"- Ир, слушай, я сказать хочу… Ты только не ругайся, просто выслушай. Я много думал про… нас и про мальчишек. Им нужен отец, согласись. Я знаю, я много дров тогда наломал, и это я виноват в том, что мы развелись. Я, и никто больше, не полоумная бабка, никто… А сейчас я бы очень хотел всё вернуть, но знаю, что это невозможно. Мы не сможем вернуть прошлое, но… мы можем начать всё заново…"
* НАЧАЛО.
Глава 30.
После возвращения сыновей из лагеря Ирина снова перестала брать ночные дежурства, начался август, на дачу теперь ездили по выходным, потому что оставлять там мальчишек одних Ирина опасалась. Егор Николаевич уехал гостить к родне в соседнюю область, а Тамаре Михайловне и за своими присмотра хватало, Ирине неловко было просить её ещё и за Димкой с Санькой глядеть.
Да и самой мотаться туда-сюда на электричке не хотелось, поэтому неделю они проводили в городе. Мальчики ходили на тренировки, да и погулять в тихом дворике можно было спокойно.
Как-то Ирина вспомнила про тот разговор с Павлом, про Капитолину Филипповну… а ведь они так и не спросили у сыновей, забыли. Хотела сама спросить, но передумала, решила Павла дождаться, спросить при нём, чтобы не сказал потом, что она их так настроила.
А Павел приезжал теперь каждые выходные. Иногда он заранее договаривался с Ириной, чтобы вечером пятницы отвезти их на дачу.
- Чего на электричке потащитесь, отвезу вас. Тамара Михайловна в прошлый раз просила ей удобрения привезти, я обещал. Вот, заодно…
И так каждый раз находилась какая-то причина, да и мальчишек такие поездки радовали, на машине ехать интересно же! Постепенно все привыкли к такому распорядку, Ирине было удобно, что иногда Павел забирает мальчиков с тренировки и подвозит до дома, тем более что больше попыток сблизиться он не предпринимал.
Она много думала после того их разговора… да, она была готова ради сыновей на многое, да и жили они раньше с Павлом неплохо, но… Было вот это самое «но»! Как поверить? Да, среди знакомых она слышала про такие истории, что люди сходятся и живут после развода, и даже ещё деток рожают. Ну, видимо у неё такой характер, она не могла поверить, не могла простить. Хотя и не копила обиды, когда Павел приезжал, общались они очень даже спокойно, но жить вместе, семьёй…
- Ирин, давай в субботу организуем шашлык? – спросил как-то Павел, - Мальчишкам скоро в школу, пусть порадуются. Я всё куплю, приеду в субботу утром к вам в Сорочье. В пятницу не смогу вас отвезти, нужно в область сгонять.
- Мам! Можно? Можно? – запрыгали мальчишки, - Разрешишь?
Как не разрешить… Договорились, не смогла Ирина отказать детям, они у неё молодцы. Во всём помощники, и грядки полоть, и банки закатывать, всё с ними.
Павел приехал в субботу утром, мальчишки уже висели на заборе, высматривая отцовскую машину, и вскоре радостно таскали в дом пакеты. День прошёл весело, Ирине порой даже казалось, что и не было всего этого – Капитолины, и изгнания Ирины из дома, попытки отобрать у неё детей, и самого развода – будто это был просто плохой сон
Она резала овощи, сидя у летней кухни и тихо переговаривалась со стоявшей у забора Тамарой Михайловной.
- Мальчишки довольные, вон как возле него крутятся! Не отходят, - со вздохом говорила соседка, - Может проучил его развод этот… как думаешь? Бывает же, что люди меняются. Должен же человек когда-то и поумнеть!
- Наверное этот развод нас обоих проучил, - Ирина покачала головой, - И я вот думаю… нам порознь обоим лучше живётся, что ли… Пашка работу нашёл хорошую, у меня всё сложилось и с работой, и с жильём. А так сидели бы в бабулиной квартире, не хозяева, ни то, ни сё.
- Так-то оно так, а дети-то без отца, да и тебе помощь была бы. Старается ведь вон как.
Ирина не знала, что ответить, и в глубине души сама себя ругала за мягкотелость, потому что уже не раз ловила себя на мысли, что ждёт его приезда. Какое-то двоякое чувство… знает, что с ним жить не сможет, но в то же время будто сама цепляется за старое, словно уже готова и простить, вернуть всё, как раньше бывало…
Вечером уселись ужинать, днём Павел с мальчишками ходили на речку, и в футбол погоняли, после ужина Павел собрался ехать домой.
- Слушайте, я же вас всё спросить забываю! – начал Павел, посмотрев на сыновей, и Ирина вспомнила, что и сама хотела начать этот разговор, - Бабушка Капа вас в гости зовёт, у неё день рождения скоро. Поедете? Я вас свожу к ней!
Мальчишки замерли и переглянулись. Ирина всё сразу поняла, но сидела молча, пусть Павел сам всё выяснит.
- Пап… давай, мы ей подарок сделаем, а ты передашь, - сказал Димка, - Нам мама выжигатель купила, а дед Егор досочки сделал. Вот мы ей и сделаем картинку…
- Не хотите ехать? Да вы прямо скажите, никто вас за это ругать не станет, - усмехнулся Павел.
- Не хотим…, - тихо ответили мальчишки.
Поужинав, они убежали играть к соседям, Павел с Ириной допивали чай и разговаривали.
- Ну, честно сказать, я их понимаю, - сказал Павел, - Я и сам в детстве к бабке в гости ходить терпеть не мог, если что не по ней, отвесит подзатыльник и сидишь без сладкого неделю, потому что ещё и матери нажалуется. Ладно, значит не поедут, так ей и скажу. Старая она уже, глаз один плохо видит, расстроится…. Может, не говорить, что не захотели?
- А что сказать? Ну скажи, что я не пустила, мне всё равно, а она и так обо мне ничего хорошего ни разу в жизни не сказала, - пожала плечами Ирина.
- Нет, не буду говорить, что ты не пустила. Придумаю что-нибудь. Ладно, я поехал, пока не совсем стемнело… Я тебе на работу позвоню, не знаю пока, когда в следующий раз мальчишек заберу.
Ирине показалось, что Павел ждёт от неё чего-то, она подумала, может он хочет, чтобы она уговорила мальчишек поехать к Капитолине? Так она только рада, что им не придётся этого делать!
Павел забрал свою куртку и сумку, сел в машину, а она почему-то отказалась заводиться. Он чертыхнулся, сердито хлопнул дверью и открыл капот.
- Можешь фонарь принести? – попросил он Ирину, - Опять что-то тут… сколько говорил, пора её в ремонт, по серьёзному! Нет, всё экономят!
Возился Павел с машиной до темноты, уже и усталые мальчишки вернулись из гостей, Ирина прибрала всё в доме и отправила детей мыться в подтопленную баню, а машина всё никак не желала заводиться! Павел тихо ругался, ковыряя что-то под капотом, вымытые мальчишки торчали рядом с ним, и Ирина со вздохом сказала:
- Отложи до утра, чего ты тут сейчас наремонтируешь. Утром посмотришь. Дети устали уже, засыпают тут.
- Я сейчас, должна завестись, - бормотал Павел, но вскоре и сам отчаялся, - Пустишь в дровянике переночевать?
- На веранде постелю тебе, - ответила Ирина, хоть день и весело прошёл, но она устала и уже сама хотела отдохнуть.
Мальчишки обрадовались, что отец остался ночевать, помогли Ирине достать из шкафа подушку и одеяло. Павел посидел с ними немного в их комнате, раньше они часто так делали, это называлось «пошептаться перед сном»… Ирина снова вспомнила те времена и покачала головой.
- Всё, угомонились, - тихо сказал Павел, прикрыв дверь в комнату детей, - Давай чаю попьём, ты не против? В горле пересохло, бесит меня эта колымага!
Они сидели за столом возле летней кухни, два когда-то родных друг другу человека, а сейчас… словно над осколками своей прошлой жизни сидят.
- Ир, слушай, я сказать хочу… Ты только не ругайся, просто выслушай. Я много думал про… нас и про мальчишек. Им нужен отец, согласись. Я знаю, я много дров тогда наломал, и это я виноват в том, что мы развелись. Я, и никто больше, не полоумная бабка, никто… А сейчас я бы очень хотел всё вернуть, но знаю, что это невозможно. Мы не сможем вернуть прошлое, но… мы можем начать всё заново…
- Паш, не нужно этого всего. И так тяжело, за мальчишек душа болит! Ничего хорошего из этого не выйдет, мы теперь оба другие, и то, что было, просто так не забудется. Не знаю, как ты, а я не смогу не вспоминать. Разве тебе хочется, чтоб тебе припоминали твои прошлые ошибки?
- А мы ничего не будем припоминать. И вообще, почему ты решила, что всё будет именно так? Давай просто попробуем общаться, вместе выходить куда-нибудь… я скучаю по тебе, понимаешь…
Павел хотел было взять Ирину за руку, но та чуть вздрогнула, и он опустил ладонь. Ночь наполнилась своими звуками, за рощей слышалось мерное течение реки, и Ирина подумала, может быть, Павел прав? Вдруг у них получится начать новую жизнь? Но вот что-то внутри говорило ей так убедительно, что всё это пустые мечты. Ирина подумала, что это интуиция, наверное.
- Давай не будем спешить, - продолжал Павел, - Не будем ничего загадывать, просто будем жить, встречаться, мальчишек растить, а там будет видно. Может быть и хорошо, что так всё у нас случилось, и мы можем пожить отдельно, подумать… понять, что же мы хотим на самом деле! Я сейчас уеду, наверное, вроде бы командировка наклёвывается, пока точно не знаю. А потом к вам, как раз к первому сентября. В воскресенье можно будет свозить их в область, в цирк.
- Спокойной ночи, - сказала Ирина, вставая, - Мы с мальчиками тебе два одеяла положили, на веранде прохладно.
Заснуть она долго не могла, всё думала. Павел прав, ничего не нужно загадывать, всё равно будет так, как тому быть. И всё же так разбередили ей душу его слова, а что, если он прав, и всё можно начать заново? Вспомнились радостные глаза сыновей, когда отец приезжает к ним…
Утром Павел поколдовал что-то там в машине, достав из багажника инструменты, и она наконец завелась. Торопливо поглядывая на часы, он уехал, махнул мальчишкам рукой.
Близилась осень, и следующие выходные Ирина проводила в Сорочьем за домашними заботами – нужно было спустить в погреб очередную партию заготовок, и ещё Тамара Михайловна сказала, что в посадке пошли маслята. По грибы ходили всей компанией – Ирина с Димкой и Санькой и Тамара Михайловна с внуками. Набрали много, грибочки один к одному!
Вернувшись домой из леса, ребятня улетела гулять – у них футбол, а Ирина принялась мариновать грибы, растопив печку в летней кухне.
Стукнула калитка, Санька прибежал взять воды, футболисты хотели пить, Ирина только и успела крикнуть, чтоб пришли пообедать, как его и след простыл. Когда через минут двадцать снова раздался стук калитки, Ирина решила, что дети вернулись. И вздрогнула от неожиданности, когда возле летней кухни возникла фигура Капитолины Филипповны собственной персоной.
- Грибов что ли набрали? – спросила гостья, - Хорошо пахнет маринадом, глянь, какие красивые, один к одному.
- Здравствуйте, Капитолина Филипповна. Чем обязана? - Ирина ставила стерилизовать банки и не собиралась прерывать работу, она в гости никого не звала.
- Поговорить хочу с тобой. А дети где?
- Гуляют. Говорите, я вас слушаю.
Капитолина Филипповна вовсе не выглядела так, как говорил про неё Павел. Вполне себе бодрая женщина в годах, строго сведённые брови на надменном лице, тонкие губки даже помадой подкрасила! И оба глаза видят, как отметила Ирина, а Павел говорил – почти не видит…
- Присядем, разговор серьёзный, - Капитолина отдала приказ, так это выглядело, и сама уселась за дощатый стол.
- Мне некогда сидеть, у меня грибы. Если хотите – говорите, а нет – в другой раз. Я сегодня не готова гостей принимать, не приглашала никого.
Капитолина поджала губы, но видимо разговор и в самом деле был серьёзный, раз даже такое стерпела.
Продолжение здесь.
От Автора:
Друзья, рассказ будет выходить ежедневно, по одной главе, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.
Навигатор по каналу обновлён и находится на странице канала ЗДЕСЬ, там ссылки на подборку всех глав каждого рассказа.
Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.