Всем привет! Вот и пришли мы к завершающей статье про Гонконг. Сегодня познакомимся с таким уникальным явлением, как исторические двухэтажные трамваи на острове Гонконг. Это единственная в мире трамвайная система, в которой работают исключительно двухэтажные трамваи.
История
Впервые идея строительства трамвая в Гонконге возникла 1881 году. Но в тот момент руководство города отдало предпочтение строительству фуникулера на пик Виктория. Но рост населения острова требовал создания в городе общедоступного вида транспорта. В итоге в 1902 году было издано постановление о строительстве трамвая в Гонконге. Строительные работы начались в 1903 году. А уже 30 июля 1904 года в городе началось трамвайное движение. Первая линия прошла от Kennedy Town до Causeway Bay. Несколько позже линию продлили дальше на восток - до Shau Kei Wan. Для работы трамвая было сооружено депо "Russell Street". В парке имелось 26 одноэтажных трамвайных вагонов. Владельцем трамвайной сети была компания "Hong Kong Tramway Electric Company Limited". В 1910 году компания получила новое название - "Hong Kong Tramway Company Limited". В 1913 году парк пополнился первыми двухэтажными трамваями с открытым 2-ым этажом. В 1922 году перевозчик в очередной раз меняет свое название, теперь - "Hong Kong Tramways Limited". В то же год строится кольцевая линия к ипподрому Happy Valley. В 1924 году линия до Shau Kei Wan была перестроена в двухпутную. А известные всему миру двухэтажные зеленые трамваи вышли на линию в 1925 году. В 1938 году начинает работу еще одно депо - "North Point". Во время Второй мировой войны трамвайное движение сворачивалось. Выпуск на линию снизился с 112 до 15 вагонов, а с 1944 года трамвайное движение было вообще прекращено из-за недостатка топлива. Восстановлено трамвайное движение было только в октябре 1945 года.
В 1949 году последний однопутный участок был перестроен в двухпутный. В 1950 году старое депо "Russell Street" было реконструировано и получило название "Sharp Street". В 1953 году была построена однопутная линия для оборота вагонов в районе North Point. Спустя два года старое трамвайное депо "North Point" было закрыто.
В 1989 году открыто два новых трамвайных депо - "Whitty Street" на западе и "Sai Wan Ho" на востоке, а депо "Sharp Street" было закрыто.
Описание сети и маршруты
Сеть обслуживает перевозчик "Hong Kong Tramways Limited". Это организация в свою очередь входит в состав компании "RATP Dev Transdev Asia". Колея сети 1067 мм, длина линии - 30 км. Вагоны выходят на линию из 2-х депо. В качестве токоприемника используется штанга (как на троллейбусах).
По факту сеть представляет из себя одну линию, которая проходит с востока на запад по всей северной стороне острова Гонконг. К этой линии имеется ответвление, или правильно сказать "крюк". Линия огибает весь окрестный район Happy Valley.
Сеть состоит из 6 маршрутов, но они традиционно не имеют своего номера. Вместо номера над лобовым стеклом установлен указатель с названием конечного пункта.
Несмотря на то, что фактически линия одна по ней проложено 6 маршрутов, но при этом полностью они друг друг друга не дублируют, а дополняют на разных участках. Так с обоих конечных - западной - Kennedy Town и восточной - Shau Kei Wan можно доехать к однопутному аппендиксу на Happy Valley. Так же есть и прямой маршрут, который проходит по всей линии. Один из маршрутов проходит только по центральному участку основной линии от North Point до Shek Tong Tsui.
Трамвайные маршруты можно четко разделить на 2 типа: основные и дополнительные. Основные маршруты работают с раннего утра до поздней ночи (с 5.30 до 23.30-0.30) с небольшими интервалами. К таким можно отнести маршруты от Shau Kei Wan до Western Market, Happy Valley до Kennedy Town. Маршруты Shau Kei Wan до Happy Valley и от Shek Tong Tsui до Causeway Bay работают по реже и заканчивают свою работу около 23.00.
Оставшиеся 2 маршрута - дополнительные, вспомогательные работают с 7 утра до 19 вечера. Это маршрут, который проходит по центральному участку линии от North Point до Shek Tong Tsui, а так же маршрут, который проходит из конца в конец линии: от Kennedy Town до Shau Kei Wan. Интервалы движения на этих маршрутах - 30 и более минут. К сожалению на сайте перевозчика и в сети имеется только начало и конец работы маршрутов, интервалы движения и расписания не указаны.
