ЕГЭ – один из важнейших этапов, который должен пройти ученик для поступления в ВУЗ. Таким образом, подготовка к экзамену должна проходить всесторонне и очень тщательно. Стоит внимательно отнестись ко всему, начиная от времени и количества занятий в неделю, от учебника и пособий и т. д. Но это может показаться незначительным по сравнению с необходимостью главного способа подготовки: индивидуальных занятий, онлайн школы, либо самоподготовки. Что касается самоподготовки, то сразу скажу, что это реальный и возможный способ, но он, конечно, предполагает гигантский уровень самодисциплины, если речь идёт о получении высоких баллов ЕГЭ. Либо, если цель – платное обучение, то самоподготовки вполне хватит, чтобы получить в районе 50-60 баллов, в целом не напрягаясь слишком много. Именно поэтому я вынесу данный способ за скобки, а в статье я хочу сравнить, главным образом, особенности индивидуальной подготовки с репетитором, и подготовки в Онлайн-Школах, рассмотреть их преимущества и недостатки.
Индивидуальные занятия с репетитором
Начнём наш разбор с такого метода подготовки как индивидуальные занятия. Данный вид занятий предполагает процесс обучения, когда ученик занимается с преподавателем один на один. Отмечу, что индивидуальная подготовка к экзамену может проходить также в нескольких форматах. Первый, который можно назвать традиционным, заключается в том, что преподаватель проводит уроки на дому или наоборот – репетитор приходит к ученику. Второй, набирающий популярность в наше время, предполагает также занятие непосредственно с преподавателем только в онлайн – режиме (через Skype, Zoom и иные средства связи). По большому счёту, принципиальной разницы в плане преподавания материала между двумя вышеупомянутыми видами нет, однако существуют свои плюсы и минусы, которые в сумме могут влиять на общий процесс обучения.
Занятие в оффлайн режиме
Плюсы:
1) Для некоторых учащихся, информация, которая преподносится не через экран, усваивается намного лучше. Например, многие мои ученики на оффлайн-занятиях предпочитают вживую работать с историческими картами, таблицами и т.д. Зачастую это даёт больше наглядности.
2) В отличии от онлайн занятий, ученик, находясь непосредственно перед лицом репетитора никак не будет отвлекаться на посторонние дела, что позволит сконцентрироваться на материале. В моей практике работы репетитором были разные случаи, на самый запоминающийся сводился к тому, что ученик пришёл пьяный на онлайн-занятие. Конечно, скрыть ему это не удалось. Но такой вариант событий намного реже встречается в оффлайн-формате.
Минусы:
1) Преподавателю или ученику может быть проблематично добираться друг до друга. Помимо этого, придётся тратить дополнительные деньги на дорогу. К примеру, часть моих учеников – жители районов севера. Я представляю, каково это, добираться куда-то при -40 градусах. Так что это – большой минус оффлайна.
2) Плотный график у репетиторов. Часто, у хороших преподавателей все недели расписаны наперёд и в них практически отсутствует время, которое можно потратить на дорогу. В таком случае зачастую остаётся вариант – заниматься дома у репетитора, который подходит не всем ученикам.
Занятия в онлайн формате
Плюсы:
1) Ученик может выбрать себе репетитора из любого города России. У Вас не возникнет проблемы выбора.
2) Удобный формат. Можно заниматься, не выходя из дома на любом понравившемся вам устройстве.
Минусы:
1) Частенько занятия могут прерываться в силу технических неполадок и иных трудностей: проблемы с Интернетом, отсутствие необходимого оборудования.
2) Репетитор может не полностью контролировать учащегося, а именно, чем он занимается, в то время как идёт изложение необходимого материала.
3) Необходимость долгое время проводить за компьютером, несмотря на современные технологии, это не самое полезное занятие для глаз.
