Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Обзор немецкого дорожного велосипеда Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея.

Интересный экспонат коллекции Веломузея - немецкий велосипед знаменитого завода Wanderer из города Хемниц, изготовленный в 1939 году. Это дорожная туристическая модель, по своему дизайну характерная скорее для начала 30-х – длинная база, ведущая звездочка большого диаметра...

Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

У этого велосипеда интересная история: он был куплен в 1940 году в Таллине, в магазине Lier & Rossbaum советским специалистом, работавшим на строительстве порта. Инженер, купивший велосипед, по возвращении в Москву покупкой пользовался редко; в послевоенные годы на велосипеде время от времени ездил его сын. В 1961 году велосипед разобрали и положили на антресоли в квартире, откуда его достал уже я - в 2008 году. Велосипед сохранился почти в идеале - оригинальные окраска и хром, "родные", хотя и окаменевшие покрышки колес, полный комплект!

Торговая фирма "Лир и Россбаум", где был куплен велосипед, имеет замечательную историю – она была основана в Санкт-Петербурге в 1898 году и до большевистского переворота числилась в тройке крупнейших, торговавших велосипедами и мотоциклами.

Рекламный проспект петербургского Торгового Дома "Лир и Россбаум" 1910 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный проспект петербургского Торгового Дома "Лир и Россбаум" 1910 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

После революции владельцы эмигрировали в Таллинн, где возродили свое торговое предприятие. Когда Эстония стала еще одной Советской Республикой, магазин был национализирован. Судьбу владельцев мне установить не удалось.

Рекламный проспект таллинского магазина "Лир и Россбаум" 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный проспект таллинского магазина "Лир и Россбаум" 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Портреты основателей Торгового Дома. Рекламный проспект таллинского магазина "Лир и Россбаум" 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Портреты основателей Торгового Дома. Рекламный проспект таллинского магазина "Лир и Россбаум" 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Посмотрите статью с описанием одного интересного документа Т.Д. "Лир и Россбаум" из коллекции Веломузея:

Wanderer (Wanderer Werke AG) - немецкая машиностроительная компания, выпускавшая швейные и печатные машины, автомобили, мотоциклы, велосипеды, автобусы и другую технику. Фирма основана в Хемнице в 1885 году Йоханом Винкльхофером (Johann Baptist Winklhofer) и Рихардом Янике (Richard Adolf Jaenicke) и изначально называлась по именам основателей — "Winklhofer & Jaenicke - Chemnitzer Velociped-Depot" и занималась торговлей велосипедами. Иоганн Баптист Винкльхофер, крестьянский сын, был учеником механика, потом работал токарем в главной королевской баварской лаборатории и на машиностроительном заводе Huber в Ингольштадте. Известно, что в начале 1880-х Винкльхофер увлекся велосипедной ездой и через короткое время самостоятельно построил свой первый велосипед. Это был высококолесный «паук». Честолюбивый молодой человек строит еще несколько велосипедов и успешно продает их. Винкльхофер становится продавцом велосипедов и инструктором по велоспорту, что в то время было уважаемой профессией. В это время он знакомится с Рихардом Адольфом Янике, слесарем и механиком, работавшим в Дрездене, и даже посещавшим Америку. Янике предлагает Винкльхоферу открыть совместное дело по продаже швейных машин и велосипедов. В то время это был очень востребованный товар. 15 февраля 1885 года считается датой основания фирмы. Была арендована мастерская и приобретено простейшее оборудование. Партнеры построили несколько высококолесных велосипедов под названием Wanderer (Странник), пользовавшихся успехом благодаря элегантному виду и отменному качеству. Количество заказов увеличивалось и фирма переехала в более просторное помещение. В 1887 году фирма получила за свои велосипеды первый приз на выставке в Милане. В 1890 году, помимо велосипедов, компания также начала производить станки и печи, которые быстро получили признание в стране и за рубежом благодаря их качеству. В 1895 году производство выросло до такой степени, что пришлось купить заводскую территорию в пригороде Шенау. В 1896 году предприятие было преобразовано в акционерное общество и переименовано " Wanderer Fahrradwerke vorm. Winklhofer & Jaenicke A.G. " с капиталом в 1,1 миллионов марок, который в 1897 году увеличился до 3 млн. марок. В 1898 году компания начинает производство фрезерных станков. В последующие годы фирма заслужила высокую репутацию с мире. В 1901 году запатентована велосипедная втулка со свободным ходом, тормозом и двойной планетарной передачей. 1902 год ознаменовался началом производства мотоциклов, которые сразу стали популярными. В 1903-м начато производство пишущих машинок, получивших мировую известность под названием "Continental".

Печатная машинка Wanderer Continental 1920-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Печатная машинка Wanderer Continental 1920-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1911 году был спроектирован и построен экономичный малолитражный автомобиль "Wanderer Puppchen" с четырехцилиндровым полуторалитровым двигателем мощностью 12 л.с., достигавший максимальной скорости 70 км/ч. В 1913-м началось его серийное производство. В 1908 году компания, с учетом расширившегося ассортимента продукции, была преобразована в "Wanderer-Werke vorm.Winklhofer & Jaenicke A.-G." Компания имела 25000 кв. м. производственных площадей, 700 станков и1500 рабочих и служащих. В годы Первой Мировой войны компания поставляет тысячи велосипедов и мотоциклов в армию. В 1916-м начинается производство механических вычислительных машин; в 1920-м машины получили добавочный электрический привод. Развивается производство мотоциклов и автомобилей. 1927: в Зигмаре под Хемницем строится новый завод, на который постепенно переходит автомобильное и станкостроительное производства. В 1932 году из-за экономического спада, сильно подействовавшего на промышленность, компания вошла в концерн Auto Union AG, в который также входили Audi, DKW и Horch. Компания Wanderer-Werke прекратила свое существование в 1945 году.

Посмотрите публикацию об еще одном велосипеде Wanderer - с не менее интересной историей:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Wanderer 1939 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.