Режиссер Пабло Ларраин представляет третью часть своего драматического киноцикла, посвященного успешным женщинам, которые по разным причинам глубоко несчастны. В 2016-м вышла «Джеки» о Жаклин Кеннеди с Натали Портман в главной роли, в 2021-м — «Спенсер» о принцессе Диане с Кристен Стюарт, а сейчас на киноэкранах — «Мария» про одну из величайших оперных певиц XX века Марию Каллас. В этой картине главную роль исполнила Анджелина Джоли.
«Марию» нельзя назвать классическим биографическим фильмом. Здесь не раскрывается вся жизнь Каллас, да и вообще исторических фактов очень мало. Авторы ленты изредка вбрасывают информацию из разных периодов прошлого героини, причем, некоторые факты порождают еще больше вопросов, чем дают ответов. Но все это вместе с очень лаконичным монтажом, ограниченным набором локаций и персонажей помогает сосредоточиться на главном и подчеркивает суть — необъятную боль главной героини.
Действие разворачивается в последние дни жизни Марии Каллас. Ей чуть за 50, но состояние такое, будто она прекрасно осознает, что это — конец. Каллас одинока после отношений с покойным Аристотелем Онассисом, который готов был бросить весь мир к ее ногам, но женился в итоге на Джеки Кеннеди, общается только с дворецким, экономкой и двумя пуделями, страдает из-за утраты голоса и горстями пьет таблетки, которые предусмотрительно рассовывает по карманам, чтобы заботливая прислуга не отобрала.
Без творчества жизнь Марии пуста, поэтому она дорожит даже похвалой экономки, которая ничего не понимает в опере, и надеется снова начать петь — не для зрителей, для себя.
На протяжении фильма Каллас гуляет по осеннему Парижу, вспоминает и рефлексирует о жизни. Диалог с ней ведет молодой журналист, который снимает документальный фильм об артистке и вскоре признается ей в любви. Этот заход не так банален, как может показаться на первый взгляд: журналиста зовут Мандракс — именно так называется препарат, который принимает Каллас. Вывод из этого напрашивается очевидный.
Все происходящее в картине мало похоже на реальность — повествование постоянно прерывается воспоминаниями и фантазиями, которые в основном четко разграничиваются, но все же не всегда, экранная Каллас разговаривает очень загадочно и пафосно, а в ее подчеркнуто изысканных манерах нет никакой естественности и жизни. Некоторые достоверные факты в фильме представлены, но и они несколько преувеличены. Впрочем, все это в полной мере позволяет передать замысел постановщика: «Мария» — это фильм об оперной артистке, жизнь которой стала трагедией, подобно тем, что она играла на сцене. С годами она сама превратилась в одну из своих героинь.
«Кричите так громко, чтобы даже Пуччини услышал», — говорит пианист Каллас, пытающейся собраться в пустом зале и исполнить арию. И она кричит изо всех сил. Вернее, не сама Каллас, а ее душа кричит от боли. Слышно при этом музыкальную композицию — прекрасную, но далекую от тех, что исполняла певица на пике своих возможностей.
Весь фильм так или иначе об этой боли. Уставшая, измученная, страдающая Мария пытается справиться, найти способ жить в текущих реалиях, и не желает мириться с тем, что ее время ушло.
Её история доходчиво демонстрирует всю силу искусства — оно давало ей смысл жизни, и оно же теперь этой жизни лишает. Кроме того, именно творчество, пусть метафорически, в фильме стало причиной физического разрушения Каллас.
«Вы не представляете, как больно тянуть музыку через все тело!», — на эмоциях заявляет она поклоннику. Повествование построено так, что мы отчетливо видим: она настолько глубоко проживала боль своих героинь, что в конце концов это отразилось на ее теле (конечно, нельзя утверждать, что так оно и было в реальности, но произведение художественное, и метафоры в нем имеют право на существование).
Естественно, главным украшением картины, после голоса Марии Каллас, стала Анджелина Джоли. Актриса выложилась на максимум и выдала один из лучших результатов за всю свою карьеру. В рамках подготовки к роли она семь месяцев училась оперному пению. В фильме звучат записи Каллас, но ее голос часто миксуется с голосом Джоли. И моменты, когда Каллас пытается петь, но страдает из-за утраты голоса, актрисе удались блестяще. Однако в сценах, в которых певица находится в лучшей форме, слишком очевидно, что Джоли голос не принадлежит. Во-первых, она попросту не владеет инструментами, доступным Каллас, что абсолютно естественно, но тем не менее, в глаза бросается. А во-вторых, голос Марии слишком особенный, чтобы принадлежать кому-то еще.
Словом, с драмой Джоли справилась отлично, а в сценах, где главное — вокал, а не эмоции, магия картины ненадолго разрушается.
В целом Анджелина Джоли очень проникновенно показала всю боль героини, старательно копировала манеры, жесты прототипа и смогла передать даже яркий, пронзительный взгляд. Технически все очень точно, но эмоционально — экранная Каллас получилась уж слишком холодной. Это почти не бросается в глаза в течение фильма, но, когда в финале демонстрируется подборка кадров с настоящей Марией Каллас, разница становится очевидной: даже в этой короткой нарезке видно, что артистка была куда более открытой, мягкой и эмоциональной, чем ее экранная версия.
Подобные недостатки ставить Джоли, как и кому бы то ни было, в упрек совершенно не хочется. Скорее всего, именно такая задача была поставлена перед актрисой. И пусть этот подход не слишком документален, но замысел режиссера он, опять же, отражает. Как бы то ни было, «Мария» — фильм очень красивый, эффектный, пронзительный. И это не типичный гламурный и преимущественно развлекательный Голливуд, а кино авторское, а значит, в любом случае, субъективное.
Читайте также:
Жизненный сюжет и интересные героини: что хорошего в сериале «Макрон»
«Унесенные ветром» в СССР: чем интересен фильм «Любовь Советского Союза»
Яркие краски и сильный актерский дуэт: чем интересен фильм «Возвращение попугая Кеши»