Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

На этих древних поездах приходилось ездить пассажирам МЦД-3 в 2009 году: даже новые российские электрички были копиями советских!

Ленинградское направление сейчас - это современные "Иволги", морально устаревшие, но всё же удобные и новые ЭП2Д, "Ласточки", а также уходящая эпоха - поезда ЭТ2М из 1990-х, которые являются копиями рижских ЭР2Т, только построенные на Торжокском заводе. Всё это - замечательно, стильно, модно, молодёжно! Но до ужаса скучно.

Самые скучные - "Ласточки". Ездить в них хорошо, но все они, на мой взгляд - безликие копии друг друга, ещё и морда у них не самая красивая.
Самые скучные - "Ласточки". Ездить в них хорошо, но все они, на мой взгляд - безликие копии друг друга, ещё и морда у них не самая красивая.

То ли дело Ленинградское направление в 2009 году! С толпами зелёных рижских электричек, с ярко-красными электровозами Шкода, с частенько попадающимися зелёными военными "Машками", и, конечно же, с угловатыми, словно деревянные брусья, "Торжками", которые только начинали свой путь!

Всё это добро я вам сегодня и покажу, но сначала подпишитесь, пожалуйста, на мой телеграм-канал. Я публикую там ссылки на весь новый контент, анонсирую поездки, оперативно делюсь впечатлениями, новостями блога и транспорта, а также предоставляю скидки на сувениры моего канала - наборы открыток и чехлы для телефонов с поездами, а иногда и что-нибудь более эксклюзивное.

-2

Дело было в августе 2009 года. Я тогда вовсю увлекался поездами и вовсю учился их фотографировать, а московские направления с кучей электричек подходят для этого идеально. Так почему бы не отправиться на непривычное Ленинградское? Ведь для меня, как для обитателя Ярославки, Горьковки и Курского направления, все эти рублёные ЭТ2М, красные ЧС2Т - та ещё диковина, а уж если попадётся ЧС200 - радости не будет предела!

Итак, я пообедал, оделся и отправился на Ленинградский вокзал. По Кольцевой линии меня повёз поезд "Номерной" с необычными сиденьями и с голубым пластиком.

Вагон 9190
Вагон 9190

На вокзале я встретил двух своих друзей и мы поехали в Ховрино, чтобы посетить местное локомотивное депо. На входе нас встретил не забор, не толпа охранников, не злая бабуля-вахтёрша, а ярко-красный ВЛ23-456, динозавр 1961 года выпуска, который стоял там с конца 1990-х годов, а в 2012-м его вывезли в депо Москва-Октябрьская, где восстанавливают до сих пор.

-4

По состоянию на 2024 год наварены рёбра жёсткости, которые присутствовали на машинах ранних номеров, восстановлено остекление, установлены буферные упоры и наверняка сделано ещё что-то, не видное с улицы.

-5

Сначала мы заглянули на задворки депо, где не встретили никакого сопротивления со стороны железнодорожников. Там просто не было людей, зато был зелёненький ВЛ10У-708, заехавший из-под грузового поезда, который мы, естественно, сфотографировали, а машинист лишь помахал нам рукой. Ого, там эксклюзивная бетонная опора контактной сети с отверстиями!!! Жаль, что опору, в отличие от локомотива, нельзя поставить в музей.

-6

Депо Ховрино в 2009 году похоже было больше на дачный участок, в хорошем смысле. Много деревьев и кустарников не только радовали глаз, но и создавали на территории уют и тень, не позволяя асфальту перегреваться и защищая сотрудников от жары. Единственный недостаток - вся эта красота помешала взять крутую старую Машку в кадр целиком!

-7

Только полюбуйтесь на эту шикарную аллею... Представляете, как приятно в конце жаркого рабочего дня выйти из депо и пройтись в тени деревьев? Позже всю эту красоту, конечно же, спилили. А в 2017 и вовсе сровняли депо Ховрино с землёй... Ой, а кто это там ещё прячется в кустах слева?

-8

Сейчас мы это выясним, но сначала - фото мелкого меня со старой Машкой!

Мама, мне нравится девочка, зовут её Маша. Но есть нюанс.
Мама, мне нравится девочка, зовут её Маша. Но есть нюанс.

В кустах оказалась ещё одна "Машка", да не простая, а военная! На закате СССР именно такие "Машки" использовались для вождения боевого ракетного железнодорожного комплекса, отличить их от "гражданских" можно по наличию ящика (в нём розетки для работы по системе многих единиц), на котором установлена номерная табличка, а также все военные "Машки" имеют квадратные блоки буферных фонарей.

-10

А ещё на тепловозе написано М62, но на самом деле он - ДМ62! Чтобы враги не догадались. Правда, тайного смысла этой буквы "Д" мне выяснить не удалось, но я думаю, знающие люди быстро быстро подскажут в комментариях. Правильно, что эту Машку поставили не у всех на виду, а в кустах на территории депо, а то вдруг англосаксы увидят этот железнодорожный секрет из электрички Москва - Конаково!

На самом деле, ничего секретного в тепловозе нет. В 2005 году был упразднён последний БЖРК, так что на момент съёмки все ДМ62 уже были переданы на "гражданку". Теперь буква Д в их обозначении означает "дембель"
На самом деле, ничего секретного в тепловозе нет. В 2005 году был упразднён последний БЖРК, так что на момент съёмки все ДМ62 уже были переданы на "гражданку". Теперь буква Д в их обозначении означает "дембель"

Этот путь располагался в депо, через него локомотивы выезжали к поездам. Можно ли поверить, что фотография сделана в Москве, а не на задворках Тверской области?

-12

Ну всё, хватит лазить по депо! Переходим к основной части программы - к электричкам, ради которых все эти похождения и затевались, а для этого вылезаем на перегон. Но сперва фотографируем уходящий куда-то в кусты путь, который на самом деле вёл с перегона в приёмо-отправочный парк станции Ховрино и использовался грузовыми поездами. Позже всю зелень вырубили.

-13

Стоим, делаем мерзкомыльницами мерзкофотки... Забор, хоть и не в красно-серых цветах, картину только портит.

Если что, одуван - это не Илья Варламов.
Если что, одуван - это не Илья Варламов.

А теперь идём по тропинке вдоль путей на расслабоне и фоткаем всё, что едет. Композиция, освещение, резкость... Тогда мы о них не задумывались, поэтому если какие-то фотографии и получились хорошими, то только благодаря удачному стечению обстоятельств. Например, зелёная ЭТ2М-057 явно не входит в их число. Но с другой стороны - история!

-15

ЭТ2М-108 у платформы Левобережная вышла ещё туда-сюда, но кусок столба слева и куски подвесок контактной сети сверху немного подпортили композицию. Но какая теперь разница, ведь этой фотографии больше 15 лет!

-16

На Левобережной мы плюхнулись в электричку и доехали до Химок, где стали фотографировать прямо на станции. Первым делом - поймали старую "Аврору", которая после этого долгое время не ездила, а в конце 2024 года возродилась в виде двухэтажного поезда. Жаль, что в этот момент шкодливая мелкая тучка изуродовала освещение, бросив тень на локомотив.

-17

На заросшем боковом пути был замечен странный вагон-рефрижератор на трёхосных тележках.

-18

А дальше, словно из рога изобилия, полились зелёные электрички. Одна из них даже была свежей, будто недавно прошла капитальный ремонт... Хороша, чертовка! Правда, номер на ней зачем-то закрасили - видимо, чтобы враги на догадались. Но я точно знаю, что это поезд ЭР2Т-7190.

-19

ЭТ2М мне никогда не казались красивыми. Даже будучи зелёными, выглядели они очень топорно, будто бы производители взяли ЭР2Т и обтесали её топором... Возможно, помогли бы оранжевые полосы, расположенные, как на Эрках, но это не точно.

-20

Потом промчалась дембельская и очень зелёная "Машка".

-21

А сразу после Машки появилась ЭР2Т-7146 из Твери, окрашенная необычным, слегка холодным, оттенком зелёного.

Электричек и локомотивов в корпопротивных цветах РЖД в 2009 году ещё не существовало, а вот пассажирские вагоны заражались: даже в этом поезде с ярко-красным ЧС2Т-1017, половина вагонов уже были испорчены.

Никаких Иволг даже в чиьх-либо влажных мечтах, никаких ЭП2ДМ, нет даже столь нелюбимых мною ЭД4М. Только зелень! Только хардкор! Впрочем, в этой "зелени", в отличии от более "современных" ЭД4М хотя бы были большие форточки и накопительные площадки для велосипедов...

Отсняв пачку одинаковых ЭТ2М, мы "забаянили" ещё несколько зелёных латышских красоток, многие из которых по качеству уборки и обмывки кузовов выглядели не хуже, чем нынешние "Иволги" на втором диаметре в Москве. К примеру, ЭР2Т-7196 явно входила в число таковых.

-25

А вот 7172 оказалась покрыта толстым слоем дорожной пыли. Ещё и подтёки грязные на лбу. Фу!

-26

ЭР2Р-7037 - опять идеально чистая! Надо сказать, что депо Крюково Октябрьской дороги, обслуживающее Ленинградское направление, на моей памяти всегда хорошо ухаживало за подвижным составом. Некоторые депо Московской дороги до сих пор этого делать не научились! Не будем тыкать пальцем в Домодедово, Москву-2 и в Железнодорожную.

-27

А потом нам попался тогдашний эксклюзив - ЭТ2-013 в красивой окраске, которая ездила экспрессом по маршруту Москва - Тверь. Строившиеся в 1990-е годы на Торжкском заводе поезда ЭТ2 чуть менее, чем полностью являются копиями рижских ЭР2Т: если у более поздних ЭТ2М хотя бы отличается кабина (хоть и в худшую сторону), то здесь разработчики не ломали голову, и оставили рижские чертежи без изменений. Кстати, а ведь прямо сейчас ЭТ2 уходят в историю! Этот поезд, например, ушел в металлолом не далее, как в 2024 году.

-28

Вот, сами посмотрите на ЭТ2, а потом на ЭТ2М. Согласитесь, деградация и упрощение - налицо! Или, в данном случае - на лицо...

-29

Простояв на станции Химки почти 2 часа и наделав с зелёными электричками столько фотографий, что их уже можно было солить в большой дубовой бочке, мы отправились к платформе, чтобы вернуться в Москву, напоследок щёлкнув ещё одну рижанку.

-30

На обратном пути ловим ярко-красный ЧС2Т-1061 с синим поездом, который ехал из Москвы в Таллин, причем, эстонского формирования. Мне грустно от того, что страны Балтии больше не ездят к нам на своих поездах, да и мы к ним не очень-то стремимся. Верю и жду, что дружба вернётся, а вместе с ней - и поезда, ведь враждовать с теми, у кого с нами есть граница - это странно.

-31

Уже подходя к платформе, снимаем голубенький и слегка неухоженный ТЭМ18Д-136, построенный двумя годами ранее. Новьё, можно сказать!

-32

На Ленинградский вокзал мы вернулись к 19 часам с копейками, но здесь наши похождения не закончились, а продолжились, ведь как можно не запечатлеть один из самых старых ЧС2Т, построенный в 1974 году?! Но если честно, в 2009 году мы об этом не думали, просто фотографировали красивые диковинные локомотивы, и всё. А диковинными они были для нас потому, что никто из нас тогда не пользовался Ленинградским направлением, поэтому видеть ЧС2Т вместо ЧС2 или ЧС7 было непривычно.

-33

В лучах заката приехала электричка с закопченной из Клина, с которой кто-то оторвал буквы Рижского вагоностроительного завода. Ироды!

-34

А потом появилась та самая "Машка", которая днём пряталась в кустах локомотивного депо Ховрино. Как выяснилось, поездов на Ленинградский вокзал прибывает так много, что после высадки пассажиров их приходится увозить на другие станции, чем Машки (сейчас ТЭМки) и занимаются.

-35

Пора возвращаться домой! Так что делаем финальный кадр - ещё один древний ЧС2Т вагонами неизвестного поезда - и до свидания.

-36

Напоследок хочется сказать, что электрички на Ленинградском направлении в 2009 году были, конечно, старыми (ЭР2Т) и морально устаревшими (ЭТ2М), но, в отличие от других ЖД направлений Москвы, они были ухоженными и ездить в них было приятно. Не то, что на какой-нибудь Ярославке или Павеляге, где по сей день ездит такое, что иной раз скорее арендуешь каршеринг за пару тысяч, лишь бы, пускай и за копейки (а впрочем, не такие уж копейки), не заходить в помоечные РЖДшные вагоны.

Ну а старая Октябрька без Сапсанов навсегда останется в наших сердцах: набитая длинными-зелёными, толпой чешских локомотивов, дембельнувшимися "Машками" и новенькими небесно-голубыми Тэмками.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Если вы застали такую Октябрьку - рассказывайте о ваших воспоминаниях в комментариях. А если не застали - всё равно пишите, ведь по сей день здесь много прекрасных локаций для съёмки и интересных локомотивов, да и крутые современные Иволги никто не отменял.

Читайте другие мои рассказы о российских поездах в этой чудесной подборке. До скорого!

Обзоры поездов | Блог ЖД фотографа | Дзен

Всё, что движется - ТГ-канал, где собрались я и несколько других транспортных авторов: кидаем туда ссылки на новые публикации, чтобы они были у вас под рукой, ибо лента Дзена показывает наш контент неохотно.

Мой ТГ-канал: оперативные новости блога, анонсы поездок, скидки на сувениры. Подписывайтесь!