Посвящается моим дорогим гомининам!
Мне всегда было интересно, откуда есть пошел человек. Почему это существо настолько конфликтно со всем, что его окружает: с природой, другими людьми и, даже – с самим собой?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно заглянуть далеко в прошлое. Мы подключим к обсуждению современные данные таких наук, как антропология (наука о происхождении и эволюции человека), этология (наука о поведении животных), психология (наука о поведении человека и психических процессах). Не оставим без внимания христианство – мировую религию, основанную на жизни и учении философа и гуманиста всех времён и народов Иисуса Христа, который, вне всяких сомнений, был обычным человеком.
Мир создан Творцом?
Согласно одной из мировоззренческих концепций, весь окружающий мир, каким мы его видим, был создан Творцом. Мы называем это предположение креационизмом. Креационисты - люди, верующие не в науку, а в Бога. Речь идёт о религиозных чувствах, имеющих, как и любые другие чувства, биологическую основу.
Религиозность можно рассматривать как одну из адаптаций, психологический механизм, помогающий его обладателям справляться со стрессом, тревожностью, чувством безысходности, существующими в малообразованном обществе с низким уровнем защищенности и социально-экономической стабильности. Церковь издавна ищет и находит понимание у лидеров многих государств, решая задачу повиновения и смирения граждан.
Существуют проблемные моменты современного естествознания, которые не объяснены до сих пор, и на которые креационисты нам указывают:
- если вся Вселенная на самом деле возникла в результате Большого взрыва, то что было до него и что этот Взрыв спровоцировало;
- насколько велика Вселенная и конечна ли она; является ли Вселенная открытой системой, или это закрытая система, энтропия (беспорядок) в которой постоянно возрастает, а энергия теряется;
- насколько вероятно существование жизни в других уголках нашей Вселенной или это уникальное явление, свойственное только нашей планете; насколько универсальны наши критерии, описывающие живую материю, если у нас перед глазами есть лишь один пример – биосфера Земли;
- была ли возможной биохимическая эволюция жизни на Земле (синтез жизни из простых неорганических веществ), если нет – где и как она ещё могла возникнуть;
- как простые инстинктивные программы трансформировались в сознание современного человека и что такое сознание;
- насколько реально всё, что нас окружает, и есть ли способы это проверить.
Все эти вопросы современная наука оставляет без ответов. Если быть до конца справедливым: наука – та же вера, только в возможности человеческого интеллекта к самопознанию. Мы верим в авторитет учёных и их открытия. Ведь невозможно перепроверить всю нить логических умозаключений, сделанную до нас. Впрочем, это компенсируется тем, что наука основывается на строго регламентированных методах познания.
Если вера в Бога практически безрезультатна для меня, то вера в материалистическую картину мира, вера в науку, позволяет мне, атеисту, как и многим верующим, пользоваться ноутбуком, планшетом, смартфоном. Это – вера в электрон. Даже шикарные культовые учреждения современных религий рассчитаны и построены только благодаря вере в науку. Поэтому не будем возвеличивать вашу веру в ущерб моей.
Одним из лучших художественных фильмов о философском отношении веры в Бога к вере в науку является фильм Роберта Земекиса «Контакт».
Креационисты «в штыки» принимают саму идею о животном происхождении человека. Она кажется им кощунственной. Люди либо никогда не задумываются о своём происхождении, либо, что ещё хуже: ничего не зная об антропогенезе и плохо разбираясь в биологии, уверены в божественном или космическом происхождении человека. При этом доказательств своей точки зрения они, как правило, привести не могут. Они верят, что характерно для простого человека. Сравнение с обезьянами им претит. В этом есть что-то «по Фрейду».
Между тем, науки естественного цикла давно уже подготовили убедительную подборку фактов, подтверждающих наше животное происхождение. Отрицать очевидное становится более невозможно.
