СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Организация правовой помощи с 1917 по 1922 гг.
Глава 2. Организация правовой помощи с 1922 по 1941 гг.
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России адвокат это престижная профессия. На наш взгляд, довольно интересным является вопрос организации адвокатуры.
В данной работе я рассмотрю только момент становления адвокатуры в советский период 20-30 гг. XX века.
Слово адвокатура имеет в русском разговорном языке два значения. Во-первых, им обозначается профессия адвокатов, т. е. известного рода деятельность, заключающаяся в ведении на суде чужих процессов. В таком смысле говорят, например: необходимость адвокатуры в уголовных делах, роль адвокатуры на суде и т. д. Во-вторых, адвокатурой называется также само сословие адвокатов, т. е. класс лиц посвятивших себя этой профессии. Такой смысл имеет слово адвокатура в выражениях: русская адвокатура, самоуправление в адвокатуре, и т. д. Но в науке и в западноевропейских языках с термином адвокатура соединяется иное, совершенно специальное понятие: он служит для обозначения деятельности адвокатов в отличие от деятельности поверенных или судебных представителей.
Целью данной работы является подробное описание организации советской адвокатуры в 20-30 гг. XX века. Этот период очень интересен тем, что именно тогда были заложены принципы деятельности нынешней адвокатуры. Для написания работы была использована литература таких авторов как М.Б. Смоленский, В.Н. Буробин, Д.П. Баранов и др.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ С 1917 по 1922 гг.
Становление русской адвокатуры после судебной реформы 1864 г. отмечено формированием процессуального статуса адвоката, участвующего в гражданском и уголовном судопроизводстве, отвечавшего европейским образцам, становлением профессиональных нравственных требований. Выдвинулись и яркие личности в среде адвокатов - Спасович, Александров, Андреевский, Урсов, Плевако и др. Это были люди высочайшей профессиональной культуры, подлинные защитники правды и справедливости, выдающиеся судебные ораторы.
Октябрьская революция 1917 г. разрушила и судебные учреждения, и адвокатуру. Место права заняло «правосознание революционного класса», а профессионально подготовленные судьи были заменены солдатскими и рабоче-крестьянскими активистами.
Спустя несколько недель после октябрьского переворота, 24 ноября 1917 г. был принят Декрет о суде № 1. Он был ориентирован на создание «советских судов». Адвокатура им создана не была, однако в качестве защитников и обвинителей были допущены «все непороченные лица обоего пола».
Инструкцией Наркомюста от 19 декабря 1917 г. при ревтрибуналах учреждались «коллегии правозаступников», в которые могли вступать любые лица, желающие «помочь революционному правосудию» и имеющие соответствующие рекомендации от Советов депутатов.
В советском праве не было четкого понятия об этических принципах работы адвоката, особенно в том, что касалось отношений между адвокатом и клиентом, адвокатом и судьей и адвокатом и прокурором или следователем. Отсутствие четкого представления по проблеме этики явилось еще одним пережитком эры царизма. В 20-е годы было опубликовано несколько книг по этике, но в дальнейшем официально провозглашалось, что у советских людей есть только одна этика – коммунистическая, применимая ко всем сферам общественной жизни, а поэтому не разрешалось разрабатывать никакие специальные правила этики для отдельных профессий до 70-х годов. Другой источник обучения – юридическое образование – берет начало в СССР с открытием юридического факультета Московского Государственного Университета, но право не воспринималось серьезно как наука до более позднего времени при Сталине.
22 ноября 1917 г. Декретом № 1 пришедшее к власти правительство В.И. Ленина (Ульянова) упразднило институты частной и присяжной адвокатуры без какой-либо замены. В соответствии с терминологией, употреблявшейся в этот период времени, в роли защитников по уголовным делам или поверенным по гражданским мог выступить любой человек, пользовавшийся гражданскими правами.
Таким образом, адвокатура стала свободной профессией, как и была до судебной реформы 1864 г.
Период с 1917 по 1991 гг., т.е. развитие советской адвокатуры, условно делится на следующие этапы:[1]
1) с 1917 по 1922 г.;
2) с 1922 по 1939 г.;
3) с 1939 по 1962 г.;
4) с 1962 по 1991 г., т.е. на четыре периода, каждый из которых является исторической вехой развития нашей страны.
Мы рассмотрим более подробно период времени с 1917 по 1941 год.
Период с 1917 по 1922 гг. условно именуется переходным от старого строя к новому в условиях гражданской войны, бушевавшей в России.
Первой попыткой воссоздать адвокатуру была Инструкция о революционных трибуналах от 19 ноября 1917 г.
В соответствии с этой Инструкцией при революционных трибуналах должны были быть созданы коллегии защитников, куда принимали лиц по рекомендации местных советов. Декрет №2 «О суде» от 15 февраля 1918 г. гласил, что при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создавались коллегии правозаступников, т.е. лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты. В эти коллегии могли вступать лица, избираемые и отзываемые Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Самое неприятное заключалось в том, что была не просто упразднена, а полностью разрушена система адвокатуры, создававшаяся десятилетиями усилиями сотен выдающихся юристов. Было подорвано уважение народа к адвокатской профессии, полностью уничтожен ее положительный имидж. Более того, оказалась выброшенной на свалку истории и проделанная по инициативе Московского и Петроградского Советов присяжных поверенных работа по изданию 4-томной «Истории русской адвокатуры». В 1917 г. была полностью свернута работа А.Ф. Кони над 4 томом, в котором предполагалось изложить биографии российских адвокатов. Не удалось осуществить и предпринятую попытку московских адвокатов Н.В. Тесленко, М.Н. Мандельштама и других по изданию в 1918 г. многотомника «Русская адвокатура в биографиях» с портретами и текстами защитительных речей (программа многотомника для адвоката Н.П. Карабчевского). Таким образом, присяжная адвокатура России была надолго предана забвению.
Правда, уже 7 марта 1918 г. Декретом №2 предписывалось при местных Советах создавать единые организованные коллегии защитников в рамках финансируемых государством коллегий правозаступников (хотя это были уже совершенно не те адвокаты старой эпохи).
В ноябре 1918 г. ВЦИК принял Положение о народном суде, которым вновь отменялись существующие законы о судах и не успевшей родиться новой революционной адвокатуре. Этим Положением коллегии правозаступников были заменены на коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладе, назначаемыми местными Советами. Клиенты по-прежнему должны были платить за услуги, но не самим защитникам и представителям, а на счет Комиссариата юстиции.
При этом для исключения личных контактов между адвокатом и клиентом закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью непосредственно к адвокату. Более того, адвокат допускался к делу, если руководство коллегии признавало иск правомерным, а защиту по иску необходимой. Следствием создания такой адвокатуры стало стремительное сокращение численности адвокатов. В Москве, например, «был установлен предел в 200 человек. Фактически же в новую коллегию обвинителей и защитников было назначено только 60 человек».[2]
По Положению о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года стали учреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе.
Они создавались, как указывалось в Положении, «для содействия суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в. гражданском процессе». Так же, как и коллегии правозаступников, они учреждались при Советах рабочих и крестьянских депутатов. Этот законодательный акт уже содержал отдельные положения, касающиеся новой организации судебной защиты, обвинения и представительства, соответствовавшей духу времени.
Члены коллегии избирались Советами рабочих солдатских и крестьянских депутатов и были должностными лицами, получавшими содержание в размере оклада, устанавливаемого для народных судей. При этом плата за участие в процессах членов коллегии определялась и взималась с обвиняемых и сторон судом и зачислялась в доход Республики по смете Народного комиссариата юстиции.
Таким образом, адвокатура была фактически инструментом нового государства, и ни о какой самостоятельности и речи быть не могло. Но даже в таком усеченном виде она не устраивала новую власть, т.к. по сути своей не подходила для тоталитарного государства.
11 мая 1920 г. Совнарком издал Постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием».
Эти лица в 3-хдневный срок с момента опубликования постановления должны были зарегистрироваться в отделах по учету и распределению рабочей силы местных советов, и их должны были в порядке отбывания трудовой повинности направлять в учреждения, нуждающиеся в юристах. В случае отказа от регистрации эти лица объявлялись дезертирами и подлежали суду.
21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение к Положению о народном суде РСФСР, которым коллегии правозащитников были упразднены.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ С 1922 по 1941 гг.
В ходе заседаний 25 - 26 мая 1922 г. Всесоюзный центральный исполнительный комитет принял Положение об адвокатуре, определившее общие черты корпорации и функции коллегий защитников. 5 июля 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников.
В соответствии с данным положением коллегии защитников создавались в каждой губернии при губернских судах. Коллегия защитников являлась общественной организацией. В ее состав не включались лица, работавшие в государственных учреждениях и на предприятиях, за исключением занимавших выборные должности, а также профессоров и преподавателей высших учебных заведений. «Положение не устанавливало образовательного ценза для вступления в коллегии адвокатов».[3]
Руководство коллегией должно было осуществляться президиумом, избираемым общим собранием. Президиум имел широкий круг полномочий по приему и исключению членов коллегии, рассмотрению дисциплинарных дел, организации юридических консультаций.
Надзор за деятельностью коллегии осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами местных советов. Члены коллегий сначала избирались исполкомами, а затем утверждались президиумом. Стенограммы заседаний коллегий передавались в губернский суд, а копия - в прокуратуру.
Деятельность коллегий защитников должна была обеспечивать организацию всесторонней юридической помощи населению путем дачи советов и консультаций, ведением дел в судах и иных организациях, широкую пропаганду советского права. Гарантией выполнения задач, поставленных перед советской адвокатурой того времени, могло служить лишь «партийное руководство коллегиями защитников».[4]
7 июня 1923 г. постановлением ВЦИК Положение о коллегии защитников было внесено отдельной главой в начало Положения о судоустройстве.
20 июня 1928 г. решением НКЮ РСФСР губернским и окружным судам было дано право устанавливать предельное число членов коллегий защитников.
В 1927 г. решением центральных партийных органов адвокатам-членам ВКП(б) запрещалась частная практика. Долго шел спор о том, можно ли адвокатам заниматься частной практикой. В проектах Положения об адвокатуре 1934 г. и 1937 г. это то разрешалось, то не разрешалось, и частная практика рассматривалась как альтернатива деятельности адвокатов в коллегиях. Период сомнений закончился принятием 16 августа 1939 г. Положения об адвокатуре СССР.
В первой половине 30-х годов адвокаты страдали от правового нигилизма как за пределами адвокатуры, так и внутри нее. Отсутствие уважения к закону, всеобщее презрение к юристам характерно для всего советского периода, но никогда оно не было столь велико, как в первые два десятилетия советской власти. К 1934 г. право стали считать постоянно действующим фактором легитимности государства, в то же время разрабатывался закон об адвокатуре и предполагалось, что адвокатура должна иметь, по крайне мере, внешние атрибуты законной и ответственной организации. В тот же период времени начинались многочисленные дебаты по вопросам права. Сам А. Вышинский выступал за усиление роли адвокатуры в защите интересов пролетарского государства. Более того, он хотел, чтобы адвокатура осуществляла контроль над местными политиками и юристами путем принесения протеста на отдельные действия судов и следователей.
В 1935 г. адвокатура пострадала от чистки проходившей по всей стране с разной степенью интенсивности и влияния. Но правда, в ноябре 1936 г., может быть, потому, что адвокатов признали неизбежным злом, был образован отдел правовой защиты в Комиссариате Юстиции СССР (хотя поначалу он не имел большого влияния). Проводилась кампания по увеличению численности адвокатов, особенно из числа трудящихся. Но эта кампания не была полностью успешной, так как многие адвокаты были все еще буржуазными специалистами. Законопроект 1937 г. оказался слишком либеральным, так как содержал некоторые намеки на сословие. После перетряски руководства Комиссариата Юстиции в 1938 г. контроль захватили консерваторы. Вторая чистка в 1938 г. вновь не смогла создать новое соотношение социальных сил среди адвокатов и значительно увеличить влияние Коммунистической партии. Сама структура адвокатуры, право ее рядовых членов избирать членов президиума и председателя – все это затрудняло контроль над ней.
Опыт работы отдела судебной защиты Наркомюста СССР за полтора года очень важен для понимания ситуации, сложившейся в системе юстиции в годы Большого террора. Была предпринята первая попытка установления реального административного контроля над адвокатурой, что встретило активное сопротивление адвокатуры. Решительные действия и проблемы внутри самих органов юстиции защитников привели к тому, что адвокаты стали оказывать реальное воздействие на характер изменений устройства органов защиты. В итоге административный контроль стал терять всякий смысл. Лишь после смены руководства и многочисленных чисток и арестов адвокатура стала несколько более послушной, в основном за счет того, что властям удалось увеличить количество коммунистов в рядах защитников.
В январе 1939 г. с либеральным поведением при выборах в коллегиях было покончено, и коммунистов стали принудительно загонять в коллегии. 16 августа 1939 г. «Закон об адвокатуре» был одобрен Советом Министров СССР. Он руководил действиями 8000 адвокатов при население 191 млн. человек. Коллегии Адвокатов пришли на смену Коллегиям Защитников. Согласно этому закону адвокаты больше походили на производственные единицы, действующие под руководством заведующего (единолично управляющего), чем на юристов. Свободно организованные коллективы упразднялись, а всех адвокатов переводили в юридические консультации, которые должны были подчиняться президиуму коллегии адвокатов. Хотя, без сомнения, в основе модели консультации лежала дореволюционная консультация, более мощные механизм контроля был уже характерной чертой эпохи сталинизма.
Заведующие были прямо подчинены президиумам, а не общим собраниям. Больше не разрешалась частная практика, за исключением особых обстоятельств в сельских районах, где практиковали врачи и учителя. Юрисконсульты больше не могли быть членами коллегии адвокатов. Более того, главным для адвоката было его политическое лицо, начиная с этого времени, у адвокатов появились дополнительные побудительные мотивы к вступлению в политическую партию, даже если они и не отдавали ей своих идеологических предпочтений. Фактически адвокатура привлекла многих людей идеалами законности в противовес партийности.
Адвокаты даже утратили часть контроля за установлением размеров своих гонораров, так Комиссариат Юстиции имел место право выпускать инструкции, устанавливающие обязательные тарифы за оказание юридической помощи. До самого конца сталинского периода Комиссариат Юстиции успешно пользовался этим правом, продолжая все больше и больше сокращать возможности самой адвокатуры определении собственной гонорарной политике, выпуская инструкцию за инструкцией (в следующих документах Наркомату представлялись большие полномочия: на управление выборами президиума согласно Приказу Наркомата Юстиции от 26 октября 1939 г. №98; на контроль за приемом в коллегии согласно Приказу от 22 апреля 1941г. №65; на установление ставок оплаты согласно приказам от 2 октября 1939 г. №85, от 25 сентября 1940 г. №29, от 24 января 1941 г. №18; на подготовку молодых адвокатов согласно инструкциям от 23 апреля 1940 г. №47; на дисциплинарное разбирательство согласно Приказу от 11 апреля 1940 г. №47 (адвокат мог обжаловать наложение дисциплинарного взыскания в Наркомате Юстиции). Это декретное управление было микроиллюстрацией картины функционирования всей советской системы.
В соответствии с Положением об адвокатуре в СССР от 16.08.1939 г. для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов.
Организация коллегии адвокатов и общее руководство их деятельностью осуществлялось Народным комиссариатом юстиции СССР через народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся.
Юридическая помощь населению оказывалась путем:
а) дачи юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т.п.);
б) составления заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий;
в) участия адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.
Коллегиям были даны права юридических лиц.
В соответствии с новым законом членами коллеги адвокатов могли быть лица:
а) имеющие высшее юридическое образование;
б) окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года;
в) не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов.
Кроме этого заниматься адвокатской деятельностью могли лица, не состоявшие в коллегии адвокатов. Однако они допускались к занятию адвокатской деятельностью с разрешения народного комиссара юстиции союзной республики в порядке, определяемом инструкцией НКЮ СССР.
Не могли стать членами коллегии адвокатов лица, ранее судимые, лишенные избирательных прав, находящиеся под следствием и судом.
Исключение из коллегии адвокатов также производилось президиумом коллегии адвокатов. Основанием к исключению могло быть:
а) совершение преступления, установленного приговором суда;
б) совершение проступков, порочащих звание советского адвоката;
в) нарушение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.
Решение президиума коллегии адвокатов об отказе в приеме в ее члены или об исключении из коллегии адвокатов могло быть обжаловано народному комиссару юстиции соответствующей союзной или автономной республики.
Решение народного комиссара юстиции автономной республики могло быть обжаловано народному комиссару юстиции соответствующей союзной республики, а решение народного комиссара юстиции союзной республики - Народному комиссару юстиции СССР, решение которого являлось окончательным.
Народному комиссару юстиции СССР и народному комиссару юстиции союзной республики принадлежало право отвода принятых в коллегию адвокатов.
Прием в адвокатуру находился под постоянным контролем властей и постоянно усиливался. 22 апреля 1941 г. был издан Приказ № 63 Народного комиссариата юстиции «О контроле за приемом в адвокатуру СССР». Подобные приказы издавались неоднократно. Особенно следили за политической подготовленностью адвокатов.
Дисциплинарная ответственность адвокатов полностью находилась под контролем НКЮ СССР. 11 апреля 1940 г. была утверждена инструкция о порядке рассмотрения дисциплинарных дел членов коллегий адвокатов. Приказ №70 от 8 мая 1941 г. определил порядок наложения дисциплин партийных взысканий. Положение об адвокатуре в СССР действовало до 1962 г., т.е. более 20 лет. Но в этот период наблюдалось множество изъятий дел из нормального судопроизводства. Это период репрессий.
1 декабря 1934 г. было принято постановление ЦИК СССР, определившее особый порядок судопроизводства по делам о террористических организациях и террористических актах. 14 сентября 1937 г. новым постановлением ЦИК СССР был определен особый порядок судопроизводства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этим постановлением адвокаты не допускались к участию в процессах.
Сталинское руководство расширило определение «антигосударственной деятельности» и часто возлагало бремя доказывания на обвиняемого. В уголовном Кодексе 1934 г. «террористам» было отказано в праве на защиту и апелляцию. Статья 111 Конституции 1936 года упоминала право на защиту, но допускала разные толкования. В результате практически была сведена к нулю роль адвоката защиты, особенно в делах о политических преступлениях, тогда применялась печально известная статья 58 УК об антигосударственной агитации. В годы Большой Чистки, 1936 – 1938 гг., особое совещание – тройки ОГПУ решали судьбу обвиняемых по политическим преступлениям без адвоката. Если адвокат защиты присутствовал при разбирательстве на обычном уголовном процессе, он был обязан признать вину своего клиента. В 1939 г. среди либеральных юристов шли дебаты о необходимости допуска защитника к уголовному делу на более ранней стадии процесса, но проект пересмотренного уголовно – процессуального кодекса, над которыми работали эти ученые – либералы, никогда не был принят.
После смерти И.В. Сталина и окончания периода репрессий с наступлением хрущевской «оттепели» стала несколько меняться позиция законодателя по отношению к законам, дискриминирующим права адвокатов как участников уголовного процесса. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1956 года были отменены: Постановление Президиума ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года о порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов и Постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года и от 14 сентября 1937 года о внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик, которыми устанавливался исключительный порядок расследования и судебного рассмотрения дел о преступлениях, предусмотренных статьями 587, 588, 589 УК РСФСР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К сожалению, в послереволюционное время частное негативное отношение к адвокатам распространилось в целом на отношение к адвокатуре как институту общества и длилось в течение всего периода советской власти. В зависимости от остроты политической ситуации адвокаты подвергались не только идейным нападкам (как «контрреволюционное отродье»). Как и многих из российской интеллигенции, их репрессировали, унижали зависимостью от прокурора, партийной и административной власти, всячески заглушали голос адвоката в защиту прав человека и гражданина.
И все же, несмотря на все это, в самой адвокатуре старались сохранять внутренние традиции независимости, корпоративности, самоуправления. А поэтому так или иначе, с большими трудностями, в условиях жесточайшей партийной и государственной дисциплины, в более или менее приемлемых для своего времени организационно-правовых формах адвокатура все же была в определенной мере восстановлена и старалась действовать во благо конкретного человека, защищая его права в уголовных и гражданских процессах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адвокатская деятельность [Текст]: учебно-практическое пособие/ Под ред. В.Н. Буробина - М.: «Юстина-МНЭПУ», 2001. – 536 с.
2. Адвокатура в России [Текст]: Учебник для вузов/ Под ред. Л.А. Демидовой, В.И. Сергеева. – 3-е изд. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. – 576с.
3. Баранов, Д.П., Смоленский, М.Б. Адвокатское право (адвокатская деятельность и адвокатура в России) [Текст]: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука Пресс, 2006. – 368с.
4. Бойков, А.Д., Капинус, Н.И. Адвокатура России [Текст]: Учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2000. - 376 с.
5. Бойков, А.Д., Капинус, Н.И., Тарпо, Е.Г. Адвокатура России [Текст]: Учеб. пособие. – 3 изд., доп. – М.: Издательский дом «Камерон», 2005. – 528 с.
6. Кучерена, А.Г. Адвокатура [Текст]. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 751 с.
7. Лубшев, Ю.Ф. Курс адвокатского права [Текст]: Учебник. 2-е издание. – М.: ООО «Профобразование», 2003. – 424 с.
8. Михайлова, Н. С. Адвокатура и нотариат [Текст]: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, 2005. - 32 с.
9. Организация и деятельность адвокатуры в России [Текст]/ Сост. В.М. Ануфриев, С.Н. Гаврилов. – М.: Юриспруденция, 2001. – 574 с.
10. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Серия «Высшее образование» [Текст]: Учебник. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 256 с.
[1] Смоленский М. Б., Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Серия «Высшее образование» [Текст]: Учебник. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – с. 34
[2] Адвокатская деятельность: учебно-практическое пособие [Текст]/ Под ред. В.Н. Буробина - М.: «Юстина-МНЭПУ», 2001. - с. 48-49
[3] Баранов, Д.П., Смоленский, М.Б. Адвокатское право (адвокатская деятельность и адвокатура в России) [Текст]: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука Пресс, 2006. – с. 61
[4] Лубшев, Ю.Ф. Курс адвокатского права [Текст]: Учебник. 2-е издание. – М.: ООО «Профобразование», 2003. –с. 83