Найти в Дзене
Культура Урала

Нейросеть определила каким должен быть памятник Алексею Балабанову

Директор филиала «Нашего радио» в Екатеринбурге Олег Гененфельд несколько месяцев назад предложил установить в Екатеринбурге памятник кинорежиссёру Алексею Балабанову. Администрация Екатеринбурга объявила конкурс на проект памятника и его результаты подводят 1 декабря 2024 года. Алексей Балабанов, снявший «Брат», «Груз 200», «Жмурки», «Про уродов и людей», родился в Екатеринбурге, здесь окончил школу. Сюда вернулся после службы в армии. В армии был военным переводчиком. Летал в страны Африки и Азии, воевал в Афганистане. Этот опыт нашёл отражение в картине «Груз 200». Не имея желания продолжать военную карьеру, решил попробовать себя в кинематографе. Свои самые значимые фильмы Балобанов снял вдали от Урала, но в Екатеринбурге рассудили, что его восприятие мира складывалось на Урале, да и свои первые киноработы он снимал здесь. В конкурсе могут участвовать скульпторы, архитекторы, дизайнеры и студенты профильных специальностей. Памятник Алексею Балабанову установят у главного входа на

Директор филиала «Нашего радио» в Екатеринбурге Олег Гененфельд несколько месяцев назад предложил установить в Екатеринбурге памятник кинорежиссёру Алексею Балабанову.

Администрация Екатеринбурга объявила конкурс на проект памятника и его результаты подводят 1 декабря 2024 года.

Алексей Балабанов, снявший «Брат», «Груз 200», «Жмурки», «Про уродов и людей», родился в Екатеринбурге, здесь окончил школу. Сюда вернулся после службы в армии. В армии был военным переводчиком. Летал в страны Африки и Азии, воевал в Афганистане. Этот опыт нашёл отражение в картине «Груз 200». Не имея желания продолжать военную карьеру, решил попробовать себя в кинематографе.

Алексей Балабанов
Алексей Балабанов

Свои самые значимые фильмы Балобанов снял вдали от Урала, но в Екатеринбурге рассудили, что его восприятие мира складывалось на Урале, да и свои первые киноработы он снимал здесь.

В конкурсе могут участвовать скульпторы, архитекторы, дизайнеры и студенты профильных специальностей. Памятник Алексею Балабанову установят у главного входа на Свердловскую киностудию, где он четыре года работал ассистентом режиссера и снимал первые короткометражные фильмы. Заявок на конкурс еще никто не подал, хотя срок истекает.

Мы решили искусственному интеллекту определиться с тем, каким должен быть этот памятник.

Вот какой ответ мы получили:

Памятник Балабанову должен быть таким, чтобы отражал его многогранную личность и творчество, а также вызывал ассоциации с его фильмами. Не должно быть простого изображения режиссера, сидящего в кресле. Варианты могут быть весьма разнообразными, от реалистичных до абстрактных:

Варианты, отражающие его стиль:

• Стимпанк-инсталляция:

Смешение старинных механизмов, индустриальных элементов и узнаваемых образов из фильмов (например, фигурка Брат-2, фрагмент поезда, какой-нибудь замысловатый механизм, символизирующий сложную структуру его фильмов). Это бы отражало его интерес к технике, атмосферу "Брата" и постсоветскую действительность.

• Абстрактная скульптура:

Скульптурная композиция, передающая динамику, напряжение и неоднозначность его фильмов. Например, переплетающиеся металлические структуры, символизирующие сложные межчеловеческие отношения и внутренние конфликты его героев.

• Интерактивная инсталляция:

Например, экран, показывающий сцены из его фильмов, или композиция из видеопроекций и звуков, передающих атмосферу его кинематографа. Это позволило бы "общаться" с памятником.

• Скульптура с цитатой:

Фигура Балабанова, возможно, сидящего за режиссерским креслом, с выгравированной на постаменте его знаменитой фразой из фильма, которая бы отражала его взгляды на жизнь.

Варианты, более реалистичные, но все ещё оригинальные:

• Балабанов за рабочим столом:

Реалистическая, но динамичная скульптура, изображающая Балабанова за рабочим столом, с бумагами, какими-то предметами, связанными с его работой. Не просто портрет, а застывший в момент творчества.

• Образ из фильма:

Фигура одного из его культовых героев, например, Данилы Багрова. Конечно, это вызвало бы споры, но это точно бы привлекло внимание.

Важно, чтобы памятник:

Не был банальным: Избегать стандартных портретов на постаменте.

Отражал стиль Балабанова: В нем должна быть присутствовать жесткость, ирония, цинизм, но и глубина, характерные для его кино.

• Вызывал эмоции: Памятник должен заставлять людей задуматься, вспомнить его фильмы, и возможно, даже поспорить о его значении.

Визуализация памятника нейросетью
Визуализация памятника нейросетью

В итоге, идеальный памятник Балабанову — это произведение искусства, которое было бы одновременно провокационным и запоминающимся, отражающим его сложную и уникальную личность. Он должен быть предметом обсуждения и споров, что, вероятно, было бы ему по душе.

Это нам ответила нейросеть.

У литейной мастерской «Дубровин» уже готов вариант памятника режиссеру Алексею Балабанову. Его вариант - сочетание двух фигур - самого Алексея Балобанова и его героя Данилы Багрова.

И снова мы попросили нейросеть помочь Ивану Дубровину и его мастерам. Спросили, каким должен быть памятник режиссёру фильма «Брат»?

Памятник Алексею Балабанову, автору фильма «Брат», не должен быть банальным бюстом или статуей. Он должен отражать стиль и дух его кино, а также вызывать ассоциации с «Братом» и его другими работами. Вот несколько идей, каждая со своими преимуществами и недостатками:

Варианты, связанные с «Братом»:

• Данила Багров: Скульптура Данилы Багрова, но не просто как портрет героя, а в какой-то знаковой позе или ситуации из фильма. Например, с гитарой, с сигаретой, или в момент решения, характерного для героя. Недостаток: может быть слишком однозначно связан с одним фильмом, игнорируя другие работы режиссера.

• Инсталляция «Брат»: Композиция, сочетающая символы из фильма: разбитая машина, гитара, какие-то фрагменты пейзажей, передающие атмосферу 90-х. Недостаток: может быть слишком литеральным и не достаточно художественно выразительным.

• Абстрактная композиция: Металлическая скульптура, передающая напряжение, динамику и сложность отношений героев «Брата». Недостаток: может быть слишком абстрактной, и не все поймут связь с Балабановым.

Варианты, отражающие его стиль в целом:

• Скульптура за режиссерским столом: Реалистичная, но динамичная скульптура, изображающая Балабанова за рабочим столом, с бумагами, какими-то предметами, связанными с его работой. Преимущество: универсально, подходит для любого из его фильмов.

• Цитатная стена: Стена или панель с выгравированными знаковыми цитатами из фильмов Балабанова. Можно добавить небольшую скульптурную композицию, связанную с его личностью. Преимущество: легко понять и прочесть, подходит людям разного возраста.

Может быть нейросеть вдохновит кого-то? Хотя вопрос остается открытым: нужны ли вообще памятники, которые трактуют образ героя в лоб?

А какой и кому вы бы поставили памятник?

Материал Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ. Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов и оформления допускается только с письменного разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.

Познакомьтесь с другими материалами канала Культура Урала и не забудьте подписаться.