Найти в Дзене
Финансовый гений

Девальвация рубля вместо снижения ключевой ставки как компромисс между властями и бизнесом

На фоне ускорившегося ослабления рубля можно строить теории о том, для чего это и кому это выгодно. То, что это выгодно Минфину при постоянно растущих расходах бюджета - это и так понятно, это мы уже разобрали. Но возможно, выгода Минфина (государства) - не единственная причина этой девальвации. Поскольку еще сильнее, чем Минфину, ослабление рубля выгодно... правильно, бизнесу. Прежде всего, крупному, и прежде всего - сырьевым экспортерам, а они в России составляют основу крупного бизнеса, но не только им. Вернемся буквально на 1-2 месяца назад. Со стороны представителей бизнеса слышны все более явные нападки на Центробанк из-за растущей ключевой ставки. На эту тему публично высказываются сразу несколько глав крупных корпораций, начиная от Алексея Мордашова и даже Игоря Сечина, и заканчивая Олегом Дерипаской (ну, он особо не в счет, потому что для него эта тема хроническая). Но бизнес просто начинает давить на власти и ЦБ: мол, хватит поднимать ставку, снижайте ее, а то у нас упадет ре

На фоне ускорившегося ослабления рубля можно строить теории о том, для чего это и кому это выгодно. То, что это выгодно Минфину при постоянно растущих расходах бюджета - это и так понятно, это мы уже разобрали.

Но возможно, выгода Минфина (государства) - не единственная причина этой девальвации. Поскольку еще сильнее, чем Минфину, ослабление рубля выгодно... правильно, бизнесу. Прежде всего, крупному, и прежде всего - сырьевым экспортерам, а они в России составляют основу крупного бизнеса, но не только им.

Вернемся буквально на 1-2 месяца назад. Со стороны представителей бизнеса слышны все более явные нападки на Центробанк из-за растущей ключевой ставки. На эту тему публично высказываются сразу несколько глав крупных корпораций, начиная от Алексея Мордашова и даже Игоря Сечина, и заканчивая Олегом Дерипаской (ну, он особо не в счет, потому что для него эта тема хроническая).

Но бизнес просто начинает давить на власти и ЦБ: мол, хватит поднимать ставку, снижайте ее, а то у нас упадет рентабельность, мы не будем инвестировать в развитие, и вы же потом получите меньше налогов. Доходит до того, что "профсоюз олигархов" РСПП выдвигает предложение лишить ЦБ независимости в принятии решений и заслать туда в Совет директоров членов правительства, которые будут представлять интересы бизнеса.

Вскоре после этого глава ЦБ Эльвира Набиуллина в очередной раз выступает в Госдуме, где внезапно получает полную поддержку от депутатов и приглашенных министров (Силуанова, Решетникова), а также от спикера Думы.

Тем самым, власти дают бизнесу понять: мы в этом вопросе на стороне ЦБ - он будет управлять своей ключевой ставкой так, как считает нужным.

Но... одновременно начинает ускоряться девальвация рубля - курс выходит выше 100 рублей за доллар и закрепляется там. В моменте он подскакивает даже до 115. ЦБ при этом не совершает каких-то экстренных действий для сдерживания девальвации, лишь прекращает зеркалирование операций Минфина по покупке валюты для ФНБ до конца года (ну, такая себе мера).

-2

А Минфин заявляет, что даже не будет обратно повышать порог возврата и обязательной продажи валютной выручки экспортеров, который до этого трижды снижали. То есть, не стремится остановить девальвацию, а только способствует ей.

-3

Отдельно хочу обратить внимание на заявление министра финансов Антона Силуанова, сделанное на прошлой неделе, о том, что девальвация рубля соответствует интересам экспортерам и, внимание, это важнее, чем ключевая ставка!

-4

То есть, министр финансов как бы прямо заявляет крупному бизнесу: вот, ставку мы вам не снизим, но зато снизили курс рубля, а это для вас даже важнее. Вот, пожалуйста, получите.

Если высокая ключевая ставка сильно повышает процентные расходы бизнеса в том случае, если он закредитован, и преимущественно работает на заемных средствах (таких компаний среди сырьевиков не так много, но они есть), то низкий курс рубля сильно повышает их доходы от основной деятельности (сырьевого экспорта), что перекрывает рост процентных расходов.

Ведь процентные расходы - это лишь небольшая часть всех расходов компании, а вот экспортные доходы - куда большая часть доходов.

Одновременно голоса со стороны представителей бизнеса о высокой ключевой ставке, которая мешает им развиваться, пока прекратились и не слышны.

Поэтому могу предположить, что власти негласно договорились с бизнесом: мол, ключевую ставку оставьте в покое, тут пусть ЦБ сам решает, что с ней делать, но мы в качестве поддержки вашему бизнесу заметно понизим курс рубля (тем более, что нам это и самим очень надо).

Действительно, бизнес сырьевых экспортеров от девальвации рубля выигрывает сильнее всех. Даже сильнее, чем государство. Потому что у государства от этого растет лишь часть доходов, но при этом растут все расходы (девальвация порождает инфляцию). А у бизнеса растут все доходы, и пусть даже все расходы, но рост хотя бы соизмерим.

Теряет в этой ситуации только оставшаяся группа субъектов - население. Потому что только у них расходы при девальвации рубля растут быстрее, чем доходы (у бизнеса и государства - наоборот). Но кого волнуют интересы населения...

Выгоды и потери всех сторон подробно объяснял в отдельной статье:

Сильный или слабый рубль: что лучше?

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.