Найти в Дзене
Leeloo2525

О моём опыте окрашивания равномерки. Акриловые краски по ткани и пульверизатор

Оглавление

Поначалу это триллер: если вы разбираетесь в данной теме, то будете в ужасе от некоторых моих действий. Затем — дневник безумного учёного, дорвавшегося до интересных экспериментов. Под конец раздаю советы на основе своих результатов.

Оттенки на фото отличаются от реальных.

Предыстория

К покраске ткани меня подтолкнула не тяга к экспериментам, а суровая необходимость. Год назад я попробовала начать старую китайскую реплику Dimensions, но мне не понравилось, как на канву из набора ложатся нитки. Заменять «Аиду» на равномерку для меня обычная практика, но основа требовалась голубая.

-2

Нужно было либо покупать что-то дорогое от Zweigart, либо красить дешёвую белую равномерку. Со специальными красками для ткани мне не хотелось связываться: казалось, что это трудно и дорого. Я рассматривала другие варианты, например краску для джинсов с маркетплейсов, но упаковка стоила от 200 рублей, это на один раз, красить надо в стиральной машинке, и отзывы на неё были так себе.

Я запоздало вспомнила, что ближе к Пасхе во всех магазинах продают дешёвую краску для яиц, причём не наборами, а отдельные цвета: можно купить синюю, покрасить равномерку, вышить картину и… никогда её не стирать, потому что вряд ли пищевой краситель стойкий (это правда: вообще не стойкий). В моих воспоминаниях цена пакетика становится всё ниже и ниже, но год назад в блоге я упоминала 16 рублей — возможно, это и есть верная цена в какой-то из прошлых годов, когда я обратила на неё внимание. В общем, я стала ждать следующей Пасхи.

А параллельно с этим искала следующую картину Dimensions для подбора, и выбор пал на «Синичек на хвойных ветках» (мой вольный перевод). Для этой вышивки требуется бледно-голубая канва, в нижней половине картины фон не вышивается.

Работа пользователя xlopkovasa с сайта stitch.su.
Работа пользователя xlopkovasa с сайта stitch.su.

Не стала я из-за цветной основы отбраковывать данную схему, но если я собиралась сшить из будущей работы сумку, то основу нельзя было красить нестойкой краской. Да даже если бы я не оформляла будущую вышивку в сумку: примерно в это время у меня начали покупать вышитые картины, и хотя бы некоторые покупатели после получения стирали их и гладили. В общем, краска для равномерки нужна водостойкая.

Пришлось изучать вопрос нормально. Я узнала об акриловой краске по ткани — не для ткани, а именно по ткани. Согласно инструкции, нужно взять кисточку и рисовать сверху, а не растворять краску в воде и окунать туда ткань, это производителями не предусмотрено. Но многие так делают. И у каждого своё ноу-хау. Одни окунают канву в таз, другие натягивают её на раму и наносят красящий раствор кисточкой; одни сушат ткань в течение суток, другие сразу несут на глажку; одни сушат вертикально, другие горизонтально. Мне было страшно: казалось, я и таз испорчу, и канву окрашу не равномерно, а с разводами, к тому же переведу отличную краску, а если покрасить ткань всё же получится, то оттенок будет неправильный.

Но я её заказала, когда надо было потратить бонусные баллы в «Леонардо». Постепенно загонять себя в угол — мой способ преодолеть страх. :Р

Выбор оттенков у краски широкий, но перефотошопленные превью на сайте оставляют желать лучшего, я не знала, что мне лучше подойдёт, и остановилась на небесно-голубой краске. Это Decola, баночка обошлась мне в 134 рубля, в ней 50 мл.

-4

Цвет очень красивый, но для реплики Dimensions с рыбами нужен более хмурый оттенок, и я подумала о том, чтобы смешать его с чёрной гуашью. Художники иногда так делают, когда рисуют на холсте: обе краски — на водной основе, поэтому, по заявлениям художников, хорошо смешиваются. Только гуашь не водостойкая, но её можно сделать таковой, если смешать с акриловым лаком или другим акриловым медиатором (что бы это ни было). Вопрос в том, становится ли гуашь водостойкой, будучи растворённой в воде вместе с акриловой краской…

Первые шаги

Поддержка рукодельной подруги подтолкнула меня к эксперименту: развести небольшое количество краски и покрасить образцы ткани.

-5

Первую порцию кусочков ткани я покрасила раствором небесно-голубой краски, вторую — смесью акрила с гуашью, обе партии держала в растворе по 10 минут. На фото выше можете видеть второй раствор и первую порцию кусочков. Гуашь с акрилом действительно смешиваются, мне очень понравился этот мрачный сине-серый цвет.

Только вот гуашь у меня не жидкая. :Р Я растворяла в воде не каплю, а кусочек, и местами в толще воды плавали кляксы, которые я вовремя не заметила. Они сразу зацепились за ткань и остались на ней чёрными пятнами. Кстати, пятна не проходят ткань насквозь, а остаются с одной стороны.

-6

За ночь образцы высохли, и для проверки я их прополоскала. Ни капли голубой воды, окрасилось отлично. Пыталась стереть пятна гуаши — тоже никак. Несколько раз наносила хозяйственное мыло, тёрла — гуашь на месте, а голубой оттенок вроде немного смылся (или мне кажется). Это нетипичная ситуация: необходимых суток после окрашивания не прошло, утюгом краска ещё не закреплялась, плюс тёплая вода, трение и сильное моющее средство.

-7

В эксперименте участвовали: белорусская равномерка Astra & Craft (с флизелином и без, белая и под лён), гаммовская «Линда», две бязи и неизвестная белая «Аида». Промежуточный вывод: гуашь можно смешивать с акрилом, но надо следить, чтобы в глубине раствора не плавали кляксы, долго его размешивать (забегая вперёд: процеживать через марлю). Белая равномерка Astra & Craft окрасилась, на мой взгляд, лучше всех, она прямо светится от этой краски, действительно небесно-голубой цвет. Наверное, для синиц этот оттенок подойдёт, а для рыб нужен потемнее, смешанный.

И снова я отложила это сложнейшее для меня дело на неопределённый срок, но тут подруга подарила набор акриловых красок по ткани, среди которых — «пыльная синяя». Какой оттенок, с ума сойти! Наверное, и для рыб подойдёт, и для пасмурного зимнего неба позади синиц, и хочется найти и другие сюжеты под этот фон.

Но посмотрите, как этот оттенок выглядит на странице интернет-магазина — неудивительно, что я на него не отреагировала, когда выбирала краску.

Я буду писать название этого цвета в кавычках, потому что правильно пыльно- или припылённо-синяя, а в данном виде оно вызывает ассоциацию с баночкой краски, забытой на годы под кроватью.
Я буду писать название этого цвета в кавычках, потому что правильно пыльно- или припылённо-синяя, а в данном виде оно вызывает ассоциацию с баночкой краски, забытой на годы под кроватью.

Краски из набора наводят на мысли о смешивании сложных оттенков, о белых брызгах на тёмной канве, о трафаретном нанесении рисунка… В теории можно самостоятельно делать канву с фоновым рисунком, как, например, у «Совиного леса» для схемы «Съедобные — несъедобные». Но это уж очень смелые фантазии, мне бы для начала просто ткань покрасить.

-10

Дневник красильщика-любителя

Спустя несколько месяцев после окрашивания пробников, в пасмурном ноябре, «идеальном» для подбора оттенка на глаз, я решилась на покраску основы для дизайна Натальи Юркевич «Дома хорошо». По ключу требуется Belfast № 222, эдакий желтоватый с рыжинкой, а то и розовинкой.

-11

Жёлтую и красную краски я взяла в наборе от DecArt: на коробке написано, что это акриловые краски по ткани, разбавляются водой или акриловым лаком, всё нормально. Но сейчас будет больно.

Попытка первая

Отрез небольшой, где-то 28 × 30 см, рабочая часть помещается в таз, об углах можно не беспокоиться, и поэтому зачем наливать полный таз красящего раствора? С помощью баночки из-под плавленого сыра я узнала, что хватает всего 180 мл, чтобы замочить ткань, и попробовала смешать в этом количестве воды краску.

По опыту с Decol’ой я ожидала, что краска хорошо и быстро растворится в воде, но на дне баночки остались комочки. Я вливала раствор в таз медленно, чтобы комочки остались на дне, но несколько проскочили и оставили на ткани пятна. В принципе, мне нужен только один удачный уголок рабочей середины основы, остальное зашьётся… подумала я и понесла ткань сушиться.

Утром вместо жёлтой равномерки я обнаружила бледно-молочную. Я получила оттенок белой «Линды» от «Гаммы», ого! С тремя жёлтыми пятнами в центре. 👍И несколькими красными разводами. Мне так за них стыдно, что я не взяла их в кадр.

-12

Попытка вторая

На следующий день я вновь понесла её краситься: прямо так, не стираную и не глаженую. Это попытка срезать путь и посмотреть, какие шаги на что влияют.

В том же количестве воды я развела побольше краски, размешивала и разминала её минут пять, но на дне баночки всё равно остался осадок. Как написано на одном сайте о красках: «Акриловые краски разбавляются водой. Но не растворяются!». Я процедила раствор через два слоя марли, залила ткань. Сначала не заворачивала углы внутрь, потом завернула. Время не засекала, но когда мне показалось, что ткань уже слишком яркая, то вынула её и понесла сушиться.

Ниже — неэстетичные фотографии процесса окрашивания для самых пытливых.

В качестве основы для просушивания хорошо показал себя «бутерброд» из (снизу вверх) пакета, выпрямленных картонок Tetra Pak и двух слоёв тонкого вафельного полотенца. Полотенца впитывают лишнюю влагу, остальное — для защиты пола, на котором всё это лежит.

Окрас неравномерный, есть разводы — наверное, потому что во второй раз красила я сухую мятую ткань. Опытная рукодельная подруга сказала, что получился оттенок «Саха́ра». Всё с теми же жёлтыми пятнами, зато новых не появилось: марля сработала.

-14

А остатки раствора и не растворившийся осадок я сохранила для другого эксперимента. Что, если не замачивать ткань в красящем растворе, а нанести его на ровно лежащую ткань из пульверизатора? Сколько «живёт» раствор и будет ли он пригоден для использования, например, через месяц? Очень мне не нравится этап с выливанием остатков раствора.

Попытка третья

Через три дня я проверила остатки: вода стала менее яркой. Наверное, краска выпадает в осадок: когда я переливала процеженный раствор, на дне осталась его яркая часть, будто она другой плотности, поэтому не смешивается с водой (я пробовала размешивать).

Переливала я его в чистую бутылочку из-под спрея-кондиционера для волос, чтобы распылить раствор на мокрую, ровно лежащую на том же «бутерброде» белую ткань — был у меня маленький глаженый отрез для экспериментов. Я намочила ткань, предполагая, что так окрас получится равномерным. Одновременно окрасить таким образом ещё и сухой отрез не догадалась. Красящей жидкости ушло всего ничего, после этого бутылочку удалось вымыть, и теоретически её можно использовать много раз с красками разных цветов.

Ну, хоть не молочная в этот раз.

-15

Вот этот бы цвет — да за основу в вышивке «Дома хорошо»! Кто ж знал, что удачно получится.

Окрас слишком бледный, чтобы сказать точно, но мне кажется, что на равномерке из таза больше разводов. Из пульверизатора главное не забыть обработать ВСЮ поверхность, по возможности одинаково и в несколько слоёв. Я на всякий случай сделала это с обеих сторон. Края всё равно получились бледнее, но они никогда в вышивке не участвуют.

Наверное, чтобы окрас получился ярче, распылять раствор нужно на сухую ткань. По словам мужа, у пульверизатора такое маленькое отверстие, что 9/10 частиц краски застревают в нём, и попадающий на ткань раствор становится ещё светлее. Вполне может быть. Но если дело только в выпадении краски в осадок или мокрой ткани, можно наводить совсем немного красящего раствора, покрывать из пульверизатора лежащий ровно отрез и получать достаточно ровный окрас, прилично при этом экономя краску.

Ещё один плюс этого способа: ткань не мнётся в процессе окрашивания и очень быстро сохнет. Её можно вообще не гладить и после высыхания сразу приступать к вышиванию, если не хочется ради собственного спокойствия сполоснуть покрашенный отрез (бестолковое это дело, особенно при таком бледном окрасе: вода выходит чистая) и дополнительно закрепить краску жаром утюга. А мне ещё и флизелин нужно приутюжить, без него на этой основе я уже вышивания не представляю.

-16

Остатки раствора перелиты обратно в их ёмкость, продолжаю наблюдение.

Попытка четвёртая

Покрасила из пульверизатора отрез сухой равномерки остатками раствора четырёхдневной давности. На случай, если снова получится бледно, я вырезала квадрат, повторяющий размер первого отреза. Но этому оттенку не хватает рыжинки/розовинки, поэтому перед процеживанием я добавила в раствор красной краски на кончике зубочистки.

С обратной стороны не красила, но с лица залила равномерку раствором как можно сильнее, чтобы не было просветов. Очень трудно определять, равномерно залита краской ткань или нет: вроде вся мокрая, а какие-то участки всё же с просветами… или это лужа раствора блестит?..

Получилось даже ярче, чем при покраске ткани в тазу. Это может объясняться тем, что с тех пор лучше растворились сохранившиеся комочки краски, сейчас на дне баночки их почти нет (на марле остаётся малая часть). Но в прошлый-то раз раствор, наоборот, был светлее… Я плохо взболтала его? Вряд ли виновата крупица красной краски. 🤔 Эх, была бы я химиком.

-18

А так да: если из пульверизатора наносить краску на мокрую ткань, окрас будет менее ярким. При этом обязательно будут разводы, просто чем светлее окрас, тем хуже их видно.

Я напоминаю, что это те же 180 мл воды с щепоткой краски из второго этапа эксперимента, и они пока не кончаются.

И хочу обратить внимание, что я провожу эксперимент неправильно: для точных результатов на каждом новом этапе нужно менять всего один параметр, я же комбинирую их на своё усмотрение. Помимо прочего, в этот раз я не разгладила складочку на отрезе, правда, она появилась всего лишь днём ранее, когда проглаженный кусок равномерки я сложила обратно в пакет. На покрашенной ткани я не вижу тёмную полосу от этой складки.

Везде пахнет кондиционером для волос…

Попытка пятая

С красками DecArt всё более-менее ясно: друг с другом смешиваются, с водой — не очень, через несколько дней комочки частично растворяются, выпадает осадок.

Пора пробовать Decol’у, в данном случае — небесно-голубую (основа этого оттенка нужна мне для Cherry Blossom Cushion, она же подушка с птицами, от Фаби Райли).

Примерно в 100 мл воды я развела краску с обратной стороны крышки баночки, и то не всю, половина осталась. Эта краска отлично растворяется в воде, без комочков. Я всё равно её процедила, и на марле осталась какая-то ниточка краски, но я думаю, что это её высохшая часть из-под крышки. Так что процеживать раствор никогда не лишне.

Красила одновременно мокрый и сухой отрезы, опрыскала их, как мне казалось, как следует и с обеих сторон. Сзади они всё равно не «просолились», но спереди разница очевидна.

Часов через 10 после покраски я прополоскала высохшие отрезы в тёплой воде, повыжимала их — устроила стресс-тест. Вода была чистая, как и сушильная ткань под ними. Думаю, 24 часа — это конкретно для рисунков ПО ткани, когда на ней лежат жирные слои краски: технологами установлено, что за сутки даже самые толстые мазки высыхают. А у нас всего лишь водный раствор.

Это, кстати, из инструкции к краскам DecArt: просушить хотя бы в течение двух часов, прогладить, и через сутки можно стирать. У Decol’ы иначе: просушить в течение суток, погладить без пара через х/б ткань, и через двое суток можно стирать. Я лучше поберегу утюг и поглажу ткань после полоскания, всё равно краска с водой не уходит.

-20

Мокрый отрез — 36 × 39 см, сухой — 21 × 31 см. На большом куске после мокрой покраски образовались заметные в жизни разводы, на сухом отрезе их меньше. И хотя мне казалось, что опрыскивались они одинаково, чем отрез меньше, тем удобнее наносить раствор равномерно и тем качественнее получается покраска.

Попытка шестая

Пришло время «пыльной синей» Decol’ы для «Синичек на хвойных ветках», отрез 44 × 50 см.

Не прошло и года, как я додумалась сначала покрасить маленькие кусочки, положить их на батарею, чтобы высохли за полчаса, и уже тогда решать, как красить большой отрез и не разбавить ли раствор, если окрас вышел слишком яркий/тёмный. Ощутимого осадка за это время в растворе выпасть не должно, если он вообще выпадает у красок этого производителя.

Краски я положила в воду больше, чем обычно, но оттенок раствора всё равно бледный — таков этот «пыльный синий». На всякий случай процедила, но на марле ничего не осталось: краска полностью растворилась.

Мокрая покраска практически не видна, после сухой есть намёк на цвет. Я покрыла раствором оба пробника ещё раз, а заодно и большой отрез. Чтобы уменьшить количество не прокрашенных участков, я красила ткань квадратно-гнездовым методом, сначала рядами, потом нанесла второй слой столбиками, пока подготовленный раствор не закончился.

Цвет пробника с двойной сухой покраской стал насыщеннее, но не сильно — думаю, это максимум, на что способна «пыльная синяя» краска, растворённая в воде, ведь не такая уж она и тёмная.

-22

Всё равно в процессе окрашивания невозможно понять, остались не прокрашенные места или нет. Мой квадратно-гнездовой метод опрыскивания привёл к появлению тонких не прокрашенных полос между рядами опрыскивания, благо едва заметных. Чтобы их скрыть, можно покрасить ткань ещё раз, но моему проекту эти линии не повредят, даже интересно, как будет смотреться картина: сейчас они напоминают облака в хмуром зимнем небе. А может, их будет не видно.

Ремарка

Как удобно красить из пульверизатора. Когда у меня в очереди на покраску накопилось несколько основ разных оттенков синего, я представляла себе два варианта развития событий, и оба меня угнетали:

  1. Смешивать по одному оттенку в день, целый таз воды и полбанки краски — на одну основу. Излишки раствора каждый раз выливаются, и вот у меня три отреза ещё не известно насколько подходящей по цвету ткани и не осталось краски.
  2. Смешать все оттенки в один день последовательно в одной и той же воде, от светлого к тёмному. Развести небесно-голубую — замочить первый отрез — положить сушиться; добавить «пыльной синей» — замочить второй отрез — положить сушиться; добавить чёрной — замочить третий отрез — положить сушиться; остался раствор — замочить в нём несколько запасных отрезов — положить сушиться. И вот краска вроде как сэкономлена, вся комната обложена сохнущей равномеркой, результат смешения оттенков будет сюрпризом, и образовалось много лишних цветных кусков, просто чтобы раствор не пропадал.

А если не замачивать в тазу, а опрыскивать из пульверизатора, можно смешать совсем немного раствора, предварительно опробовать его на кусочке, который быстро высохнет и покажет результат, и красить столько отрезов за раз, сколько нужно.

И даже таз мыть не надо.

Сейчас у меня тоже образуются дополнительные цветные отрезы равномерки, но я почти уверена, что найду им применение, так что развлекаюсь и экспериментирую, чтобы другие рукодельницы могли взять мои наблюдения и советы и обойтись без лишних покрасок.

Попытка седьмая

Три из четырёх основ подготовлены, осталась синяя равномерка для китайской копии Dimensions с рыбами. Цвет у канвы из набора специфический: припылённо-синий, но с намёком на бирюзу?.. Удастся ли получить этот оттенок, если смешать небесно-голубую и «пыльную синюю» краски Decola?

Капля небесно-голубой забивает собой пол-ложки «пыльной синей». Я увидела это характерное свечение ещё в баночке с раствором, но всё равно перелила его в пульверизатор и окрасила образец. Да, этот цвет ярче и бирюзовее, чем канва, а яркие края тканевого кусочка сбивают с толку и мешают восприятию: кажется, что это совсем-совсем не то.

Однако на обложке незашитый фон вышивки очень даже похож на цвет моего образца. Другие вышивальщицы прикладывают к основам нитки и как-то определяют, подходит к ним канва или нет, я так не умею.

Собрала фокус-группу, два из двух голосов оказались в поддержку моего оттенка. Один специалист поделился нехитрым правилом, что основа подходит, если нитки с ней не сливаются. Другой горячо протестовал против добавления в раствор капельки чёрной краски, дескать, мой оттенок похож на морскую воду, а канва из набора — нет, и вообще она скучно-серая. Так что я покрасила имевшимся раствором свой огромный отрез 40 × 43 см и буду пробовать вышивать на нём. Если быстро пойму, что мне не нравится, то распорю вышитое и пристрою отрез под другую схему, а для этой окрашу другой в более тёмный синий.

Обнаружила хитрость, как на этапе покраски узнать, будут ли в окрасе просветы: после обработки всего отреза приподнять его за уголок и посмотреть на ткань под ним: где меньше пятен от просочившейся краски, там равномерка опрыскана хуже, и можно пройтись по этим местам отдельно. Это работает, если нижняя ткань ранее не была окрашена в этот цвет и вы видите, какие пятна появились на ней в этот раз.

Я снова наносила раствор в несколько слоёв, пока он не кончился, цвет получился насыщенный, (этому фото не верьте, смотрите общее ниже, эта равномерка там самая тёмная и яркая). Обработана только одна сторона, и, что интересно, на изнанку просочился только пыльно-синий оттенок. Лёг ровно, и ткань получилась двухсторонняя.

-25

Таким образом, с помощью пульверизатора можно получить и насыщенные оттенки канвы, а не только бледные. Но для меня это пока не актуально, и красить что-то в ещё более тёмный цвет я не буду. Я почти не вышиваю на тёмных основах, средней яркости фон не знаю, как удачно использовать, а вот чуть заметного цветного подтона мне в работах иногда не хватает. К счастью, это самый удачный вариант покраски: на светло окрашенных тканях не видно разводов.

Кстати, сушить я этот отрез положила неудачным образом, на несколько «рёбер» Tetra Pak’а и складку бокового полотенца. И те участки равномерки, которые лежали на этих возвышенностях, окрасились в более тёмный оттенок. Особенно это было видно на ещё влажной, подсыхающей ткани, из-за чего я переместила отрез на более ровную поверхность. Не знаю, помогло ли перемещение или при полном высыхании разница сгладилась бы и так, но в результате полос не очень видно. Они больше заметны при искусственном освещении.

-26

Значит, узоры на ткани можно получить, если положить её сушиться на бугристую поверхность, например на смятые комки бумаги?.. Мне не нужна ткань с узорами, так что проверять я это не буду.

-27

Так, а теперь как перестать красить ткань?.. Горшочек, не вари.

Дополнительно

У меня ещё остались подготовленные белые отрезы для экспериментов, но в процессе их окрашивания я почти ничего нового не открыла, так что не стану описывать каждую покраску.

В растворе 10-дневной давности выпал очевидный осадок. Это не комочки не растворившейся краски: они остались на марле. После размешивания осадок снова выпадает уже через минуту нахождения процеженного раствора в покое.

-28

Даже если перед покраской хорошо встряхнуть пульверизатор и ровно наносить раствор, на ткани появятся разводы, потому что осадок выпадает уже в процессе опрыскивания, и в струю попадают то насыщенные участки воды, то нет, а частицы краски укладываются на ткани, как им захочется. Это мокрая покраска, но обычно на ней не бывает ярких вкраплений другого оттенка (здесь — оранжевые на жёлтом). Это ещё больше похоже на «Сахару».

-29

Я попыталась сымитировать полосы, как на «Сахаре»: нашла две тубы от лекарств, положила на них мокрую ткань, чтобы образовались возвышенности и впадины, и хорошенько покрыла её жёлтым раствором с осадком. Яркие вкрапления и правда образовались, но не во впадинах с большим количеством скопившейся влаги, как я ожидала, а на возвышенностях, поверх туб. Не знаю я физику. Но этот эффект при желании можно использовать.

-30

Баночка с остатками разведённой небесно-голубой Decol’ы не настолько стара, как первая, ей было всего дней шесть, когда я не обнаружила осадка и ещё раз воспользовалась этим раствором, немного разбавив его водой.

Если издалека и местами опрыскать светло окрашенную ткань раствором поярче, появятся мягкие разводы. Таким образом я надеялась скрыть прежние сильные разводы от мокрой покраски, в идеале — получить однотонный окрас, хотя не уверена, возможно ли это вообще.

-31

Так мой отрез для подушки с птицами, бывший слишком светлым, стал слишком тёмным.

На следующий день, когда я переливала всё тот же раствор в пульверизатор, на дне баночки обнаружилось расслоение: верхний слой жидкости оказался тёмно-голубым, а нижний — белым. Смешать их снова — получается небесно-голубой цвет.

-32

При окрашивании им ткани у меня получился менее равномерный окрас, чем обычно. Правда, и отрез был большой, следить за равномерностью окраски было сложно.

И напоследок я попробовала сделать антитрафарет с помощью фигурных пластиковых блёсток. Вторую справа звезду сразу унесло струёй раствора, дальше я опрыскивала ткань аккуратно и издалека, результат — на фото ниже.

-33

Это не белая Astra & Craft, а желтоватая «Линда», поэтому ткань получилась зеленоватой, когда краска впиталась и высохла: желтоватый + голубой.

-34

Положить на отрез побольше снежинок, покрасить в голубой — и будет любопытная расцветка для зимних сюжетов. Чтобы фигурки было видно, раствор должен быть «крепким», и сильно опрыскивать ткань не надо: в один слой и не в упор. Если переборщить с раствором, ткань слишком промокнет, и цвет заберётся под трафарет, испортив рисунок. Если раствор будет слишком светлым, рисунок затеряется на фоне.

Подытожим и помечтаем

-35

11 отрезов, 11 оттенков/расцветок. На фото кажется, что есть одинаковые, но это не так.

Красок осталось почти столько же, сколько было, только небесно-голубой ушло полбанки: под конец я на неё налегла и красила/докрашивала много.

Пока что мне хватит разноцветной равномерки. На жёлтом фоне теперь обошьюсь, пара голубых отрезов пригодится подруге. Если задумаю вышивать что-то на основе другого цвета, окрашу её непосредственно для этого проекта. Краски, живите долго!

На самом деле основы для подушки с птицами у меня всё ещё нет, но она должна быть такого же цвета, как помеченный отрез. Покрашу позже, не расслоившимся раствором, а пост уже пора публиковать.
На самом деле основы для подушки с птицами у меня всё ещё нет, но она должна быть такого же цвета, как помеченный отрез. Покрашу позже, не расслоившимся раствором, а пост уже пора публиковать.

Для полноты эксперимента осталось только повышивать на этом всём, но я займусь этим позже, когда наступят ясные деньки и оттенки основы и ниточек можно будет разглядеть во всей красе. Уверена, всё с этой равномеркой в порядке: отверстия между нитями переплетения не забиты краской, как если жирно красить ткань кисточкой, а больше ничего с ней случиться не может. Флизелин приутюживается как обычно.

Озвучу некоторые свои задумки о других подборах, возможно, подкину кому-то идею.

Меня давно интересует бесплатная схема «100 сов» от «Совиного леса» как потенциальный утилизатор шерстяных ниток, основа там предполагается рустикальная с намёком на полынный. Наверное, можно взять 32-ю Astra & Craft под лён и сбрызнуть лёгким зелёным раствором. У «Совиного леса» вообще много дизайнов для цветных основ, это интересно.

У Екатерины Немшиловой есть милейшая схема «Орешек для белочки» по мотивам рисунка В. И. Зарубина, сюжет отлично смотрится на насыщенно-изумрудном фоне. В теории для этого нужно смешать зелёный с капелькой синего, раствор требуется «крепкий», на ткань надо нанести его в несколько слоёв.

Давно подбираюсь к «Бесконечному лету» от «Овна», нашла схему и не вижу трудности в подборе ниток, но цвет основы — мой заклятый враг. Мне кажется, в набор входит серая «Аида» от «Гаммы», я уже вышивала на этой канве и поражалась тому, как ловко она меняет цвет в зависимости от времени суток, моего настроения и названий этого цвета из чужих уст: то серая, то синяя, то морской волны. Если я попытаюсь получить этот цвет самостоятельно, будет то ещё веселье. Но начала бы я с аккуратной комбинации синего, зелёного и чёрного. Может, вместо синей взяла бы «пыльную синюю» краску, добавила в неё немного чёрного и совсем чуть-чуть зелёного.

А у Фаби Райли есть бискорню с розовым лотосом, которую я старалась даже теоретически не рассматривать как будущий проект из-за цветной основы, без которой этот сюжет не заиграет, а мне такую никогда не получить. Наверное, это пыльно-синий с чёрным.

-37

С трудом верится, что все эти двери теперь передо мной открыты. Вот бы больше вышивальщиц испытали это чувство. :)

Осталось научиться лепить пришивные элементы а-ля Mill Hill из полимерной глины — и больше мне даже мечтать не о чем.

Выводы

  1. Белая равномерка Astra & Craft отлично красится акриловыми красками для (по) ткани.
  2. Окрашивание из пульверизатора экономично, зато погружение ткани в таз с красящим раствором позволяет регулировать интенсивность окраса в зависимости от времени, проведённом тканью в растворе. С пульверизатором же два варианта: мокрая ткань и сухая.
  3. При использовании одного и того же красящего раствора мокрая ткань, окрашенная из пульверизатора, получается светлее, чем сухая. На мокрой точно будут разводы.
  4. Чем бледнее окрас, тем незаметнее разводы на ткани. Совсем без разводов мне не удалось покрасить ни одну ткань ни в тазу, ни пульверизатором.
  5. После высыхания ткань становится светлее, чем когда была мокрой.
  6. Повторная покраска тем же раствором после просушивания даёт более насыщенный цвет, насколько это возможно.
  7. Чем насыщеннее окрас, тем важнее ровность поверхности, на которой сушится ткань.
  8. Краски Decola лучше растворяются в воде, чем DecArt. Водный раствор Decola через несколько дней расслаивается на составляющие оттенки, которые возможно смешать обратно. У DecArt на дне ёмкости с раствором остаются комочки, которые можно процедить через пару слоёв марли. Кроме того, через несколько дней в растворе красок DecArt выпадает осадок. Зато они дешевле где-то в два с половиной раза, а благодаря осадку можно развлекаться с разводами и «песчаными наносами» а-ля «Сахара» от Zweigart. У обеих фирм есть наборы по шесть цветов, позволяющие смешать почти любой оттенок, но есть и подборки вычурных цветов, например пастельных: слоновая кость, лавандовая, кофейная, пыльная роза (всё-то у них пыльное!) и т. д., просятся на фон вышивок. Краски обеих фирм после высыхания на ткани становятся водостойкими, при полоскании спустя сутки после покраски вода выходит чистой.
  9. Пока не высохли, капли упомянутых красок легко удаляются с поверхностей ванны и раковины даже водой. Высохшие капли краски оттираются меламиновой губкой.
  10. В раствор воды и акриловых красок по ткани можно добавить немного гуаши (актуально для тех, у кого мало цветов акрила, но есть дополнительные в палитре гуаши). Обязательно хорошо размешивать и процеживать получившийся раствор.
  11. Для какой бы то ни было вышивки подходит не один-единственный оттенок основы, когда на молекулу краски меньше — и уже не то. Возможен разброс: чуть темнее, чуть светлее, чуть синее… Отличный от оригинала оттенок может подойти выбранному дизайну не хуже. В крайнем случае ткань можно окрасить ещё раз, поверх первого окраса.
  12. При покраске из пульверизатора для получения необычных расцветок ткани можно использовать трафарет.

Математика

Стартовый набор домашнего красильщика: белая равномерка Astra & Craft, акриловые краски по ткани, пакет, картонки Tetra Pak, ненужная тряпка, пара пластиковых ёмкостей для раствора, что-нибудь для зачёрпывания и разведения краски в воде, марля, пульверизатор.

-38

Отрез канвы со скриншота выше можно нарезать на шесть кусков 50 × 50 см или на четыре куска 50 × 70 см — стандартные размеры из магазинов. Давайте мысленно красить вторые, это 135 рублей за отрез.

-39

Точно не знаю, сколько таких отрезов можно окрасить 240 мл краски, но очень и очень много: количеством жёлтой краски на краю пластиковой ложки я покрасила несколько небольших отрезов. Но давайте с потолка возьмём 25 рублей за краску на один отрез 50 × 70 см, как будто на него уходит полбанки.

Стоимость воды из-под крана не считаю.

Ненужный пакет или какая-нибудь плёнка/клеёнка найдутся дома.

Картон Tetra Pak — упаковка от сока или молока: промыть, разрезать, просушить — готово. Это всего лишь моё ноу-хау, можно сушить крашеную ткань иначе. Может, вы просто газеты положите.

Для впитывания лишней влаги с покрашенной ткани подойдёт любая ненужная тряпка, например старая одежда или полотенце. Главное — чтобы она не пачкала равномерку тем или иным образом.

Пластиковые ёмкости: дома всё время образуется какая-нибудь тара, в очередной раз не выбрасывайте её, а помойте. Почему пластик, а не стекло: потому что на белом фоне непрозрачного пластика лучше видно смешиваемый оттенок.

Что-нибудь для зачёрпывания и разведения краски в воде — у меня это пластиковая ложка из набора одноразовой посуды (для наших целей она вполне себе многоразовая), но возможны варианты, тот же кусочек картона Tetra Pak, если больше ничего ненужного нет.

Марля наверняка есть дома у любой вышивальщицы, чтобы проглаживать через неё вышивки. В любом случае она дешёвая, а уходит её мало, и считать я её не буду. Закрепить марлю на пластиковой ёмкости можно канцелярской резинкой (такими в аптеке скрепляют упаковки с лекарствами, когда заказываешь больше одной, да и дома они всегда откуда-то берутся).

Сложно только с пульверизатором: если нет сохранившегося от чего-нибудь флакона, можно приобрести отдельный кнопочный распылитель и накрутить его на пустую бутылку. На маркетплейсах его цена больше ста рублей, но в ближайшем магазине-подвальчике может найтись ещё лучше рублей за 40 — большой и с несколькими режимами распыления (я находила).

-40

Итого, по моим подсчётам, себестоимость крашеного отреза 50 × 70 см составляет 160 рублей.

Видела ВКонтакте группу одного магазина вышивальных материалов ручного окрашивания. Магазин хороший, владелец доброжелательный и честный, цены самые демократичные, что я видела — в общем, без претензий, просто пример. Не знаю, каким способом идёт окрашивание, но в качестве основы берётся та же Astra & Craft, Zweigart’овские оттенки не копируются, девушка продаёт собственные расцветки. И, к примеру, отрез 65 × 71 см там стоит 925 рублей без учёта пересылки.

То есть один готовый отрез равномерки ручного окрашивания с пересылкой обходится дороже, чем полтора квадратных метра белой равномерки и набор красок.

Алгоритм покраски из пульверизатора

  1. В пластиковой ёмкости развести в небольшом количестве воды (примерно 100 мл) краску немного темнее и ярче желаемого оттенка.
  2. Процедить раствор через двойной слой марли в другую ёмкость.
  3. Перелить процеженный раствор в пульверизатор.
  4. Нанести раствор из пульверизатора на глаженую, ровно лежащую равномерку. Если нужен ровных окрас без разводов и просветов, стараться не пропускать участки. Чтобы защитить поверхность под равномеркой от влаги и краски, постелите под неё что-то непромокаемое и впитывающее (например, пакет + картон Tetra Pak + ненужная ткань).
  5. Дать равномерке высохнуть, через сутки прополоскать, снова просушить (теперь не обязательно горизонтально) и погладить, чтобы окончательно закрепить утюгом краску.

Первые четыре этапа занимают минут 5–10 в зависимости от размера отреза.

Если не уверены, что полученный раствор даст правильный оттенок, сначала покрасьте образец: отдельный кусочек такой же ткани или краешек той, что собираетесь красить. Даже не на батарее всё это высохнет быстро, и вы примете решение, менять ли что-то в растворе.

Минус этого способа: палец устаёт нажимать на кнопку распылителя.

Обращение к читателям,

которые считают мои результаты удачными несмотря на все описанные недостатки, впрочем, свойственные, как мне кажется, любой покраске канвы в домашних условиях, а именно — небольшие разводы и невозможность повторить фирменные оттенки от Zweigart

Не бойтесь попробовать, красьте, экспериментируйте и делитесь опытом с вышивальным сообществом, придумывайте собственные расцветки и экономьте. Будет здорово. Вышивание не должно быть дорогим хобби.

А если решите на этой почве заняться бизнесом, продавая окрашенную ткань беднягам, которые не видели этот пост, для чистоты совести хотя бы своими словами расскажите, как мало материалов нужно купить для самостоятельного окрашивания и сколько времени требуется на процедуру, чтобы люди понимали, насколько они переплачивают. Только когда человек отмахнётся со словами «Да не хочу я сама возиться», это будет честно. Ещё честнее — не брать вчетыредорога за работу. Ворвитесь на рынок с отрезами рублей по 500, посадите в лужу конкурентов и наполните запасы вышивальщиц крашеными основами на любой вкус. :)

-41

Послесловие

Краску для пасхальных яиц я всё равно приобрела. :Р Мы яйца не красим, так что нынешний огромный ассортимент необычных красок — для меня открытие. Мрамор, неон, перламутр, какой-то двойной эффект с переходом цвета… Наборы стоили где-то по 80 рублей.

Краски пищевые, поэтому не стойкие. Судя по чужим роликам, окрашенную ткань даже влажными руками трогать нельзя, а попавшие на неё капли воды оставляют разводы. Но кто-то заявляет, что если покрасить ткань в кипятке с солью, а затем закрепить цвет уксусом, то пищевая краска не смывается.

Всё это требует проверки, а я не тот, кому следовало бы этим заниматься — я не особо понимаю краски и не хочу ничего кипятить. Но если за меня этого никто не сделает, то когда-нибудь, наверное, я попробую.

Напоследок — кое-что из найденного в Сети на тему покраски канвы: кто-то использует краску для волос, кто-то красит ткань в мультиварке на функции «Макароны», кто-то для закрепления краски и эффекта накрахмаленной ткани добавляет в красящий раствор клей ПВА. На ум приходит фраза: «Если это выглядит глупо, но работает, значит, это не так уж глупо».