Опасная близость
Неопровержимые доказательства эволюционной близости человека и обезьян в последнее время основываются на серьёзных и глубоких методах молекулярной генетики. Нам уже недостаточно одного внешнего и внутреннего сходства, сходства наших зародышей и наличия рудиментарных и атавистических органов. Эти морфологические и анатомические доказательства происхождения человека давно описаны Чарлзом Дарвином в работах «Происхождение человека и половой отбор» (1871 год) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872 год).
Под рудиментами биологи понимают предковые органы, утратившие своё предназначение, но обязательно присутствующие у всех особей вида. Примеры рудиментарных органов человека: аппендикс, хвостовые позвонки (копчик), ушные мышцы. Атавистические органы развиваются у единиц в популяции вида. Среди атавизмов человека: развитый хвост, добавочные пары молочных желёз, полное покрытие тела шерстью. Всё это было когда-то у наших предков, но перестало быть нужным нам. Тем не менее, консервативный геном ещё хранит эти отголоски прошлых эпох. Если гены-подавители не срабатывают, атавистические признаки проявляются фенотипически (во внешнем виде).
Внешне и внутренне мы очень схожи с человекообразными обезьянами, а наличие рудиментов и атавизмов – дополнительные доказательства очевидности этого факта.
Теперь обратимся к современной молекулярной генетике.
Информация об аминокислотном составе белков записана в наследственных молекулах в виде генетического кода. Замечательно то, что система записи информации в генетическом коде едина для всех организмов на нашей планете. Понятно – человек не исключение из этого правила, что уже намекает на его «родство» не только с обезьянами, но даже вирусами.
Посмотрим на хромосомы человека и шимпанзе. Хромосомы – агрегаты наследственных молекул ДНК и белков. Хромосомы присутствуют в ядре любой клетки нашего тела, управляя ею. Количество хромосом человека равно 46 (двойной набор), что всего на две меньше, чем у человекообразных обезьян. Разница объясняется тем, что одна из хромосом человека образована слиянием двух схожих у шимпанзе. Методы дифференциальной окраски делают хромосомы похожими на зебр. При этом поперечная полосатость хромосом оказывается строго специфичной для каждой хромосомы каждого вида. Окраска хромосом шимпанзе и человека показывает их удивительную близость.
По матрице гена синтезируется белок. Аминокислотная последовательность белка определяется соответствующей последовательностью нуклеотидов в гене, где этот белок был закодирован. Так вот, исследованные белки человека и шимпанзе отличаются только по 1% аминокислотных замен, что говорит о безусловном сходстве нуклеотидных последовательностей их генов. Более того, многие белки человека и шимпанзе взаимозаменяемы. Например, гормон роста или антигены групп крови и резус-фактора. Резус-фактор получил своё название по видовому наименованию макак-резусов (Macaca mulatta), у которых он был впервые открыт. Уже потом аналогичный фактор был описан для человека.
Теперь о физиологии.
Паразитизм - широко распространённое в биосфере явление. Паразиты высоко специализированы к физиологическим особенностям конкретных видов хозяев. Так вот, на обезьянах встречаются паразиты, типичные для человека. Например, головная вошь и человеческая аскарида. Высшие человекообразные обезьяны заражаются болезнями, свойственными исключительно человеку: оспой, брюшным тифом, туберкулёзом, сифилисом. Этот факт говорит о такой потрясающей схожести физиологии и биохимии человека и обезьян, что даже высокоспециализированные паразиты могут ошибаться с выбором хозяина.
Долгий путь
Все приведённые выше доказательства совсем не означают, что шимпанзе – наши предки. Существующие факты говорят лишь о том, что шимпанзе и человек – параллельные ветви эволюции, имеющие одного общего предка. Наши пути разошлись примерно 7,5 млн. лет назад. В 2001 году, на северо-западе республики Чад (Центральная Африка), были найдены останки сахелантропа (Sahelanthropus tchadensis) – вероятно, предковой формы всех гоминин (Homininae), включая человека и шимпанзе.