Если вся центральная часть линии - это сплошь офисы и банки, то вот окраинные участки - это жилая застройка. Большой генератор пассажиропотока - это торговые центры, пирсы, рынки.
Интересно, что в Гонконге для разворота трамваев используются, как обычные кольца вокруг скверов, как например на восточной конечной Shau Kei Wan или Causeway Bay и Shek Tong Tsui по ходу линии. А вот западная конечная - Kennedy Town - это кольцо вокруг квартала. По такому же принципу построены конечные North Point и одна из самых красивых ии колоритных - на Western Market.
Подвижной состав
Сейчас парк подвижного состава гонконгского трамвая состоит из 166 двухэтажных вагонов. Несмотря на то, что вагоны имеют одинаковую конструкцию и одинаковый дизайн и по большей части отличаются только нанесенной рекламой - все таки у них разные модификации.
Все трамваи Гонконга построены самим предприятием и поэтому и имеют такое же название - Hong Kong Tramways. Традиционно модель делят на номерные подтипы.
Так самый массовый тип - VI серия, которая строилась в 1980-1990-е годы. Всего 92 вагона. В 2010-е годы вагоны этой серии прошли модернизацию - в VII серию. Всего в парке имеется 69 таких вагонов.
Вагоны VI серии имеют старые деревянные сиденья на 2-ом этаже и лавки-скамейки друг на против друга на первом этаже.
Вагоны VII серии отличает наличие современного электрооборудования, электронного маршрутоуказателя, немного измененный интерьер салона.
Сохранился 1 вагон V-ой серии, построенный в 1990-е годы. Его интерьер воспроизводит обстановку вагонов, которые работали на маршрутах в 1950-е годы. И еще один вагон серии "Millennium" построен в 2000 году.
Для работы на туристическом маршруте используются стилизованные под вагоны 1920-х годов с открытым вторым этажом серии "Private Hire". Построены в 1986-1987 годах. Всего в парке 3 таких трамвая.
Интересно, что все гонконгские трамваи имеют 2 пульта управления - наследство того времени, когда разворот осуществлялся не на кольцах а в тупиках в конце линии.
Туристический маршрут
Гонконг - туристический город, а трамвай - один из узнаваемых городских брендов. С 1986 года в города работает туристический маршрут - "Tram Ramic Tour". Маршрут проходит от Western Market через Happy Valley до Causeway Bay. На маршруте работают трамваи, стилизованные под 1920-е годы. Всего в течении дня выполняется 6 рейсов. Для удобства пассажиров имеется аудиогид, но к сожалению русский язык отсутствует. Стоимость поездки на таком трамвае 150 гонконгских долларов, для пенсионеров и детей - 95 долларов.
Стоимость проезда
Трамвай на острове Гонконг - самый дешевый вид транспорта. Не зависимо от расстояния стоимость проезда будет составлять 3 гонконгских доллара, 1,5 доллара для пенсионеров и 1,30 - для детей. Проезд можно оплатить как наличными, банковскими картами, так и картой Octopus.
Важно, что посадка в трамвай осуществляется через заднюю дверь. При входе нужно провернуть турникет и пройти в салон. Если вы едите не далеко, то лучше остаться на первом этаже вагона. Если же вы планируете совершить долгую поездку - поднимайтесь на верх по лестнице с задней площадки. Спуск вниз осуществляется по лестнице впереди. Оплата проезда осуществляется на выходе. Опустите монеты или денежку в специальный стеклянный ящик или приложите свою карту к валидатору. При списывании с карты нужной суммы вы услышите характерный писк.
***
Ну и переходим к выводам.
Удивительно, но трамвайная сеть Гонконга за свою 120-летнюю историю практически не изменилась. Все одна и та же линия проходит из одного конца острова в другой вдоль побережья.
Трамвайная линия петляет по кривым улочкам города. Вагончики проскакивают под громадными развязками и узкими надземными переходами. Удивительно, но большая часть линии - это совмещенное полотно. Кое-где, на более широких магистралях трамвайная линия отгорожена от проезжей части. В ряде место трамвайные пути занимают всю ширину улицы.
