комиссара (напомню ещё раз: «починить мосты на столбовой дороге и не давать обывательских лошадей без моего ведома судовым паничам, хотя бы они ехали прямо из казенной палаты»), свои прямые обязанности исполняет далеко не всегда.
Мы узнаём, что внешне пользуется голова всеобщим почтением: «Всё село, завидевши его, берется за шапки; а девушки, самые молоденькие, отдают добридень... Голове открыт свободный вход во все тавлинки; и дюжий мужик почтительно стоит, снявши шапку, во все продолжение, когда голова запускает свои толстые и грубые пальцы в его лубочную табакерку. В мирской сходке, или громаде, несмотря на то что власть его ограничена несколькими голосами, голова всегда берет верх», - но пользуется своей властью, видимо, во многом для сведения личных счётов: «по своей воле высылает, кого ему угодно, ровнять и гладить дорогу или копать рвы». И когда в пресловутой записке комиссара будут помянуты «пакости», которые он «строит» «вместо того чтобы собрать прежние недоимки», поневоле задумаешься: а может, недоимки и были давно собраны, но оказались в кармане головы?
Но такое отношение к голове - не уважение, а скорее, опасение: затем сам он вспомнит, как «проклятые сорванцы вогнали в огород стадо свиней, переевших его капусту и огурцы», как «чёртовы дети отказались вымолотить его жито»… И с какой же охотой примут парубки предложение «побесить хорошенько сегодня голову» и начнут распевать «славную песню», в которой «голову поминают не совсем благопристойными словами»!
Голова наш сед и крив;
Стар, как бес, а что за дурень!
Прихотлив и похотлив:
Жмётся к девкам... Дурень, дурень!
Тут прямо повторится авторский рассказ: «Голова крив; но зато одинокий глаз его злодей и далеко может увидеть хорошенькую поселянку».
Излюбленное его воспоминание: «В тысячу... этих проклятых названий годов, хоть убей, не выговорю; ну, году, комиссару тогдашнему Ледачему дан был приказ выбрать из козаков такого, который бы был посмышлёнее всех. О! — это "о!" голова произнёс, поднявши палец вверх, — посмышленее всех! в проводники к царице». «Таврический вояж» Екатерины Второй состоялся в первой половине 1787 года. По словам Гоголя, это было «давно ещё, очень давно», «это время вряд ли кто мог запомнить из целого села». Может быть, потому он и «не выговорит»: слишком явно год назовёт истинный возраст старого волокиты. Но память о том, как «целые два дни находился он в этой должности и даже удостоился сидеть на козлах с царицыным кучером», на селе постоянно поддерживается самим головой.
Гоголевские повести из первого сборника в основном поддерживают веру в светлые стороны жизни. И поэтому у нас голова вызывает на страх, а подчас откровенный смех. Смешно, когда он добивается любви Ганны, но произносит не слова признания, а угрозы в адрес сына («Но я дам себя знать Левку! Он думает, что я не вижу всех его шашней. Попробует он, собачий сын, каковы у меня кулаки»). Смешно, что даже в хате его во время ужина с гостем сидит «один из сельских десятских, составлявших команду головы». И, конечно, смешны его попытки поймать «дьявола в вывороченном тулупе», который всякий раз вырывается, а голове приходится выслушивать упрёки оказавшейся на его месте свояченицы, что даже заставит его поминать нечистую силу («"Нет, тут не на шутку сатана вмешался", — думал он, сильно почёсывая свою макушу»).
Но посмотрите на распоряжения головы! Он уже совершенно не осознаёт никаких границ в своём стремлении властвовать, он собирается «шельму в вывороченном тулупе» «заковать в кандалы и наказать примерно», он уже приказывает: «Властью моей и всех мирян даётся повеление изловить сей же миг сего разбойника; а оным образом и всех, кого найдёте на улице, и привесть на расправу ко мне!»
И, конечно, великолепна финальная сцена, когда, получив «записку от комиссара», он пытается сначала, по обыкновению, притвориться глухим, но потом понимает, что ему это вовсе не выгодно.
«Писарь откашлялся и начал читать:
— "Приказ голове, Евтуху Макогоненку. Дошло до нас, что ты, старый дурак, вместо того чтобы собрать прежние недоимки и вести на селе порядок, одурел и строишь пакости... "
— Вот, ей-Богу! — прервал голова, — ничего не слышу!
Писарь начал снова:
— "Приказ голове, Евтуху Макогоненку. Дошло до нас, что ты, старый ду... "
— Стой, стой! не нужно! — закричал голова, — я хоть и не слышал, однако ж знаю, что главного тут дела ещё нет. Читай далее!»
И не останется ему ничего другого, как выполнить приказ («Завтра вас поп и обвенчает. Чёрт с вами!») и ждать хоть до второго пришествия, когда комиссар пожалует к нему на обед. Правда, здесь задумаешься, что станется, когда не дождётся, но думаю, что Левко найдёт выход…
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале
"Оглавление" по циклу здесь
Навигатор по всему каналу здесь