Учёные-антропологи выстраивают наиболее правдоподобную схему нашего длительного эволюционного пути, старательно отыскивая фрагменты скелетов и предметы быта предковых форм. Работа далеко не завершена: целый ряд проблемных звеньев ещё не найдены. Но определённые результаты уже получены.
Рассматривая схему эволюции гоминин, давшую начало роду Люди (Homo), мы можем обнаружить несколько родственных группировок. Первые – австралопитеки (Australopithecus). Они были всеядны, а для нападения и защиты употребляли кости животных, палки, камни. Рост: не более 120—140 см. Самцы были на 50% выше и тяжелее самок, что не характерно для современных гоминин.
Ко второй группе можно отнести парантропов (Paranthropus). Их ещё называют «мощными» австралопитеками. Это тупиковая ветвь гоминин. Парантропы были отлично приспособлены к пережёвыванию грубой растительной пищи. Они имели развитую жевательную мускулатуру и костяной гребень на темени, служивший для прикрепления этих мышц. Скулы очень широкие, выступающие вперед. Тело крупнее и массивнее по сравнению с австралопитеками.
Следующая крупная группа гоминин – люди (Homo). Критериями для выделения данной группы традиционно считают объем мозга свыше 600 куб. см и, главное, изготовление каменных орудий.
Эволюция гоминин продолжалась около 5 млн. лет. Обнаружение учёными значительного количества переходных форм от ардипитека (Ardipithecus ramidus) к человеку разумному (Homo sapiens) служит логическим доказательством происхождения человека «от обезьян».
Попробуем определить основные постулаты антропогенеза с точки зрения современной науки:
- Очевидно, что эволюция гоминин далека от простого линейного развития, когда одна предковая форма эволюционирует в следующую без разветвлений в цепи. Эволюция гоминин была кустообразной со множеством ветвей, ряд из которых стали тупиковыми. Это был путь, полный проб и ошибок.
- Двуногость была свойственна гомининам изначально, то есть практически сразу после разделения линий человека и шимпанзе. Данная адаптация была связана не с жизнью на открытых пространствах, а с приспособлением к обитанию на деревьях. Например, орангутаны используют все четыре лапы для передвижения только по толстым сучьям, в то время как по более тонким ветвям часто идут на задних лапах, готовясь передними уцепиться за другие ветви повыше или балансируя. Так им удаётся приблизиться к наиболее спелым плодам, расположенным далеко от ствола; прыгать с дерева на дерево.
- Вся ранняя эволюция гоминин происходила в Африке. Примерно 90-95 тысяч лет назад Homo sapiens совершают успешную миграцию из Африки и от этой сравнительно небольшой группы происходит всё внеафриканское человечество.
- Ключевая эволюционная тенденция в развитии современных людей от двуногих обезьяноподобных предков – увеличение объема головного мозга и появление речи.
- Кооперация, альтруизм, «ген исследователя» и «ген путешественника» стали основой социальной эволюции поведения Homo sapiens и его успешного приспособления к динамично меняющейся среде обитания.
Особенные гены
В эволюции гоминин огромное значение сыграли два специфичных гена.
Ген ASPM ответственен за деление эмбриональных стволовых нейроэпителиальных клеток перед их превращением в нейроны (нервные клетки). В присутствии ASPM они успевают поделиться большее число раз, что приводит к увеличению объёма мозга. Нарушение в работе гена – причина микроцефалии у человека. Это отклонение в развитии, характеризующееся наличием маленького недоразвитого мозга и умственной неполноценности. Наличие гена доказано только для Homo sapiens. Таким образом, ген ASPM определяет выдающиеся технические возможности нашего возросшего в объёме мозга, резко увеличивая его вычислительную мощь.
За речь отвечает еще один уникальный ген гоминин FOXP2, который обнаружен у Homo neanderthalensis и Homo sapiens. Данный ген обеспечивает координацию микродвижений определенных групп мышц. У певчих птиц сходный ген связан с пением. С приобретением этого гена и развитием головного мозга человек научился обозначать предметы окружающего мира сложными голосовыми сигналами – словами. Это упростило коммуникацию внутри стада и обеспечило передачу опыта и навыков в обход генов.
