Найти в Дзене

Португальский корабль так и не вернулся домой

Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались, какое испытание было самым страшным для путешественников эпохи великих географических открытий? Штормы, пираты, болезни — всё это пугает. Но настоящая борьба начиналась, когда на горизонте появлялась земля. История португальского галеона Сан-Жуан (São João) — яркий пример того, как бедствие превращалось в трагедию, а геройство — в безумие. Путешествие должно было закончиться триумфом, войти в историю мореплавания. Однако судьба распорядилась иначе. Что случилось? Кто выжил? И какую цену они заплатили?

Год 1552: амбиции, грузы и стихия

Португалия середины XVI века была на пике своего могущества. Специи — «золото Востока» — переправлялись из Индии в Европу огромными кораблями. Один из них, Сан-Жуан, построенный в Лиссабоне, был переоборудован в галеон для перевозки более 1 000 тонн перца, экзотических товаров и около 600 человек — от экипажа до пассажиров, включая пленников. Под командованием опытного капитана Мануэля де Соузы Сепульведы корабль отправился в долгий путь из Индии домой, в Португалию.

Судна предназначавшиеся для перевозки грузов.
Судна предназначавшиеся для перевозки грузов.

Первые удары судьбы

Но мечты о славе и богатстве разбивались о суровую реальность. Тяжёлый груз делал судно уязвимым для бурь, а нехватка ремонтных материалов усугубляла положение. Один из выживших рассказывал:

Мы словно оказались в пасти морского чудовища, каждый день грозил нам смертью, и только чудо спасало нас от гибели

Океан стал их врагом, каждый день был для них испытанием. 13 апреля они наконец увидели побережье Африки, но радость была недолгой — штормы не давали кораблю приблизиться к берегу.

Рваные паруса, сломанный руль — спасение казалось невозможным. Команда начала выбрасывать груз за борт, но это не помогло. В итоге капитан решил: они должны были использовать встречный ветер, чтобы повернуть корабль, и позволить шторму направить их куда угодно, лишь бы не назад. По мне, так это было безрассудное решение, иногда удивляюсь, когда люди выбирают гордость и какие-то регалии, нежели жизнь.

-3

Земля! Но не спасение

После недели шторма капитан принял решение посадить корабль на мель, чтобы спасти людей. Спустя два месяца борьбы с морем, 8 июня, галеон разбился у побережья современного Южно-Африканского Порта Эдварда. Когда якорные канаты лопнули, а корабль разлетелся на части, спаслись немногим более 500 человек.

Спасенные даже не представляли, что они из одной ловушки попали в другую.

-4

Снова на суше: новая борьба

Казалось бы, берег — это спасение. Но для 500 человек, у которых почти не осталось еды, воды и ресурсов, он стал новым адом. Первые дни выжившие питались остатками муки, найденной среди обломков, и пытались соорудить укрытия из разбитых бочек. Но ясно было одно: долго здесь не протянуть.

Вскоре появились местные жители. Сначала они держались настороженно, но спустя время согласились торговать. Однако мирная сделка — корова за железные гвозди — сорвалась по неизвестной причине. Это стало первым сигналом будущих конфликтов.

Через 12 дней капитан объявил: ждать помощи бесполезно. Решение было принято — идти на португальское поселение Софала в современном Мозамбике. Расстояние — около 800 миль (примерно 1 300 километров). Без карт, провианта и надежды на выживание.

-5

Марш смерти к поселению

Группа двинулась в путь 7 июля. Каждый день потерпевшие крушение проходили около 20 километров. Иногда удивляешься, на что способен человек, когда в его распоряжении имеется лишь слабая надежда на спасение.

Пыль, жгучее солнце, нехватка еды и воды — были их постоянными спутниками. Голод, обезвоживание и болезни сократили ряды. Те, кто слабел, оставались позади, включая женщину с ребёнком, которую считали незаконным сыном капитана. Мануэль был потрясён, узнав об их участи, но помочь было уже невозможно.

-6

Непредсказуемые встречи

В пути им встретилось мирное племя, которое не только поделилось провизией, но и приютило странников. Однако судьба вновь сыграла злую шутку. Капитан Мануэль решил продолжить путь, игнорируя советы вождя о том, что впереди их ждёт война с враждебным племенем.

Как и предсказывали, вскоре их остановило другое племя. Вождь казался дружелюбным, даже пообещал помощь, но при одном условии — группа должна сдать всё оружие. Мануэль согласился, несмотря на протесты своей жены. Безоружные, они стали лёгкой добычей. Выжившие были пленены, оружие забрано, а Леонор подверглась жестоким нападкам. Униженная, она отказалась показываться на глаза другим, женщина умерла от голода.

-7

Сломленный капитан

После смерти жены Мануэл потерял последние остатки разума. Его сын был брошен на дороге, его жена — умерла в агонии. Сломленный и обезумевший, капитан просто ушёл в неизвестность, растворившись в дикой африканской природе. Никто больше никогда не видел его.

Конец долгого пути

В начале 1553 года португальский торговец слоновой костью узнал о том, что корабль Сан-Жуан так и не вернулся в Португалию, и организовал поисковую группу. Спустя несколько месяцев они нашли пленных и договорились об их выкупе. Из 500 человек в живых осталось лишь 25.

25 человек, переживших самое страшное путешествие в их жизни, добрались до португальского поселения Софала 25 мая 1553 года. Их последнее путешествие длилось более года.

Крушение Сан-Жуан стало одним из первых зафиксированных случаев встречи европейцев и местных жителей Южной Африки. Эта история — не просто о кораблекрушении, это история о человеческой силе и слабости, о гордости и смирении, о надежде и отчаянии. Сан-Жуан никогда не вернулся домой. А история стала напоминанием о том, что океан, как и жизнь, не терпит гордости и всегда оставляет за собой право быть последним судьёй.

Рекомендуем почитать