Геноцид в Руанде, произошедший в апреле - июле 1994 года, пожалуй, один из самых кровавых в современной истории. Погибло, по разным оценкам, от 500 000 до 1 100 000 человек (около 20% населения страны). Что касается войн - они не прекращаются всю историю человечества. Ни на одну минуту.
Самое время поразмыслить о том, достижимо ли человечеством будущее, в котором нет насилия, военных конфликтов, геноцида, болезней, социального неравенства. Или это принципиально невозможно, если мы примем во внимание животное происхождение человека?
Короткое затишье после Первой мировой войны - 1930-е годы - стало тем временем, когда в обществе возникали подчас уникальные идеи о том, как изменить мир к лучшему. О каких-то идеях история сохранила слишком мало данных и они канули в лету. Какие-то оказались слишком радикальными и принесли человечеству новое разочарование и боль. Какие-то были откровенно фантастическими, но, вместе с тем - пророческими.
Сегодня я прихожу к выводу, что невозможно "перенастроить" наше общество на мир и любовь, опираясь исключительно на воспитание и образование. Для однозначного искоренения животных основ проблемы нужно биологически изменять самого человека. К таким же мыслям приходит Олдос Хаксли в своей замечательной книге "О дивный новый мир". Представьте себе, книга опубликована в 1932 году.
Примечательно, что дед Хаксли по отцовской линии - Томас Генри Хаксли - был биологом. Брат Хаксли Джулиан и единокровный брат Эндрю так же были биологами. Что не могло не повлиять на мировоззрение писателя. В своей книге Олдос Хаксли предлагает мир без войны, болезней и социальных проблем, основанный на изменении биологии нашего вида и, вследствие этого – социальных устоев.
Автор считал свою книгу антиутопией - он не желал такого будущего человечеству. Для меня книга Хаксли – больше утопия, чем антиутопия. Сегодня я не вижу другого способа изменить отношения между людьми, кроме как через изменение их генетической, биологической основы. Это революционная модель развития человека. Все другие способы, как показывает история, просто неэффективны и возвращают нас к тому, с чего мы начали. Снова и снова.
Книга Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» была написана с целью осмыслить, возможно ли общество будущего без войн, подобных Первой мировой и каким оно будет. Кажется, Олдос Хаксли понимал, что традиционное общество сохраняет традиционные проблемы. Решение не может быть найдено без полной трансформации политического и экономического устройства обществ, его морали и биологии человека.
Дивный новый мир Олдоса Хаксли основан на сильнейшем Мировом Государстве. Антиглобалисты не в восторге от такой трактовки, но именно единое сильное государство способно адаптироваться в условиях глобальных проблем.
По сюжету книги, на дворе 632-й год эры стабильности, Эры Форда – божества и вдохновителя эпохи. Форд – создатель крупнейшей в мире автомобильной компании. «Господь наш Форд» подменяет Бога как на религиозном (ему молятся и в честь него проводятся ритуалы), так и на бытовом уровне (люди говорят что-то вроде «Форд его знает» или «сохрани Форд»). Как известно, Генри Форд впервые использовал на своих заводах конвейерное производство.
Очень интересно молиться не абстрактному персонажу, а вполне реальному человеку. Технократия охватила весь мир, кроме специальных резерваций, которые оставлены в качестве заповедников, так как климатические условия в тех местах были признаны экономически невыгодными для построения стабильности.
Главная особенность произведения Хаксли в том, что в его мире биологические открытия (метод Бокановского) позволяют осуществить генетическое программирование: искусственно оплодотворенные яйцеклетки выращивают в специальных инкубаторах с помощью различных методик. В результате, получается кастовое общество, где каждая группа заранее подготовлена к определенной функциональной нагрузке. Большинство особей низших каст вообще лишены возможности к естественному воспроизводству, прочие пользуются контрацептивами.