Для посадки и высадки пассажиров обустроены узкие остановочные платформы, где нет даже места для сидения, но при этом обязательно имеется крыша. В ряде мест на такую платформу можно попасть только под надземному пешеходному переходу. Атрибут любого остановочного комплекса - реклама. Она может быть и на крыше и на стенах, а может быть там и там. Как и у нас имеются остановки без платформ. Но это как правило на узких улицах, где между трамваем и тротуаром не сможет протиснуться автомобиль.
На каждой остановке установлена табличка с названием остановки и схемой линий.
Между остановками очень короткие перегоны. Как следствие, вагон не успевает набрать скорость и уже приходится тормозить. Так же по ходу маршрута часто встречаются светофоры. А еще одна головная боль всех трамвайщиков - это велосипедисты-доставщики которые едут по трамвайной полосе и зачастую создают аварийные ситуации и тормозят трамвайное движение. Все это приводит к тому, что у трамвая довольно низкая скорость, и как следствие поездка занимает много времени.
Отдельно хочу отметить про регулярность движения. Здесь все как обычно. Вроде пока идешь вдоль линии кажется, что трамваи идут друг за другом. Но, когда начинаешь ждать трамвай на остановке то можно простоять какое-то время: либо придет не тот маршрут, либо вообще некого не будет. Еще одна любимая тема для гонконгского трамвая - когда к остановке приходит толпа из 2-3 вагонов. Первый полнющий, второй - по свободнее, а третий - вообще пустой. Потом долгое время опять некого не будет. И потом они такой толпой друг за другом и будут ползти. К такой проблеме приводит как совмещенное полотно и большое количество светофоров, так и то, что расписание разных маршрутов между собой мало согласовано. Тут так и просится убрать парочку дублирующихся маршрутов, а оставшиеся усилить.
Состояние подвижного состава приемлемое. Вагоны VI серии по салону выглядят подуставшими - и краска кое-где уже повытерлась и ход у вагона более жесткий и шума больше и скорость ниже. Так вот на их фоне более новые вагоны VII серии - вообще отличные. И салон приятный и чистый, ход у трамваев более мягкий и резвый. Кроме того установлены электронные маршрутоуказатели и бегущая строка в салоне.
Все вагоны выкрашены в яркую рекламу, какого-либо бренда в окраске гонконгских трамваев нет. Интересно, что на переднем бампере всех вагонов нарисована улыбка. Трамвай встречает своих пассажиров всегда в хорошем настроении. В салонах трамваев чисто. На конечных остановках в салоне подметают и убирают мусор специальный работник. Привычного нам граффити и поцарапанных стекол нет.
Информирование пассажиров. Как я уже писал на всех остановках имеются схемы линий и режим работы с указанием начала и конца работы маршрутов. Такая же информация имеется и в салоне вагона. А вот с объявлением остановок беда. В старых трамваях эта опция вообще отсутствует, а вот в новых она есть - но либо не работает, либо говорит очень тихо. Информация традиционно дается на двух языках - китайском и английском. Узнать какая сейчас остановка можно по табличкам, которые установлены в торцах остановочных павильонов.
Гонконгцы очень любят свой трамвай. В народе его ласково называют "динь-динь". Вагоны трамвая даже вне часа пик идут полными - как минимум заняты все сидячие места, по максимуму все желающие влезть не могут и стоят даже на лестницах (но тут кроется причина в том, что плохо организовано движение трамваев смежных маршрутов).
Популярен трамвай и у туристов. В нем катаются заезжие гости, фотографируют. В киосках и сувенирных лавках продают игрушечные двухэтажные трамваи. А в магазине "Central Market" даже есть специальный отдел, где продаются сувениры от трамвайного перевозчика "Hong Kong Tramways Limited". Здесь можно прикупить в том числе коллекционные модели двухэтажных трамваев. А в одной из витрин представлена небольшая музейная экспозиция.
Гонконгский трамвай - уникальный колоритный вид транспорта. Старенькие двухэтажные вагончики очень мило смотрятся на фоне громадных высоток офисов и банков, среди запутанных эстакад.
Еще немного фото с гонконгскими трамваями:
И напоследок несколько видео:
На сегодня все. Это была последняя статья о транспорте Гонконга. В следующий раз поговорим об одной из моделей транспорта.
Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Другие статьи о транспорте Гонконга:
Другие статьи о исторических трамвайных системах: