Японское искусство "Укиё-э" часто переводится как "картины плывущего мира", относится к японским картинам и гравюрам на дереве, в которых первоначально изображали увеселительные районы городов эпохи Эдо (ныне Токио), когда чувственные моменты жизни поощрялись среди спокойного существования под мирным правлением сегунов. Эти идиллические повествования не только документируют досуг и климат той эпохи, но и отражают истинно японскую эстетику красоты, поэзии, природы, духовности, любви и секса.
Сочетая в себе "уки", обозначающее печаль, и "йо", обозначающее жизнь, слово "укиё-э" изначально отражало буддийскую концепцию жизни как преходящей иллюзии, включающей цикл рождения, страданий, смерти и перерождения. Но по иронии судьбы в ранний период Эдо в обиход вошёл еще один иероглиф, означавший "плавать", который произносится так же, как "уки", и этот термин стал ассоциироваться с увлечением мирскими радостями жизни.
В период Эдо (1603-1868), названный так потому, что столица Японии была перенесена в Токио (тогда называвшийся Эдо), страной правил сёгунат Токугава. Этот военный режим усиливал социальную сегрегацию, подчеркивая иерархическую классовую систему, в которой воины находились наверху, а фермеры, ремесленники и торговцы - внизу. Режим также выделил в городах определенные обнесенные стеной районы, где были лицензированы театры, чайные домики и бордели, которые стали известны как "районы удовольствий". Это было относительно мирное время внутри страны и изоляционистское по отношению к остальному миру. В результате искусство, отражающее этот ярко выраженный японский стиль жизни, нашло новую аудиторию в лице растущего среднего класса.
"Укиё-э" зародилось как эволюция "ямато-э", в котором подчеркивался и прославлялся новый стиль жизни. Сюжеты этих мирских удовольствий, а также их обитатели, такие как знаменитые куртизанки, борцы сумо, актеры театра кабуки, гейши и хозяйки чайных домиков, воины и другие персонажи литературы и фольклора того времени, стали излюбленным творческим материалом для гравюр "укиё-э".
Гравюры "Укие-э" часто изображались на японских ширмах или свитках, придавая им повествовательный характер. Несмотря на то что разные художники создавали свои собственные фирменные стили, картины были объединены общим взглядом и ощущением, в которых использовались воздушные перспективы, точные детали, четкие контуры и ровный цвет, продолжая более раннюю традицию японского искусства "ямато-э".
Гравюры были популярными "низкими" видами искусства, созданными для купечества и городского рабочего населения, но вскоре стали считаться настоящими произведениями искусства.
"Укиё-э" был известен благодаря ряду жанров, изображающих определенные аспекты японской жизни.
Многие поджанры расцвели под художественным покровительством "укиё-э" и стали известны как его основные мотивы. К ним относятся бидзин-га, сюнга, якуся-э, качо-га и пейзаж.
Это были изображения красивых женщин, эротика, портреты персонажей с большими головами, изображения птиц и цветов, а также изображения знаковых природных ландшафтов, таких как гора Фудзи.
Бидзин-га
"Бидзин-га", что означает "изображение красивого человека", был доминирующим жанром "укиё-э". На ранних гравюрах часто изображались знаменитые куртизанки, которые часто считались знаменитостями, но впоследствии такие художники, как Утамаро, стали изображать женщин, которые были известны своей красотой среди городского населения. Среди других великих мастеров этого жанра были Судзуки Харунобу, Кэйсай Эйзен, Ито Синсуи, Тоехара Тиканобу, Уэмура Сеен, Исода Корюсай и Тории Киенага. Портреты отражали не только меняющиеся стандарты красоты в японской культуре, но и восприимчивость художника. На гравюрах Исоды Корюсая середины 1760-х годов часто изображалась гибкая женская фигура, в то время как примерно в то же время Китао Сигэмаса подчеркивал изящество фигуры. Созданные в конце 1700-х годов фигурки Утамаро были одними из первых, кто стал индивидуализироваться, передавая индивидуальность и настроение фигуры. Вместо того чтобы следовать идеализированной трактовке, он разработал свой собственный стиль, поскольку его фигуры часто были худыми, но с пропорционально длинными головами, что привело к тому, что его работы получили название "окуби-э", или портреты с "большой головой".
Сюнга
Термин "сюнга" можно перевести с японского как "весенняя картинка", поскольку весна эвфемистически обозначает секс. Этот термин также заимствован из "сюнкё-хиги-га", японского названия китайских свитков, изображающих двенадцать половых актов, которые были выражением инь и ян. "Сюнга" стала популярной темой, поскольку и мужчины, и женщины покупали ее изображения, которые обычно продавались в виде небольших книжек. На "сюнге" были изображены обычные люди, а также куртизанки, и, хотя изображения были преимущественно гетеросексуальными, на них также изображались отношения геев и лесбиянок. Жанр был основан на различных условностях. Фигуры обычно изображались одетыми, поскольку это позволяло определить их социальное положение, а их гениталии были преувеличены. В Японии традиционный обычай совместного купания означал, что обнаженная натура не подвергалась эротизации. "Сюнга" могла быть как утонченной, как в ранних работах Моронобу, где жесты пары или плавные линии их рукавов напоминают об эротической встрече, так и настолько откровенной, что в разное время в период Эдо правительство пыталось запретить или подвергнуть цензуре эти работы как порнографические.
Якуся-э
"Якуся-э", или "картинки актеров", представляли собой гравюры с изображением актеров театра кабуки. Гравюры, которые часто продавались отдельными листами, стоили недорого и были доступны в качестве сувениров после определенной театральной постановки. Гравюры также способствовали популяризации актера, и, зная об этом, в театры Кабуки иногда приглашали артистов на репетиции. В раннем "якуся-э" актеры изображались как типичные персонажи, хотя такие известные мастера, как Кацукава Сюнсе, начали создавать реалистичные портреты. Однако величайший мастер жанра Тошусай Шараку не был связан ни с какой школой, о чем свидетельствуют его динамичные и зачастую нелестные трактовки, которые произвели революцию в жанре в конце 1700-х годов.
Качо-га
Другим важным жанром "укие-э" были "качо-га", или картины "птицы и цветы", - стиль, на который повлиял традиционный китайский жанр живописи цветами, птицами, рыбами и насекомыми. Свободное пространство было важным элементом "качо-га", что нашло отражение в выборе только одного вида птиц в сочетании с одним растением и в том, что большая часть окружающего пространства была представлена широкими цветовыми гаммами, чтобы создать ощущение простоты и гармонии природы.
Являясь традиционным жанром живописи, создание изображений птиц и цветов создавало ощущение художественной аутентичности для художников "укиё-э", которые создавали свои работы в рамках давней традиции. Многие из них, включая Хокусая и Хиросигэ, должны были создавать подобные произведения, часто включающие текст классической поэмы или отсылающие к историческим или культурным памятникам.
Пейзаж
Сегунат, или военное правительство, периода Эдо требовал, чтобы все феодалы имели собственные резиденции в Токио (Эдо) и делили свое время между проживанием в городе и своими владениями. В результате были построены пять крупных магистралей, таких как шоссе Токайдо, протяженностью более 300 миль между Токио и Киото, которые стали магистралями для торговцев, паломников и туристов, которых привлекали знаменитые места. Эти места часто имели духовно-историческое значение под влиянием японской религии "синто", которая утверждала, что каждое место было занято "ками", что по-разному переводится как "бог", "дух" или "божественная сущность". Святилища в честь "ками" были распространены по всей Японии. Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ - самые известные художники-пейзажисты "укиё-э". Хиросигэ сделал основной акцент на пейзаже, что видно из его "Пятидесяти трех этапов путешествия по Токайдо" (1833-1834) и "Ста видов знаменитых мест Эдо" (1856-1859). На картине Хакусая "Пятьдесят видов горы Фудзи" (1830-1832) изображены самые разные сцены: от фермеров на полях до путешественников на дороге, а на заднем плане - вездесущая священная гора Фудзи, которая в японской культуре традиционно считается хранилищем секрета бессмертия.
В Европе появление гравюр на дереве в 1850-х годах породило широкое движение, получившее название японизм (по-французски Japonisme). Это повальное увлечение всем японским оказало огромное влияние на художников и художественные течения. Джеймс Эббот Макнил Уистлер, возглавлявший направление тонализма в живописи США, испытал большое влияние использования цвета и композиции в японских гравюрах. Большинство ведущих импрессионистов, таких как Эдгар Дега, Мэри Кассат, Клод Моне, и постимпрессионистов, таких как Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент ван Гог и Поль Гоген, были вдохновлены "укиё-э", как и Густав Климт, чьи работы привели к развитию стиля ар-нуво.
Однако та же открытость для торговли, которая привела к "японизму" в Европе, способствовала упадку "укиё-э" в Японии. Приток европейских идей, технологий и искусства радикально изменил культуру, и традиционное "укиё-э" прекратило свое существование в 1880-х годах. Хотя некоторые художники продолжали работать с гравюрами, спрос на них исчез, уступив место стремлению к искусству, вдохновленному Европой.
В Японии начала 20-го века "укиё-э" оказал влияние на несколько направлений японского искусства. "Нихонга" - школа, которая делала упор на традиционную японскую живопись в противовес западному влиянию (так называемому движению Йоги), была вдохновлена художниками "укиё-э", такими как Коно Байрей. Кроме того, движения "сесаку-ханга" и "син-ханга" должны были возродить элементы "укиё-э".
Движение "Сесаку-ханга", или креативные гравюры, зародилось в 1904 году с созданием картины Канаэ Ямамото "Рыбак" (1904). Художник отказался от традиционного совместного процесса, создав гравюру на дереве, рисунок, резьбу по дереву, печать и публикацию в одиночку. Движение подчеркивало этот уединенный процесс и связывало его с современным пониманием искусства как выражения индивидуальности.
В 1915 году за этим последовало движение "син-ханга" или новых гравюр. "Син-ханга", напротив, вернулся к технике "укиё-э" для четырех человек и сосредоточился на традиционных сюжетах "укиё-э", находясь под сильным влиянием импрессионизма и создавая гравюры в основном для западных арт-дилеров и коллекционеров. Картина Хасигути Гойо "Женщина в ванне" (1915) отразила влияние Китагавы Утамаро и Жана-Огюста-Домика Энгра на изображение обнаженной натуры в западной традиции.
И "син-ханга", и "сесаку-ханга" продолжали развиваться в последующие десятилетия, привлекая последующие поколения художников. Оба направления пережили возрождение после Второй мировой войны, когда гравюры стали популярны среди американцев во время американской оккупации Японии.
В 1950-х годах некоторые креативные художники-гравюристы, такие как Хагивара Хидео, обратились к абстракции, а следующее поколение, включая Кэйдзи Синохару, начало пересматривать и переосмысливать "укиё-э". Синохара переехал в Соединенные Штаты в начале 1980-х, где сотрудничал с такими известными художниками, как Бальтус, Чак Клоуз и Шон Скалли. "Укиё-э" также повлиял на плоские цвета, сюжеты и черные контуры японских аниме и манги. Основатель движения "Superflat" Такаси Мураками находился под влиянием эксцентричных художников периода Эдо, что видно по его картинам Durama (2011).
Точно так же и на Западе современные художники продолжают обращаться к японским гравюрам, о чем свидетельствует высказывание современного британского художника Джулиана Опи о гравюрах Хиросиге:
"Я часто использую их как источник вдохновения".
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.
Источники:
1. "Укие-э: Искусство японской гравюры", Фредерик Харрис
2. "Хиросигэ: Сто видов Эдо",
Мелани Тред и Лоренц Бихлер
3. Google Arts & Culture, Wikipedia