В трудах ранних иерархов церкви, обращают на себя внимание их религиозные воззрения арианского толка. Митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» придерживался взглядов пресвитера Ария и разрабатывал арианское учение для Руси, где признавался, что каждый христианин может стать сыном и причастником Бога, как и Иисус, которого он считал сыном Бога, но не Богом.
Это позволяет сделать вывод, что до прихода византийского христианства на Русь, там уже существовало христианство арианского толка, которое вполне уживалось с ведизмом, поскольку древние славяне тоже считали себя внуками Родных Богов. Таким образом наблюдалась определённая симфония в существовании раннего христианства и ведизма, Ирий соединился с Раем.
Что же представляло из себя ранее христианство на Руси?
Арианство
Арианство считается одним из древнейших христианских учений, признанным ересью, которое дожило и до наших дней.
Основателем арианства считается египетский епископ Арий Александрийский (256-336), живший в IV веке. Суть его учения в том, что Христос-Мессия не почитался равным Богу-Отцу, как это потом было принято в никейском Символе Веры в 325 году на I Вселенском соборе, а был его Сыном
Согласно никейскому Символу Веры, Бог Сын в христианской Троице единосущен Богу Отцу и (в последующем) третьей ипостаси Духу Святому. Тогда же отцами церкви был отвергнут, как еретический, арианский «символ веры», в коем утверждалось, что Христос, как Бог Сын, подобосущен (подобен) Богу Отцу. Арий был повержен.
Чтобы было более понятно объясню так. Арий считал Иисуса сыном Бога Отца, то есть подобосущным ему, а в никейском Символе Веры Иисус был провозглашён Богом наравне с Отцом, то есть единосущным. Так появилась Троица единосущная и нераздельная – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.
Люди первоначально даже не понимали такую путаницу – был один Бог Отец, а теперь получается стало три Бога, однако объяснение было такое, что Бог один, но троичен в Лицах.
Это учение о Троице-Триглаве не было новым и имело место в языческих религиях.
Религиозная война
Однако суть этого религиозного скандала во многом носила не богословский характер, а политический, догматы были использованы лишь как знамя разных партий, борющихся за власть и привилегии. Рассмотрим политическую обстановку, сложившуюся в Александрии Египетской в начале IV века.
Арий служил пресвитером в Бавкальской церкви в египетском городе Александрия, центре философов-гностиков. В то время там ещё сохранялся языческий культ Сераписа и Исиды, благодаря известному на весь мир храму Серапеуму, при котором находилась Александрийская библиотека с величайшими книжными сокровищами Древнего мира. Пресвитера Ария любил народ, а епископ Александрийский Ахилл на смертном одре назвал его имя, как своего преемника.
Однако военно-монашеская сила была на стороне его соперника Афанасия (впоследствии Великого). С помощью парабаланов (воинов-монахов, а по сути разбойников из бывших солдат) Афанасий захватил престол и начал преследовать ариан, убивая их и захватывая имущество. Афанасьевцы захватили и разграбили библиотеку и храм Серапеум, разорили последние языческие храмы, синагоги и объявили ариан еретиками.
Часть богатств была отправлена в Константинополь на подкуп чиновников, чтобы они всё представили императору Константину в выгодном свете.
Арий был отлучён от церкви, лишён сана пресвитера и вынужден был бежать в Никомедию к своему другу и последователю епископу Евсевию Никомедийскому.
В 325 году Никейский собор осудил ересь Ария, а его самого сослали на север к варварам - готам, сарматам и восточным племенам, где он продолжил свою проповедь. Именно на Востоке и на севере Европы в те годы широко распространилось его учение.
Однако мир в империи не наступил, Афанасий продолжил политику насилия и преследования инаковерующих, разоряя храмы и устраивая масштабные столкновения. Императору Константину пришлось вмешаться, он вернул Ария и на Тирском соборе в 336 году Арий и его сторонники разгромили Афанасия. Император призвал Ария ко двору, где вскоре епископ был отравлен.
Учение Ария продолжало жить, но постепенно воинствующая церковь оказалась более сильной и оттеснила ариан на периферию.
Арианство в Европе и в Древней Руси
Однако крупные арианские общины существовали на территориях Запорожья и Речи Посполитой. Арианами были Исаак Ньютон, Коперник, польские историки Матей Меховский и Матей Стрыйковский, также писатель граф Потоцкий, уделявшие немало внимания славянскому наследию языческой эпохи.
Пинчув и Ракув стали культурными центрами ариан начала ХVII века, там располагались арианская типография и Ракувская академия.
Таким образом к началу так называемого крещения Руси, арианство на этих территориях было распространено.
Византийское крещение
Пришедшее византийское христианство не смогло вписаться в культуру Руси, поскольку было агрессивное и нетерпимое по отношению к инакомыслящим и, как мы уже знаем, вводилось на Руси «мечом и огнём».
Основной удар был направлен против ведической культуры. Иудохристиане уничтожали культурное наследие славян, объявив все письменные источники «чернокнижием» и «бесовским писанием», в том числе и книги по знахарству, звездочтению, мироустройству. Кровавые крестители предавали огню ведические храмы, капища и жестоко убивали носителей и хранителей ведического мировоззрения – волхвов, ведунов и ведуний.
Арианское христианство продолжило существование на Руси параллельно с христианским правоверием до 1666 года, хотя гонения начались в 1653-1656 годы во время реформы патриарха Никона.
Поместный собор 1666 года предал анафеме ревнителей древнего благочестия, то есть старообрядцев, объявив их еретиками и приравняв к арианам. Анафема звучала так:
«Аще ли же кто не покорится святой восточной церкви и сему освященному собору или начнёт прекословити. И мы таковаго противника, извергаем… и обнажаем его всякого священнодействия, и проклятию предаём… отлучаем и чужда сотворяем от Отца и Сына и Святаго Духа…
А кто… пребудет во упрямстве своём до скончания своего: да будет и по смерти отлучён, и часть его и душа… со Арием, и со прочими проклятыми еретиками... Железо, камение и древеса, да разрушатся, а да растлятся: а той, да будет не разрешен, и не растлен. И яко тимпан, во веки веков, амин».
В заключение хочется сказать, что арианское христианство было более гуманным и терпимым и оно вполне могло мирно сосуществовать с языческими религиями в разных странах. Кроме того, оно было понятно народу поскольку Иисус был сыном Бога Отца, также как и Сварог и был почитаем.
То, что сейчас почитается церковью в виде Троицы, именуемой единым Богом в трёх лицах слишком сложно для восприятия.
Статьи по данной тематике
Как ни старается Христианство сделать из славян рабов – не получается ЗДЕСЬ
Почему Христианство вычеркнуло славян из мировой истории, как Древняя Русь боролась, антихристианские восстания ЗДЕСЬ
Родноверие в дохристианской Руси, смысл веры предков и Родные Боги ЗДЕСЬ
Почему от нас скрывают дохристианскую Русь и что утаивает РПЦ ЗДЕСЬ
Через слёзы и боль насаждалась русичам христианская вера ЗДЕСЬ