Найти в Дзене
Mobile-review.com

Книги: Роман Бенхамина Лабатута MANIAC

Ни обложка книги, ни имя автора вам ничего не скажут. В книжном магазине обложка промелькнет и не вызовет никаких стойких ассоциаций, кажется, что на ней изображено блюдце с чашкой непривычной формы или что-то абстрактное. На деле это ядерный взрыв, снятый сверху. Имя чилийского писателя Бенхамина Лабатута для меня ровно так же лишено ассоциаций, в голове звенящая пустота. Разглядывая обложку, легко предположить, что книга написана про какого-нибудь потрошителя, а образ на обложке — игра дизайнера со смыслами заложенными в ней. Мне подарили эту книгу, она лежала в отложенных долгое время, пока не взял ее в поездку в Дубай, несмотря на толщину томика. Виноват в толщине исключительно шрифт, а не объемность наполнения, в книге страниц триста, читается она быстро и легко. Изумительная книга, основана на реальных событиях, но преобразованных автором в художественную прозу. Завязка сюжета в создании квантовой физики, в том, как конкурировали и поддерживали друг друга ученые на фоне мировых с

Ни обложка книги, ни имя автора вам ничего не скажут. В книжном магазине обложка промелькнет и не вызовет никаких стойких ассоциаций, кажется, что на ней изображено блюдце с чашкой непривычной формы или что-то абстрактное. На деле это ядерный взрыв, снятый сверху.

Имя чилийского писателя Бенхамина Лабатута для меня ровно так же лишено ассоциаций, в голове звенящая пустота. Разглядывая обложку, легко предположить, что книга написана про какого-нибудь потрошителя, а образ на обложке — игра дизайнера со смыслами заложенными в ней.

Мне подарили эту книгу, она лежала в отложенных долгое время, пока не взял ее в поездку в Дубай, несмотря на толщину томика. Виноват в толщине исключительно шрифт, а не объемность наполнения, в книге страниц триста, читается она быстро и легко.

Изумительная книга, основана на реальных событиях, но преобразованных автором в художественную прозу. Завязка сюжета в создании квантовой физики, в том, как конкурировали и поддерживали друг друга ученые на фоне мировых событий. Прямая речь перемежается вымыслом автора, он приписывает те или иные эмоции действующим лицам, чтобы придать исторической хронике эмоциональность и выпуклость. Неожиданный, местами парадоксальный взгляд на науку и людей, которые двигали ее вверх, множество незначительных деталей, каждая из которых на поверку оказывается чем-то большим. Случайные пересечения людей и судеб, книга сводит воедино создание атомной бомбы и квантовую физику, появление первых компьютеров и целей, для которых они создавались. Можно смело сказать, что тот же интернет и смартфоны — следствие разработки атомной бомбы, вот такой парадокс нашего мира.

Аббревиатура MANIAC обозначает компьютер, на котором проводили расчеты, причем их широта и разнообразие таковы, что им можно позавидовать и сегодня, от попыток построить стратегию для всего мира до создания искусственной жизни, ни много ни мало!

Изумительная книга, которая оставляет отличное послевкусие, как заводной, рекомендую ее всем, настолько она мне понравилась, да и первую книгу Бенхамина «Когда мы перестали понимать мир» внес в список для чтения (всего у него четыре книги, на русский переведены две).

Позволю себе несколько выдержек из книги, чтобы вы могли оценить слог:

«Первой задачей компьютера MANIAC было уничтожить жизнь, какой мы ее знаем. Летом 1951 года группа ученых из Лос-Аламоса прибыла в Институт перспективных исследований Принстона, в компьютер загрузили сложные термоядерные расчеты. Он работал круглые сутки два месяца подряд, проанализировал более миллиона перфокарт и выбрал всего один ответ из двух: ДА/НЕТ.
ДА».
«Я ведь играл против компьютера MANIAC, знаете?
И обыграл его даже. В антиклерикальные шахматы, так мы прозвали нашу игру, потому что пришлось убрать с поля епископов, слонов то есть, для простоты. Простота была нужна не нам, а компьютеру. Доску тоже взяли поменьше, шесть на шесть. И кое-какие правила поменяли: играем без рокировок, пешка не может пойти на две клетки вперед первым ходом, а в остальном все как в обычных шахматах. Кто писал программу — не знаю, может, Пол Стайн или Марк Уэллс, но точно знаю, что первым компьютером, обыгравшим человека, стал MANIAC. Так себе достижение, честно говоря, потому что соперник у него был не самый сильный, какой-то стажер из Лос-Аламосской лаборатории, который играть-то толком и не умел и с правилами разобрался всего за пару дней до состязания. Но концепция получила подтверждение, вот он — гигантский шажок. Я играл против компьютера пару раз. Было весело, правда, пришлось запастись терпением: он обдумывал каждый ход минут по двенадцать. Только мы начали узнавать о его причудах — выяснилось, например, что он до смерти боится, что ты поставишь ему шах, и всеми правдами и неправдами пытается его избежать, поэтому жертвует другими фигурами, и иногда зря, — так я понял, зачем MANIAC нужен на самом деле. Стало противно. Тошно».

История физики и появление первых компьютеров, задачи, решавшиеся на них, — все это имеет перекличку с настоящим. Нам кажется, никто до нас не ставил таких задач, не пытался их решить. Ерунда. Отличались инструменты, возможности вычислений, но тот же Тьюринг и многие другие работали ровно над тем, что мы делаем сегодня. В книге множество забытых имен, люди внесли свой вклад в науку и технологии, их идеи сегодня преподносят как нечто новое, а не хорошо забытое. Книга получилась удивительной, насыщенной информацией, и все равно это роман, его легко читать. Рекомендую без всяких оговорок прочитать MANIAC, книга того заслуживает и наверняка вам понравится.

Полная версия свежего выпуска авторской рубрики БИРЮЛЬКИ Эльдара Муртазина на сайте https://mobile-review.com: