Найти в Дзене

Баланчин: «Серенада» [часть 2]

Как сообщает нам исследователь творчества хореографа Олег Левенков, с 1959 года Баланчин остановился на варианте с тремя главными исполнительницами, за которыми закрепились названия неофициальные, но бытующие в NYCB и в труппах, где балет ставится и по сей день. Первая солистка — Waltz-girl (Вальс), та, которая «опаздывает» в конце первой части. Вторая — Russian (Русская), начинающая Tema Russo с четверкой подруг. Третья — Dark Angel (Темный ангел), та, что в Элегии ведет по жизни незрячего юношу, подобно Темному Ангелу, ведшему Орфея, в балете Баланчина, в подземный мир. Для удобства здесь мы будем придерживаться этих неофициальных названий для обозначения трех солирующих исполнительниц.

«Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум
«Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум

Тема возвращается в более низком регистре в следующей фразе и, словно иллюстрируя переход музыкального материала от скрипок к виолончели, кордебалет вторит солистке, повторяя ее движения. Экспозиционное развитие главной темы завершается в хореографии перестроением кордебалета в рисунок, напоминающий перевернутую пирамиду.

Побочная тема первой части более темпераментна. Ее настроение Баланчин иллюстрирует танцем Русской солистки. Танцовщица выбегает на сцену за несколько нот до начала новой темы так, чтобы, кажется, едва успеть добежать до своего места, сразу же «сорваться» с него и продолжить стремительное движение по сцене. Первое ее соло включает в себя череду воздушных прыжков sissonne и jeté, рождающих ощущение «зависания» в воздухе и несколько jeté entrelacé, прыжков с резкой переменой ног, переменой ракурса, и завершается виртуозным вращением chaîné и устремляющейся вдаль позой arabesque, после чего балерина скрывается за кулисами.

В музыке начинается полифоническое развитие. И подобно тому, как тематический материал переходит к разным группам струнных, действие вновь возвращается к танцовщицам кордебалета, которые бегут, пересекаясь друг с другом, затем начинают менять построения.

Это видео уже было в предыдущей статье. На него можно накладывать текст:

На один акцент неожиданно из группы выделяется танцовщица, которая выполняет большой прыжок jeté и убегает за кулисы. После этого кордебалет делится на две несимметричные группы, по шесть и девять человек, и совершают движения в каноне, то есть одна группа повторяет движения другой с отставанием в один такт. Почти то же самое в этот момент происходит и в музыке Чайковского, где один мотив сначала исполняется в высоком, а затем в низком регистре, однако Баланчин здесь не дает одной группе буквально танцевать под мелодию у скрипок, а другой под мелодию у виолончелей — его канон наслаивается на канон музыкальный и рождает ощущение вечного непрекращающегося движения.

Контрабасы, виолончели и альты в нижнем голосе несколько фраз играют пиццикато. И как раз в этот момент девушки на сцене начинают делать эффектные движения руками, резко меняя их в положении allongé перед собой в синкопированном ритме. Когда в очередной раз вступает побочная тема, в нижнем голосе так же продолжается мелодия пиццикато, и кордебалет продолжает делать резкие движения руками, при этом добавляя к ним перемещения по сцене назад с помощью piqué arabesque — принятия четких позиций с поднятой назад ногой.

Читайте продолжение...

Читайте часть 1

Подпишитесь, чтобы не пропустить

Мария Хорева — честный балет от первого лица | Дзен
Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»
Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»

Можно почитать:

Левенков О. Джордж Баланчин. Пермь: Книжный мир, 2007