Здесь нельзя не вспомнить и о ретровирусах, способных встраивать собственный генетический код в геном хозяина и использовать все ресурсы его клетки на синтез вирусных белков. Таким образом вирусы размножаются. К ретровирусам принадлежит, например, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). При этом вирус не всегда успешно справляется с клеткой хозяина. Иногда процесс тормозится, и клетка хозяина выживает. Но чужеродный геном вируса, пусть и поврежденный, оказывается встроенным в ДНК хозяина! Если этот процесс происходит в половой клетке, изменённая ДНК наследуется потомками, сохраняясь в роду всех последующих поколений.
Представьте себе, что около 1% человеческого генома занимают эндогенные ретровирусы: эти «недееспособные» фрагменты вирусной ДНК. Всего таких последовательностей в ДНК каждого человека около 30.000. Некоторые из них встречаются только у человека современного типа. Некоторые, что ещё интереснее, есть как в геноме человека, так и в геноме шимпанзе. Это подтверждает эволюционную близость человека и шимпанзе, причем на очень низком «интимном» уровне.
Безобразное поведение
Ещё лучшие доказательства нашего происхождения от «обезьяньих» предков предлагает этология – наука о поведении животных.
Рекомендую к прочтению замечательную книгу ученого-биолога, популяризатора отечественной этологии Виктора Дольника «Непослушное дитя биосферы». Книга богата примерами инстинктивных поведенческих программ, которые достались человеку в «наследство» от наших далёких и, признаем, не самых приятных предков. Суть книги сводится к тому, что природа на эволюцию человека отвела слишком мало времени. За десятки тысяч лет развития человек успел сделать колоссальный шаг от обезьяны к думающей, изобретательной, интеллектуально-одаренной… обезьяне! Мы не успели избавится от предкового генетического «груза».
Если животными движут сложные инстинктивные программы, то у человека есть удивительное и по сей день не объяснённое приобретение – интеллект. Давид Векслер, американский психолог, психодиагност и психиатр, понимал под интеллектом человека глобальную способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Интеллект позволяет нам действовать вне зависимости от «подсказок», которые настойчиво предлагают нам готовые инстинктивные программы. Включив разум, а не чувства, нам часто нужно действовать вне зависимости от сиюминутной выгоды, а иногда – даже против собственного здоровья и благополучия.
На дворе XXI век. Космические корабли бороздят просторы космоса, а в нас по-прежнему сильны "инстинкты". Даже скорее – наше глубинное подсознательное (о чем еще писал Зигмунд Фрейд). Так устроен наш мозг. Мы вообще не способны жить без части автономных животных функций: дышим, питаемся, ходим, размножаемся. Это позволяет нам выжить как биологическому виду.
Особенности устройства и функционирования мозга (с теми-же генами) мы получили в наследство от наших близких обезьяньих сородичей, не самых благонравных животных. Это атавистические «программы» – мы бы гораздо спокойнее прожили в современном обществе и без них, они нам более не нужны, они мешают нам жить и работать, развиваться, но это поведение унаследовано нами от наших предков.
Зная о таких обезьяньих программах, мы должны быть способными подавлять их в себе. Для этого каждый свой спорный поступок нужно подвергнуть самоанализу, выявить «обезьяний вирус» и изменить дальнейшее поведение. Для этого нужно не только знать, какие «вирусные» программы могут изменять поведение, но и иметь огромную силу воли, с самого рождения и до самой смерти, чтобы преодолевать их, оставаясь достойным человеком, а не скатываясь обратно к двуногой обезьяне, которая глубоко сидит внутри каждого из нас!
Более того, освоив методику постоянного самоанализа поступков и корректировки своего поведения, нужно учить этому своих детей, пока они самостоятельно не начнут разбираться в истинных мотивах своего поведения.