В Мировом Государстве умело формируют необходимые навыки и умения у искусственно выращиваемых особей, используя стабильные генетические линии и размножая их клонированием; используя гормонотерапию; гипнопедию (обучение во время естественного сна); через формирование условных рефлексов (любовь или нелюбовь к природе, физическому труду; книгам; различным орудиям труда; одежде и пр.); традиционно – через образование и воспитание.
Всего в Мировом Государстве насчитывают пять каст: альфы – люди первого сорта, занимаются умственным трудом; беты – женщины, которые представляют собой пары для альф; гаммы, дельты и, эпсилоны – рабочие классы. Дельты и гаммы - обслуживающий персонал, работники сельского хозяйства, а эпсилоны - низшие слои населения, умственно отсталые исполнители рутинной механической работы. Работники конвейеров.
Естественное программирование людей, менталитет потребления, кастовость – основы стабильности в модели мира, представленной Хаксли. В Мировом государстве нет эпидемий, нет перенаселения, нет социального неравенства (его никто не осознает, всех устраивает место, которое они занимают). Даже оппозиция не преследуется, а просто высылается из страны и живет на острове инакомыслящих. Живорождение, родительское воспитание, болезни и старость — что может быть хуже для цивилизованного человека?
В жертву порядку приносятся наши сегодняшние ценности: нравственность, культура, искусство, институты семьи и брака, а также сама суть выбора, ведь человеческая жизнь предрешена и запрограммирована с самого начала биологически.
Отношение к семье в Мировом государстве Хаксли негативное: спрашивать об отце и, тем более, о матери, становиться матерью и отцом - верх неприличия. Неприлично отказывать во «взаимопользовании» или «взаимопользоваться» постоянно с одним и тем же партнером. Роль семьи выполняет государство.
В часы отдыха проводятся «акты единения», где мужчины и женщины расслабляются, принимая наркотик, видят галлюцинации и, в эйфории наркотического блаженства, чувствуют близость. Разрешённый наркотик называется «сома». Принимается при падении настроения, депрессии, усталости. Если остались неудовлетворенные потребности. Наркотик вреден, если принимать его постоянно и большими дозами.
Старости как таковой нет. Есть быстрое угасание на больничной койке с телевизором и сомой. Люди здоровы и молодо выглядят до самой смерти. Вероятно, угасание запрограммировано на генетическом уровне. Болезни искоренены. После смерти тела утилизируют - пеплом удобряют поля.
Вся правда материализована в словах Верховного Контроллера: «Все счастливы. Все получают то, чего хотят, и никто никогда не хочет того, чего он не может получить. Они обеспечены, они в безопасности; они никогда не болеют; они не боятся смерти; им не досаждают отцы и матери; у них нет жен, детей и возлюбленных, могущих доставить сильные переживания. Мы адаптируем их, и после этого они не могут вести себя иначе, чем так, как им следует».
Что самое интересное – в этом мире действительно нет войн и никаких биологических предпосылок к ней. Это мир без войны, болезней и социального неравенства. Но представьте себе, насколько радикально необходимо перестроить наше общество, от чего нам придётся отказаться!
Захотите ли вы жить в мире, описанном Олдосом Хаксли в книге "О дивный новый мир"? Ответ на этот вопрос очень прост - если вы рождены в этой системе, вы всем будете довольны. Если вы смотрите с позиций современного человека - вам всё кажется иначе.
Самое интересное в том, что с позиций современной биологии, ничего недостижимого нет и общество, описанное в книге Хаксли, мы вполне можем построить! Все биотехнологии (или - почти все) у нас в наличии: генетическое модифицирование, технологии ЭКО, клонирование. Всё широко опробовано на млекопитающих. Заместительная терапия уже давно используется в медицине. Накоплен огромный багаж знаний по психологии. Идут работы над созданием искусственной плаценты, которая позволит повысить выживаемость крайне недоношенных новорожденных. Все биологические предпосылки для формирования Мирового государства Хаксли созданы.
Подумайте, может быть Дивный новый мир Олдоса Хаксли всё-таки лучше того мира, который нам сегодня активно «продают» - мира антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла?