– Разве это настоящая "Пожарская"? Да моя бабушка в гробу бы перевернулась!
– А вы, Нина Петровна, давно последний раз в зеркало смотрелись? – ядовито парировала Валентина Сергеевна, поправляя идеально уложенную седую прическу. – Может, сначала свои кулинарные шедевры покажете, а потом других критиковать будете?
Соседи по подъезду испуганно жались к стенам. Очередная перепалка двух пенсионерок с пятого этажа обещала быть громкой. Особенно с тех пор, как их внуки научили бабушек пользоваться социальными сетями.
– И покажу! – Нина Петровна воинственно поджала губы. – Вот прямо сегодня и создам свой... как его... блог! И все увидят, как надо готовить по-настоящему!
– Ой, насмешили! – Валентина Сергеевна картинно всплеснула руками. – Вы сначала научитесь фотографировать так, чтобы еду от помоев можно было отличить!
В тот вечер в квартире Нины Петровны не смолкал телефон. Внук Димка терпеливо объяснял, как создать аккаунт, правильно настроить освещение и обрабатывать фотографии.
– Бабуль, ты уверена? – в сотый раз спрашивал он. – Может, лучше просто пироги печь будешь? Зачем тебе эти разборки в интернете?
– Нет уж! – Нина Петровна решительно повязывала фартук. – Валька со своими "кулинарными шедеврами" совсем зазналась. Ты видел, что она про мои расстегаи написала? "Дрожжевое недоразумение"! Да я этот рецепт еще от прабабушки унаследовала!
Через неделю в сети появился канал "Готовим с душой". Нина Петровна, прикусив от усердия губу, старательно фотографировала свои фирменные блюда. Борщ по-купечески, пельмени с тремя видами мяса, воздушные ватрушки – все рецепты, бережно хранимые в старой тетрадке в клеточку.
Первые подписчики появились неожиданно быстро. "Какая прелесть!", "Как у моей бабушки!", "Наконец-то настоящие домашние рецепты!" – восторженные комментарии грели душу.
Но больше всего ее порадовал злобный комментарий соседки: "Любительщина! Настоящая кухня требует профессионального подхода!"
Валентина Сергеевна не заставила себя долго ждать. Через день появился канал "Haute Cuisine от Валентины" ("Прости господи, даже название по-французски!", – ворчала Нина Петровна). Идеально отполированные тарелки, изысканная сервировка, замысловатые соусы с непроизносимыми названиями.
– Нам, представителям старой школы, – вещала Валентина Сергеевна в камеру, элегантно помешивая соус в медной кастрюльке, – важно сохранять традиции высокой кухни. Никаких полуфабрикатов, только свежайшие продукты и классические рецепты!
Нина Петровна смотрела это видео, сжимая кулаки:
– Высокая кухня?! Да ты в школьной столовой посудомойкой работала! Это я десять лет шеф-поваром в "Центральном" оттрубила!
Война разгоралась. Каждый новый рецепт становился поводом для очередной перепалки. "Ваши котлеты слишком простые!" – "А ваш жюльен больше на резину похож!" Подписчики разделились на два лагеря, в комментариях кипели нешуточные страсти.
– Бабуль, может, хватит? – увещевал внук. – Ты же себе давление поднимаешь.
– Нет, Димочка, – Нина Петровна решительно надевала очки. – Мы еще посмотрим, чьи пирожки народ больше оценит!
К Новому году обе дамы подошли во всеоружии. Нина Петровна готовила серию роликов о традиционных праздничных блюдах: заливное из трех видов рыбы, фаршированная утка, пирог-курник.
Валентина Сергеевна ответила "Рождественским меню в стиле прованс": фуа-гра, трюфельное ризотто и шоколадный велюте.
– Мам, ты что творишь? – возмущалась дочь Валентины Сергеевны, Ирина. – Откуда у тебя деньги на такие продукты?
– Пенсия у меня, слава богу, нормальная, – отмахивалась та. – И потом, я же не каждый день такое готовлю. Зато пусть эта выскочка знает свое место!
А "выскочка" тем временем набирала популярность. Количество подписчиков у Нины Петровны перевалило за десять тысяч. Ее простые, душевные рецепты находили отклик у зрителей. Особенно трогательно выходили ролики, где она готовила вместе с правнучкой Машенькой.
– Вот так, солнышко, раскатываем тесто тоненько-тоненько, – приговаривала она, помогая четырехлетней девочке управляться с скалкой. – Как бабушка Валя учила...
И осеклась. В комментариях тут же появилось язвительное: "Какая еще бабушка Валя? Не примазывайтесь к чужим заслугам!"
Вечером в дверь Нины Петровны позвонили.
– Поговорить надо, – Валентина Сергеевна выглядела непривычно серьезной.
– О чем? Опять будете мои рецепты критиковать?
– Нет. О том, почему вы упомянули меня в связи с тестом. И почему ваша правнучка так похожа на моего покойного мужа.
Нина Петровна побледнела:
– Проходите.
Они сидели на кухне, такой уютной и намоленной, пропахшей ванилью и корицей. Две пожилые женщины, когда-то бывшие лучшими подругами.
– Помнишь, как мы с тобой в кулинарное училище поступали? – тихо спросила Валентина Сергеевна. – Ты тогда еще с Мишкой, братом моим, встречалась...
– Помню, – Нина Петровна машинально поправила фотографию на стене – молодой парень в военной форме улыбался, глядя в объектив. – Тридцать пять лет прошло, а как вчера было.
– Он любил тебя. Очень. И когда ты за Петра вышла...
– А что мне оставалось? – голос Нины Петровны дрогнул. – Миша на войну ушел, письма перестали приходить. А Петр... он хороший был. Заботливый.
– Миша вернулся через год. Израненный, контуженный. А ты уже замужем, с маленькой дочкой на руках.
– Я знаю, – Нина Петровна достала из серванта старую фотографию. – Вот, храню. Единственная наша совместная фотография, на выпускном в училище.
На пожелтевшем снимке – молодые девчонки в белых фартуках и высокий парень между ними.
– Господи, какие мы были молодые, – Валентина Сергеевна провела пальцем по фотографии. – А потом всё разладилось. Миша запил, женился неудачно... Ты со своим Петром счастлива была?
– По-своему. Он любил меня, дочку. Но... – Нина Петровна замолчала.
– Что "но"?
– Перед смертью сказал: "Знаю, что не меня всю жизнь любила. Но спасибо, что хорошей женой была".
В кухне повисла тяжелая тишина. За окном падал снег, укрывая город белым покрывалом. Где-то в глубине квартиры тикали старые часы.
– А знаешь, – вдруг сказала Валентина Сергеевна, – я ведь потому и злилась все эти годы. Мне казалось, ты предала и его, и нашу дружбу. А теперь вот смотрю на твою правнучку – Мишкины глаза, Мишкина улыбка...
– Димка, внук мой, тоже на него похож, – Нина Петровна промокнула глаза уголком фартука. – Особенно когда смеется.
– Слушай, а давай... – Валентина Сергеевна вдруг оживилась. – Давай совместный ролик сделаем? Расскажем, как в училище учились, какие преподаватели были, какие истории случались...
– А рецепт какой возьмем?
– Помнишь наш фирменный торт? Тот, с которым мы выпускной экзамен сдавали?
– "Птичье молоко"! – Нина Петровна всплеснула руками. – Господи, сколько мы его репетировали! Ты суфле взбивала...
– А ты шоколадную глазурь варила, – подхватила Валентина Сергеевна. – И ведь единственные были, у кого он получился!
Они проговорили до поздней ночи. Вспоминали молодость, училище, общих знакомых. Листали старые альбомы, смеялись и плакали.
Совместный ролик вышел через неделю. Две элегантные дамы, в идеально выглаженных фартуках, вместе готовили легендарный торт. Попутно рассказывали истории из прошлого, подшучивали друг над другом, делились секретами мастерства.
"Какие вы молодцы!", "Вот это настоящая дружба!", "Пожалуйста, снимайте ещё вместе!" – комментарии сыпались один за другим.
А потом позвонил редактор кулинарного журнала:
– Вы знаете, такой душевный контент сейчас редкость. Может, колонку у нас вести будете? "Секреты бабушкиной кухни" – как вам такое название?
К весне Нина Петровна и Валентина Сергеевна стали настоящими звездами районного масштаба. Их кулинарные мастер-классы в местном центре досуга пользовались бешеной популярностью. Особенно трогательно выходили уроки для детей – две бабушки терпеливо учили малышей лепить пельмени и печь булочки.
– Знаешь, – сказала как-то Валентина Сергеевна, глядя, как их правнучка Машенька старательно раскатывает тесто, – а ведь Миша был бы счастлив. Все-таки жизнь мудрее нас – свела, развела и снова соединила.
– Да, – улыбнулась Нина Петровна. – Только теперь не кулинарной войной, а кулинарной любовью.
Вечером они сидели на лавочке возле подъезда. Весеннее солнце ласково пригревало, в палисаднике распускались первые тюльпаны.
– А помнишь, – Валентина Сергеевна достала из сумки термос с чаем, – как мы с тобой на практике в ресторане "Центральный" борщ пересолили? Шеф-повар тогда так кричал!
– Еще бы! – рассмеялась Нина Петровна. – А потом я там шеф-поваром стала. Жизнь – забавная штука.
– И ведь что интересно – вроде всю жизнь готовили, а до сих пор друг у друга учимся. Я вот твой способ теста для ватрушек взяла – действительно лучше получается.
– А я твою подачу блюд переняла. Красиво ведь! Хоть и "haute cuisine", – она лукаво подмигнула соседке.
К ним подошла молодая женщина с ребенком:
– Извините, вы же те самые бабушки из интернета? Можно автограф? Мы с дочкой все ваши ролики смотрим!
Они переглянулись, смущенно улыбаясь. Кто бы мог подумать, что на старости лет станут знаменитостями?
– Знаешь, что самое главное? – задумчиво произнесла Валентина Сергеевна, когда поклонница ушла. – Не рецепты даже, а истории. У каждого блюда своя история, свои воспоминания. Вот мы с тобой столько лет из-за глупой обиды потеряли, а могли бы...
– Не нужно о прошлом жалеть, – Нина Петровна погладила подругу по руке. – Главное – мы сейчас вместе. И у Машеньки будут самые лучшие бабушкины рецепты. От обеих бабушек.
На следующий день они снимали новый ролик. Готовили любимое блюдо Михаила – драники с грибным соусом. Рассказывали, как он любил возиться с теркой, как настаивал, что картошку нужно натирать только вручную, никакой комбайн не даст того результата.
Их канал теперь назывался "Бабушкины истории" и набрал уже пятьдесят тысяч подписчиков. Но главное было не в цифрах. Главное – в той любви и тепле, которые они вкладывали в каждый рецепт, в каждую историю.
А на стене в кухне у Нины Петровны теперь висели две фотографии в одной рамке: та, старая, с выпускного в кулинарном училище, где они молодые и счастливые, и новая – две элегантные дамы в фартуках учат маленькую Машеньку лепить пельмени.
Жизнь, как хороший рецепт, требует правильных пропорций: щепотку памяти, горсть прощения, полную чашу любви. И тогда даже старые обиды превращаются в теплые воспоминания, а былые враги становятся самыми близкими друзьями.
– Завтра будем печь куличи, – сказала Валентина Сергеевна, просматривая комментарии к последнему ролику. – Подписчики просят пасхальные рецепты.
– Конечно, – кивнула Нина Петровна. – Только давай по моему рецепту. Твои в прошлый раз слишком сухие получились.
– Ну вот опять! – шутливо возмутилась Валентина Сергеевна. – Может, устроим кулинарный баттл?
Они посмотрели друг на друга и рассмеялись. Теперь это была уже не битва, а добрая игра. Ведь главный секрет хорошей кухни – готовить с любовью. А любви в их жизни теперь было более чем достаточно.