Пользуясь случаем, можно было бы удариться в историю, насобирать по всему интернету красивых картинок о «дружбе» коренных и некоренных американцев, огненно-оранжевых тыкв и златокрылых индеек, но мы решили предоставить слово тем, для кого День благодарения – не просто праздник и традиция, а часть тяжёлого исторического наследия. Например, есть те, кто в День благодарения отмечает День траура: он проводится в Плимуте (Массачусетс) с 1970 года. В общем, пусть они сами всё расскажут – в переводе на канале «Чужая земля»
🍁 Пришло время распрощаться с мифом о Дне благодарения
Для меня как для коренного американца этот праздник … всегда был неоднозначным. Помню, как в начальной школе меня заставили клеить бумажную пилигримскую шляпу – и при этом смотреть, как целый класс некоренных присваивал мою культуру: дети делали головные повязки с перьями и раскрашивали лица. Потом мы разыграли сценки мирной совместной трапезы пилигримов и индейцев.
Учителя говорили о благодарности и дружбе, но никто и никогда не спрашивал меня, единственного ученика-индейца в классе, о мнении на этот счёт. Никто и никогда не упоминал ни о боли, ни о потерях, ни о том, как моим предкам приходилось выживать.
Для всех это был просто праздник; для меня – напоминание об истории, которую переписали ради того, чтобы не слышать голоса моего народа.
Миф о Дне благодарения – как его преподносят в школе – это благостная картина единения и благодарности. Нас учат, что пилигримы и индейцы разделили трапезу, тем самым укрепляя мир и взаимное уважение, однако истинная история говорит совсем о другом.
Первый «День благодарения» 1621 года – это [действительно] совместная трапеза индейцев вампаноагов и пилигримов, но чествовали при этом не вселенскую гармонию, а скорее, кратковременное перемирие. Вампаноаги, вождём которых был Массасойт, только-только пережили страшную эпидемию чумы – болезни, завезённой европейцами – выкосившей их народ. При этом они заметили, что пилигримам приходится очень нелегко: ведь те мало что знали о том, как охотиться, заниматься сельским хозяйством и как вообще жить на этой новой земле.
В трудный час вампаноаги пришли поселенцам на помощь и научили их, как обращаться с землёй. А затем настали десятилетия не дружбы, а предательства. У коренных отбирали землю, договорённости нарушались, насилие умножалось. Такие инциденты как резня в деревне Мистик 1637 года, часто не замечают, но [это не меняет того факта], что в них погибли сотни коренных мужчин, женщин и детей.
И это не отдельные случаи. Насильственное изъятие земель, нарушение соглашений и ввод дискриминационных законов широко практиковались на всём Восточном побережье. Моё племя, пискатауэй коной, впервые столкнулось с англичанами в печально известное Голодное время в Джеймстауне – на тот момент недавно основанном поселении.
Пискатауэй помогли пришельцам справиться с продуктовым эмбарго, введённым против них племенем поухатанов. Поселенцы и мой народ развернули взаимовыгодную торговлю. Мы получали различные товары из Европы – одеяла, железные топоры, стальные ножи – изначально в обмен на продукты, а затем и на мех, когда спрос на него достиг пика.
Англичане вступили в эти отношения, потому что не могли самостоятельно содержать свои поселения и поддерживать экономику. Но когда в услугах нашего народа перестали нуждаться, мы стали для поселенцев помехой. [Теперь] мы лишь занимали землю, которую, как они решили, принадлежала им.
Вскоре колониальное правительство стало насильно сгонять наш народ с земель и переселять дальше на запад. В 1677 году, спустя десятилетия кровопролитных столкновений и земельных споров, был заключён мирный договор [известный также как Договор между Виргинией и индейцами 1677 года (англ. Treaty Between Virginia And The Indians 1677) и Договор о Средней плантации (англ. Treaty of Middle Plantation) – прим.перев.], который, как предполагалось, должен был положить конец всем конфликтам. Нам гарантировали контроль над исконными землями, право на охоту и рыбную ловлю, а также другие права, если будем верны англичанам. Но с течением времени жадность колонистов … только росла, и вскоре права, которые гарантировал нам Договор 1677, стали игнорировать. Мы перестали быть партнёрами, преследующими взаимную выгоду, и превратились в рядовых подданных Британской короны.
Хотя День благодарения и стал впоследствии символом благодарности и семьи, его исторические корни уходят в колонизацию, эксплуатацию и последовательное уничтожение коренных народов. И это наследие сегодня продолжает жить само по себе, независимо от праздника.
Соединённые Штаты были основаны на краденной земле; за изгнанием коренных народов с исконных земель последовали попытки лишить нас культуры, языка и самосознания. Школы-интернаты, насильственная ассимиляция и дискриминационная политика оставили глубокие шрамы на наших сообществах – они видны и сегодня.
Празднование Дня благодарения больше не может быть умильным чествованием мифов. [Этот день] должен стать временем размышлений об истинной истории этой земли, почитанием стойкости коренных народов и признанием несправедливости, которая продолжает на нас влиять. – Джереми Харли, пискатауэй коной
🍂 День благодарения: один из праздников «разорванного круга»*
Праздник Дня благодарения посвящён трапезе, которую некогда разделили пилигримы и коренные американцы. Мы знаем, что представители наших народов помогли пришельцам из Европы адаптироваться вскоре после переселения: ведь они были такими несчастными, истощёнными, просто умирали от голода. Именно мы проявили себя как добрые и любящие люди и помогли им. Но как только они обосновались, то попытались нас полностью истребить и захватить наши земли – и вот теперь предполагается, что мы должны быть благодарны. Очень похоже на историю с «краснокожим» – куклой-талисманом [спортивных команд] и празднованием «Дня Колумба», ассоциирующегося с геноцидом. И вот сегодня у нас День благодарения: один из таких праздников жадности и «разорванного круга».
Мы вышли из коренных матриархальных культур, а не «американского эксперимента», который был придуман 500 лет назад.
Наши великие вожди пытались вмешаться, но женщин и индейцев исключили из основополагающих документов. Правительство и христианские школы-интернаты негативно повлияли на предшествующие поколения; теперь мы пытаемся исцелиться и научились приспосабливаться. Но мы все выросли в системе колониального образования с его фальшивыми праздниками, которые нам приходится отмечать и которые тяжело воспринять. Сколько нам ещё поддерживать эту искусственную реальность и отмечать праздники с расистских и дискриминационных колониальных позиций – притом что мы принадлежим к народам с богатой культурой, которые на протяжении всего года проводили праздничные церемонии? Это наша страна и наших людей постоянно позорят.
Мы благодарны, что пережили геноцид!.. – ЛаНада Уор Джек, шошон бэннок
*Разорванный круг символизирует утрату гармонии, равновесия, ущербность, незавершённость, смерть.
Понравилось? Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Впереди много интересного!
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