Директор филиала «Нашего радио» в Екатеринбурге Олег Гененфельд несколько месяцев назад предложил установить в Екатеринбурге памятник кинорежиссёру Алексею Балабанову.
Администрация Екатеринбурга объявила конкурс на проект памятника и его результаты подводят 1 декабря 2024 года.
Алексей Балабанов, снявший «Брат», «Груз 200», «Жмурки», «Про уродов и людей», родился в Екатеринбурге, здесь окончил школу. Сюда вернулся после службы в армии. В армии был военным переводчиком. Летал в страны Африки и Азии, воевал в Афганистане. Этот опыт нашёл отражение в картине «Груз 200». Не имея желания продолжать военную карьеру, решил попробовать себя в кинематографе.
Свои самые значимые фильмы Балобанов снял вдали от Урала, но в Екатеринбурге рассудили, что его восприятие мира складывалось на Урале, да и свои первые киноработы он снимал здесь.
В конкурсе могут участвовать скульпторы, архитекторы, дизайнеры и студенты профильных специальностей. Памятник Алексею Балабанову установят у главного входа на Свердловскую киностудию, где он четыре года работал ассистентом режиссера и снимал первые короткометражные фильмы. Заявок на конкурс еще никто не подал, хотя срок истекает.
Мы решили искусственному интеллекту определиться с тем, каким должен быть этот памятник.
Вот какой ответ мы получили:
Памятник Балабанову должен быть таким, чтобы отражал его многогранную личность и творчество, а также вызывал ассоциации с его фильмами. Не должно быть простого изображения режиссера, сидящего в кресле. Варианты могут быть весьма разнообразными, от реалистичных до абстрактных:
Варианты, отражающие его стиль:
• Стимпанк-инсталляция:
Смешение старинных механизмов, индустриальных элементов и узнаваемых образов из фильмов (например, фигурка Брат-2, фрагмент поезда, какой-нибудь замысловатый механизм, символизирующий сложную структуру его фильмов). Это бы отражало его интерес к технике, атмосферу "Брата" и постсоветскую действительность.
• Абстрактная скульптура:
Скульптурная композиция, передающая динамику, напряжение и неоднозначность его фильмов. Например, переплетающиеся металлические структуры, символизирующие сложные межчеловеческие отношения и внутренние конфликты его героев.
• Интерактивная инсталляция:
Например, экран, показывающий сцены из его фильмов, или композиция из видеопроекций и звуков, передающих атмосферу его кинематографа. Это позволило бы "общаться" с памятником.
• Скульптура с цитатой:
Фигура Балабанова, возможно, сидящего за режиссерским креслом, с выгравированной на постаменте его знаменитой фразой из фильма, которая бы отражала его взгляды на жизнь.
Варианты, более реалистичные, но все ещё оригинальные:
• Балабанов за рабочим столом:
Реалистическая, но динамичная скульптура, изображающая Балабанова за рабочим столом, с бумагами, какими-то предметами, связанными с его работой. Не просто портрет, а застывший в момент творчества.
• Образ из фильма:
Фигура одного из его культовых героев, например, Данилы Багрова. Конечно, это вызвало бы споры, но это точно бы привлекло внимание.
Важно, чтобы памятник:
• Не был банальным: Избегать стандартных портретов на постаменте.
• Отражал стиль Балабанова: В нем должна быть присутствовать жесткость, ирония, цинизм, но и глубина, характерные для его кино.
• Вызывал эмоции: Памятник должен заставлять людей задуматься, вспомнить его фильмы, и возможно, даже поспорить о его значении.
В итоге, идеальный памятник Балабанову — это произведение искусства, которое было бы одновременно провокационным и запоминающимся, отражающим его сложную и уникальную личность. Он должен быть предметом обсуждения и споров, что, вероятно, было бы ему по душе.
Это нам ответила нейросеть.
У литейной мастерской «Дубровин» уже готов вариант памятника режиссеру Алексею Балабанову. Его вариант - сочетание двух фигур - самого Алексея Балобанова и его героя Данилы Багрова.
И снова мы попросили нейросеть помочь Ивану Дубровину и его мастерам. Спросили, каким должен быть памятник режиссёру фильма «Брат»?
Памятник Алексею Балабанову, автору фильма «Брат», не должен быть банальным бюстом или статуей. Он должен отражать стиль и дух его кино, а также вызывать ассоциации с «Братом» и его другими работами. Вот несколько идей, каждая со своими преимуществами и недостатками:
Варианты, связанные с «Братом»:
• Данила Багров: Скульптура Данилы Багрова, но не просто как портрет героя, а в какой-то знаковой позе или ситуации из фильма. Например, с гитарой, с сигаретой, или в момент решения, характерного для героя. Недостаток: может быть слишком однозначно связан с одним фильмом, игнорируя другие работы режиссера.
• Инсталляция «Брат»: Композиция, сочетающая символы из фильма: разбитая машина, гитара, какие-то фрагменты пейзажей, передающие атмосферу 90-х. Недостаток: может быть слишком литеральным и не достаточно художественно выразительным.
• Абстрактная композиция: Металлическая скульптура, передающая напряжение, динамику и сложность отношений героев «Брата». Недостаток: может быть слишком абстрактной, и не все поймут связь с Балабановым.
Варианты, отражающие его стиль в целом:
• Скульптура за режиссерским столом: Реалистичная, но динамичная скульптура, изображающая Балабанова за рабочим столом, с бумагами, какими-то предметами, связанными с его работой. Преимущество: универсально, подходит для любого из его фильмов.
• Цитатная стена: Стена или панель с выгравированными знаковыми цитатами из фильмов Балабанова. Можно добавить небольшую скульптурную композицию, связанную с его личностью. Преимущество: легко понять и прочесть, подходит людям разного возраста.
Может быть нейросеть вдохновит кого-то? Хотя вопрос остается открытым: нужны ли вообще памятники, которые трактуют образ героя в лоб?
А какой и кому вы бы поставили памятник?
Материал Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ. Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов и оформления допускается только с письменного разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.
Познакомьтесь с другими материалами канала Культура Урала и не забудьте подписаться.