Вы когда-нибудь задумывались, какое испытание было самым страшным для путешественников эпохи великих географических открытий? Штормы, пираты, болезни — всё это пугает. Но настоящая борьба начиналась, когда на горизонте появлялась земля. История португальского галеона Сан-Жуан (São João) — яркий пример того, как бедствие превращалось в трагедию, а геройство — в безумие. Путешествие должно было закончиться триумфом, войти в историю мореплавания. Однако судьба распорядилась иначе. Что случилось? Кто выжил? И какую цену они заплатили?
Год 1552: амбиции, грузы и стихия
Португалия середины XVI века была на пике своего могущества. Специи — «золото Востока» — переправлялись из Индии в Европу огромными кораблями. Один из них, Сан-Жуан, построенный в Лиссабоне, был переоборудован в галеон для перевозки более 1 000 тонн перца, экзотических товаров и около 600 человек — от экипажа до пассажиров, включая пленников. Под командованием опытного капитана Мануэля де Соузы Сепульведы корабль отправился в долгий путь из Индии домой, в Португалию.
Первые удары судьбы
Но мечты о славе и богатстве разбивались о суровую реальность. Тяжёлый груз делал судно уязвимым для бурь, а нехватка ремонтных материалов усугубляла положение. Один из выживших рассказывал:
Мы словно оказались в пасти морского чудовища, каждый день грозил нам смертью, и только чудо спасало нас от гибели
Океан стал их врагом, каждый день был для них испытанием. 13 апреля они наконец увидели побережье Африки, но радость была недолгой — штормы не давали кораблю приблизиться к берегу.
Рваные паруса, сломанный руль — спасение казалось невозможным. Команда начала выбрасывать груз за борт, но это не помогло. В итоге капитан решил: они должны были использовать встречный ветер, чтобы повернуть корабль, и позволить шторму направить их куда угодно, лишь бы не назад. По мне, так это было безрассудное решение, иногда удивляюсь, когда люди выбирают гордость и какие-то регалии, нежели жизнь.
Земля! Но не спасение
После недели шторма капитан принял решение посадить корабль на мель, чтобы спасти людей. Спустя два месяца борьбы с морем, 8 июня, галеон разбился у побережья современного Южно-Африканского Порта Эдварда. Когда якорные канаты лопнули, а корабль разлетелся на части, спаслись немногим более 500 человек.
Спасенные даже не представляли, что они из одной ловушки попали в другую.
Снова на суше: новая борьба
Казалось бы, берег — это спасение. Но для 500 человек, у которых почти не осталось еды, воды и ресурсов, он стал новым адом. Первые дни выжившие питались остатками муки, найденной среди обломков, и пытались соорудить укрытия из разбитых бочек. Но ясно было одно: долго здесь не протянуть.
Вскоре появились местные жители. Сначала они держались настороженно, но спустя время согласились торговать. Однако мирная сделка — корова за железные гвозди — сорвалась по неизвестной причине. Это стало первым сигналом будущих конфликтов.
Через 12 дней капитан объявил: ждать помощи бесполезно. Решение было принято — идти на португальское поселение Софала в современном Мозамбике. Расстояние — около 800 миль (примерно 1 300 километров). Без карт, провианта и надежды на выживание.
Марш смерти к поселению
Группа двинулась в путь 7 июля. Каждый день потерпевшие крушение проходили около 20 километров. Иногда удивляешься, на что способен человек, когда в его распоряжении имеется лишь слабая надежда на спасение.
Пыль, жгучее солнце, нехватка еды и воды — были их постоянными спутниками. Голод, обезвоживание и болезни сократили ряды. Те, кто слабел, оставались позади, включая женщину с ребёнком, которую считали незаконным сыном капитана. Мануэль был потрясён, узнав об их участи, но помочь было уже невозможно.
Непредсказуемые встречи
В пути им встретилось мирное племя, которое не только поделилось провизией, но и приютило странников. Однако судьба вновь сыграла злую шутку. Капитан Мануэль решил продолжить путь, игнорируя советы вождя о том, что впереди их ждёт война с враждебным племенем.
Как и предсказывали, вскоре их остановило другое племя. Вождь казался дружелюбным, даже пообещал помощь, но при одном условии — группа должна сдать всё оружие. Мануэль согласился, несмотря на протесты своей жены. Безоружные, они стали лёгкой добычей. Выжившие были пленены, оружие забрано, а Леонор подверглась жестоким нападкам. Униженная, она отказалась показываться на глаза другим, женщина умерла от голода.
Сломленный капитан
После смерти жены Мануэл потерял последние остатки разума. Его сын был брошен на дороге, его жена — умерла в агонии. Сломленный и обезумевший, капитан просто ушёл в неизвестность, растворившись в дикой африканской природе. Никто больше никогда не видел его.
Конец долгого пути
В начале 1553 года португальский торговец слоновой костью узнал о том, что корабль Сан-Жуан так и не вернулся в Португалию, и организовал поисковую группу. Спустя несколько месяцев они нашли пленных и договорились об их выкупе. Из 500 человек в живых осталось лишь 25.
25 человек, переживших самое страшное путешествие в их жизни, добрались до португальского поселения Софала 25 мая 1553 года. Их последнее путешествие длилось более года.
Крушение Сан-Жуан стало одним из первых зафиксированных случаев встречи европейцев и местных жителей Южной Африки. Эта история — не просто о кораблекрушении, это история о человеческой силе и слабости, о гордости и смирении, о надежде и отчаянии. Сан-Жуан никогда не вернулся домой. А история стала напоминанием о том, что океан, как и жизнь, не терпит гордости и всегда оставляет за собой право быть последним судьёй.