Можно подойти к решению проблемы со стороны биологии, психологии, этологии или через приобщение к истинным ценностям мировых религий. В любом случае, результат один – мы учимся подавлять обезьяну внутри себя. Это маленькое достижение – результат, который превзошел любое крупное научное открытие последних столетий. Пожалуй, это самое крупное достижение современного человека, которое является одновременно очень личным и очень социально значимым!
Атавистические программы
Назовем самые важные «предковые» атавистические программы, от которых современному человеку пора избавляться.
Первая атавистическая программа – стадность.
Ни для кого не секрет, что обезьяны – стадные животные. Сообща они отбиваются от хищников, защищают свои семьи, собирают пропитание. Стада с древних времен сильно изменились. Теперь стадом является гражданское общество, где стадный инстинкт зачастую приводит к полному уничтожению собственного мнения на то или иное явление окружающей действительности. Стадность кричит: «Будь как все! Поддержи общее решение!» Поэтому, прежде чем принять любое решение, которое вам кажется правильным, внимательно проанализируйте, ваше собственное это мнение или мнение «обезьяньего» большинства.
Вторая атавистическая программа – иерархия.
Обезьяна точно знает, какое место занимает в стаде. Или это «шестерка» – обезьяна на побегушках и «мальчик для битья»; или это иерарх стада, постоянно доказывающий в каждом своем поступке, кто здесь главный. В основном, демонстрируя клыки и половые органы. Кстати, именно потому словарь мата современного человека крутится вокруг половых органов и действий, с ними связанных. Мы больше не демонстрируем их противнику, заменив это действие словом.
Любая обезьяна очень почтительно относится к установленной в стаде иерархии. Это заложено в инстинктах. Только очень плохая обезьяна не хочет подняться по этой иерархической лестнице вверх. Любая обезьяна мечтает стать иерархом. Для этого она готова пойти на любые ухищрения, интриги и унижения. Сегодня наказывают за малейшую провинность её, а завтра уже она будет миловать и наказывать сама. Завтра у неё, возможно, будет власть.
Самое сладкое, что может достаться обезьяне: власть над стадом. А значит, получить доступ к дележке всех сообща добытых продуктов питания, возможность каждый момент времени дать подзатыльник или наградить, овладеть любой самкой.
Третья атавистическая программа – агрессия.
Обезьяны – немногие из животных, кто может, объединившись с другими, себе подобными, побить до смерти более слабого, больного и более низкого рангом. Иногда, просто от того, что их самих наказал иерарх. Злость катится по иерархической лестнице. Аппетит приходит во время еды: распалившись, с криками, в избиение ввязываются все больше особей стада, пока не доканчивают беднягу.
Согласие с большинством, стремление доминировать и агрессивность –факторы, которые во многом определяют направление развития современного общества.
Вот что пишет Александр Марков в книге «Эволюция человека: Обезьяны, нейроны и душа»: «Десакрализация и демистификация человеческой психики, вскрытие ее подлинных эволюционных и нейробиологических корней – это путь к переводу нашего самосознания на новый, более высокий уровень. Многие считают, что главная отличительная черта человека – способность к рефлексии, осознанию собственного существования. Этого мало. Следующим шагом должно стать осознание собственной природы и происхождения».
Преодоление обезьяны
Издревле люди признавали наличие в себе не самых лицеприятных «обезьяньих» качеств. Нравственное состояние нашего общества оставляет желать лучшего. Поэтому, не раз предпринимались философские попытки осмысления своего предназначения в этом мире: попытки спасти заплутавшую человеческую душу, освободить от генетического «груза».
Наиболее сильным религиозным учением стало христианство. Сейчас учение Иисуса Христа, которое он нёс народам, переиначивают и искажают его смысл. Снова появились «книжники» и «фарисеи», вновь отстроены храмы, а вокруг имени Христа крутится целый бизнес.
Возможно, единственно верной христианской книгой является «Евангелие». При этом нужно понимать, что сам Христос книг не писал и проповедовал словом, считая его самым сильным орудием борьбы со злом. Книги написаны со свидетельств ближайших последователей философа. В своё время замечательное исследование текста «Евангелия» провёл Лев Толстой, написав уникальную по силе книгу «В чём моя вера». Написана книга в 1883-1884 гг. Впервые опубликована в России отдельным изданием в 1884 году тиражом в 50 экземпляров и тут же запрещённая.
Вот что пишет Л.Н. Толстой о самом сложном требовании Христа к людям – о не сопротивлении злу: «Христос ничего не преувеличивает и не требует никаких страданий для страданий, а только очень определенно и ясно говорит то, что говорит. Он говорит: «Не противьтесь злу; и, делая так, вперед знайте, что могут найтись люди, которые, ударив вас по одной щеке и не встретив отпора, ударят и по другой; отняв рубаху, отнимут и кафтан; воспользовавшись вашей работой, заставят еще работать; будут брать без отдачи... И вот если это так будет, то вы все-таки не противьтесь злу. Тем, которые будут вас бить и обижать, все-таки делайте добро». <…> Я понял, что Христос нисколько не велит подставлять щеку и отдавать кафтан для того, чтобы страдать, а велит не противиться злу и говорит, что при этом придется, может быть, и страдать. Точно так же, как отец, отправляющий своего сына в далекое путешествие, не приказывает сыну – недосыпать ночей, недоедать, мокнуть и зябнуть, если он скажет ему: «Ты иди своим путем, и если придется тебе мокнуть и зябнуть, ты все-таки иди».
Анализируя текст Л.Н. Толстого, я бы обобщил его так: сопротивляйтесь своему животному началу там, где это возможно и нужно, не идите на поводу «обезьяньих» потребностей в стадности, иерархии и агрессии. Живите для больших целей, чем стать самым главным, забрать всё чужое или отомстить обидчику. Творите, философствуйте, пишите, играйте. Развивайтесь, думайте о природе и живите с ней в гармонии. Это не так сложно, но и не так просто. «Исполняй все люди учение Христа, и было бы Царство Бога на земле; исполняй я один – я сделаю самое лучшее для всех и для себя», – пишет Толстой.
В дни смуты, напряженности, кризиса особенно сложно блокировать в своем поведении обезьяньи атавистические программы.
В мире с народонаселением в несколько миллиардов человек назревает желание пересмотреть ценность человеческой жизни. Огромные популяции людей, скученно проживающие на ограниченных территориях, требуют эволюции всех сторон общественной жизни, изменений в нравственном и этическом кодексе. Подобное неизбежно, но то, что происходит сейчас вызывает тревогу. Многие страны окажутся не готовы к воистину революционным изменениям в обществах будущего.
Можно вспомнить о художественном фильме Пон Чжун Хо «Сквозь снег», где моделью биосферы становится фантастический поезд, непрерывно движущийся в холодном и безжизненном мире (подобно тому, как наша планета движется в космосе). Семнадцать лет из-за экологической катастрофы мир скован льдом и снегом. Всё это время по кругосветной железной дороге без остановки мчится длинный экспресс, запущенный в дни катастрофы железнодорожным магнатом. Здесь нашли своё убежище около двух или трёх тысяч человек. Примечательно, что пассажиры поделены по социальным классам, неравноправие узаконено приобретённым «билетом».
Экосистема поезда замкнутая и, как и наша биосфера, имеет ограниченные ресурсы. Именно поэтому численность пассажиров не должна превышать определённое число, которое эта экосистема способна поддерживать. С регулярной периодичностью, пассажиров последних вагонов «подбивают» на революцию, управляя социальным взрывом прямо из головы поезда. «Голова» и «хвост» состава работают вместе: происходит столкновение, кровопролитие, массовое убийство. Численность популяции возвращается к необходимому значению и всё успокаивается.
Что-то сценарий фильма «Сквозь снег» нам напоминает, не правда ли?
Продолжение здесь 👇