Разобрав особенности проведения индивидуальных занятий, сделаю несколько выводов. Несмотря на различные подходы к осуществлению уроков, есть общие черты, которые, безусловно, являются плюсами индивидуальных занятий:
1. Прежде всего, это возможность напрямую общаться с преподавателем, задавать непонятные Вам вопросы, попросить более детально объяснить непонятную тему.
2. Внимание репетитора будет полностью сконцентрировано на Вас, что позволит ему как можно шире и подробнее преподнести материал. Потому как в момент работы для учителя Вы единственный ученик.
3. Возможность так подобрать и сформировать план обучения, чтобы он максимально соответствовал вашему уровню и потребностям
Но, в тоже время, я бы выделил два главных минуса индивидуальных занятий:
1. Цена. Логично, что она будет выше, чем в ходе групповых занятий или, тем более, вебинаров в онлайн-школах.
2. Сложности с выбором качественного преподавателя. Как это ни странно, здесь возможны варианты, так как ученики и их родители не всегда могут правильно оценить профессионализм репетитора. И, самое главное, его опыт подготовки под конкретную цель, будь то ЕГЭ, либо олимпиады. Поэтому здесь можно прибегнуть к методы сарафанного радио, поспрашивать у знакомых, и т.д.
В то же время, выбор занятий оффлайн или онлайн зависит во многом лишь только от индивидуальных особенностей ученика. Хотя отмечу, что за последние годы именно онлайн-занятия стали основными как у меня, так и у моих коллег. Видно, такая тенденция – проникновение интернет-технологий в нашу жизнь.
Занятия в онлайн-школах
Перейдём к следующему способу подготовки к ЕГЭ – онлайн–школы, которые в настоящее время носят более массовый характер подготовки среди учащихся. Онлайн–школы – это организации, которые оказывают образовательные услуги по разным направлениям (изучение школьных дисциплин, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам) через Интернет ресурсы. Во многом это привычные нам традиционные школы, только ведущие обучение через экран наших телефонов, компьютеров и иных устройств. Для нас будет интересно то, как они готовят школьников к ЕГЭ.
Занятия обычно проводятся на специальных онлайн платформах, либо на сайте этой школы. Урок начинается в определённо назначенное время, на который можно попасть, перейдя по отправленной за несколько минут до начала ссылке. Занятие ведёт преподаватель, который рассказывает основной материал, например, по теме «Внешняя политика Россия в 1800–1825 гг.», параллельно проверяя слушающих, задавая им вопросы (а также решая задания ЕГЭ), ответ на который они должны написать в чате. Это делается с целью контроля преподавателем аудитории: усвоили ли дети услышанное, интересен ли урок и т. д. К примеру, лектор может спросить: «Назовите основные решения, принятые на Венском конгрессе 1815 г.?». После прослушивания вебинара, школьник должен выполнить задания в формате ЕГЭ на основе прочитанной лекции.
Стоит отметить, что в некоторых онлайн-школах видео-занятия записываются, что даёт возможность учащимся прослушать материал повторно, чтобы лучше усвоить тему, или посмотреть его в случае отсутствия на занятии. Сделать вопросы необходимо к определённому моменту времени, к которому должен быть достигнут результат (дедлайн). Проверяют задания не те преподаватели, которые ведут задания. Обычно задания 1 части, где необходимо записать комбинацию цифр или слово, проверяет робот, в то время как 2 часть, письменную, проверяют другие сотрудники школы. Обычно их набирают среди выпускников этих же школ, набравших большой балл на ЕГЭ, либо студентов.
Суммировав вышеизложенную информацию об онлайн-школах можно выделить следующие преимуществ и недостатки.
Плюсы:
1) Подготовка к ЕГЭ в таких школах дешевле чем занятия с индивидуальным репетитором. Вам не нужно будет тратить деньги на дорогу до репетитора или учебного центра.
2) Удобный график. В случае если у Вас возникают какие–то дела, то Вы можете всегда изучить не пройденный вовремя материал позже.
3) Задания в онлайн-школах ведутся из дома. У Вас нет необходимости куда – либо идти.
Минусы:
1) Большое количество учащихся не позволяет преподавателю уделить Вам должного внимания. Да и ученики, как правило, могут связаться с ведущим только через чат, возможность использовать микрофон часто бывает отключена. При этом, проверяющие Ваши задания кураторы не ставят перед собой цель выявить, какие темы представляют для Вас наибольшую трудность. Их задача найти в выполненными Вами вопросах ошибки и дать объяснение.
2) Данный формат занятий не дисциплинирует школьника. Прослушивание вебинара без камеры приводит к тому, что многие ученики одновременно с занятием занимаются другими делами (например, переписываются с кем-то в телефоне). Возможность выполнять задания и слушать вебинары в любое удобное время расслабляет учащегося, что в дальнейшем может выразиться в неуспеваемости, пробелах в некоторых темах и в конечном счёте низкого балла на ЕГЭ. И даже дедлайны не всегда помогают в этой ситуации.
3) Сложность в выборе наиболее подходящей школы, поскольку многие из них преподают по иной программе, которая часто не всегда совпадает с требованиями ЕГЭ. Я имею в виду, прежде всего, «молодёжный», «сленговый» язык преподавания. После чего некоторые ученики запоминают такие обороты и способы ответов и используют из на ЕГЭ. А потом эксперты вынуждены разбираться, что означают аббревиатуры EII, AI, AII, HII и так далее (я понимаю, что вы догадались, что это сокращённые записи императоров, но в бланке ЕГЭ выглядит это не совсем корректно).
Вывод
Отсюда, говоря о себе, о своём опыте, могу сказать, что я для себя всегда выбираю индивидуальные занятия как ученик (да, несмотря на то, что я кандидат наук и сам репетитор, я учу иностранные языки для саморазвития и занимаюсь с другими репетиторами. Поэтому я могу почувствовать себя «в шкуре ученика»). Для меня онлайн-школа – неудобный формат. Но я понимаю, что все люди разные, у всех разная ситуация в жизни, поэтому в своей онлайн-школе я предусмотрел возможность групповых занятий, с вариантом использования камеры и микрофона по максимуму, чтобы совместить плюсы каждого вида обучения. И пока что все мои ученики довольны.
Ну а если рассуждать глобально, какой вариант подготовки лучше, то на этот вопрос ответить однозначно нельзя, поскольку выбор будет зависеть напрямую от индивидуальных особенностей школьника и иных факторов. Кому–то будет удобнее и комфортнее заниматься с репетитором вживую, кто-то выбирает формат занятия в виде онлайн-школы, поскольку материальное положение или время не позволяет выбрать очные занятия. Однако если и сравнить особенности двух подходов, то конечно, на мой взгляд, лучше выбрать формат подготовки с репетитором, поскольку он учтёт Ваш уровень знаний, построит индивидуальную программу и всегда даст ответ на непонятные Вам вопросы.
В заключении, хочу сказать, что вопрос с выбором вида подготовки к экзамену исключительно зависит только от Вас. Отнестись к этому стоит со всей серьёзностью, поскольку от этого зависит результат Вашего экзамена. Однако несмотря на всё это, по большей части подготовка к экзамену зависит на 70% от Вас, поскольку если у Вас не будет личного желания достичь успеха на экзамене, дисциплины, рвения и т.д, то личный репетитор или онлайн-школа Вам никак не помогут. В данной ситуации, два вида подготовки являются лишь вспомогательной силой, которая направит Вас на правильный путь.
А если вы всё же сомневайтесь, с чего начать, либо какой из способов выбрать, вы всегда можете обратиться ко мне, связаться со мной любым удобным способом и договориться об индивидуальной консультации. И мы вместе подберём удобный для вас способ подготовки. Ниже пишу ссылки для связи со мной:
1. Мой сайт - страница записи: http://al-hist.ru/zapis-na-zanyatiya.html
2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history
3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history
4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