Вскоре и настало время для Педру покидать теплое насиженное место. Король Альфонсо IX умирал и так уж получилось, что он оказался последним королем независимых Леона и Галисии. Несмотря на то, что наследовать ему должен был его старший выживший законный сын Фернандо (речь о сыне от второго брака с Беренгарией Кастильский, единственного сына от первого - с Терезой Португальской, умершего в 1214 году, как ни странно тоже звали Фернандо) король попытался завещать трон дочерям того же первого брака - для сохранения независимости Леона от Кастилии.
А всё потому что его старший сын, был уже никем иным как Фернандо III, королем Кастилии. После странной гибели своего брата Энрике I, королевой Кастилии стала Беренгария, вторая жена Альфонсо IX с которой он, как и с первой был разведен по причине всё того же кровного родства. Королевой Беренгария была меньше месяца (с 6июня по 2 июля 1217 года), добровольно отрекшись в пользу своего старшего сына. А в 1230 году, несмотря на желание Альфонсо IX всё шло к тому, что Леон вновь объединится с Кастилией. И для инфанта Педру места в этой схеме уже не было.
Еще в 1229 году, инфант-скиталец мягко отклонил предложение Папы Римского о поступлении на военную службу к Святому престолу, у Педру были другие планы, так как в июле этого же года Педру заключил брак, для этого ему пришлось отправиться на другой край Пиренеев. Вероятно, ему пришлось еще раз вернуться в Леон, по утверждению некоторых историков, он, как особо приближенный присутствовал при последних минутах жизни Альфонсо IX, и вот уже сразу после смерти короля окончательно покинул это государство и отправился в Арагон. Начинался новый этап долгой жизни инфанта Педру.
Итак, 11 июля 1229 года инфант, наконец, женился в первый (и последний) раз, пребывая в возрасте уже 42 лет. Можно только догадываться почему он не сделал этого раньше, например, в относительно спокойный период своего леонского благоденствия, начиная с 1220 года. Очевидно, за невестой из мелкого или даже среднего леонского дворянства, дело бы не встало, но вероятно спесивый инфант рассчитывал на куда более крупный куш.
Вот такие несбыточные надежды обычно и приводили к угасанию знатных родов, всё-таки не в его положении было слишком привередничать. Уж не на королевскую ли дочь (пусть даже и внебрачную) Педру рассчитывал? Но несмотря на всё благоволение короля, такой невесты ему не досталось (если, он, конечно, вообще добивался такой чести), хотя у Альфонсо дочерей-бастардов была приличное количество и замуж их выдавали за не сказать, чтобы уж очень знатных дворян.
Но между тем долгожданная невеста инфанта была очень интересной дамой и с очень интересным наследством, которое станет историческим именем самого Педру. Ее звали Эрумбо, наследная графиня Урхеля. Это не слишком известное, но между тем, на протяжении значительного отрезка времени вполне себе независимое государственное образование Средних Веков.
Итак, графство Урхель было создано Карлом Великим, на территориях, которые ему удалось освободить от арабских захватчиков еще в самом конце VIII века. Первым графом в 798 году, стал Боррель I, по одной из версий, основатель очень важной в регионе династии, которая чуть позже стала называться Барселонским домом (после завоевания, собственно, Барселоны). Данные по его предполагаемому сыну Сунифреду I уже более точны, важно то, что графство Урхель со временем становится фактически независимым принадлежа младшим сыновьям династии.
Граф Барселоны Боррель II (927-993), в первую очередь известный тем, что официально осмелился отпасть от французского королевства при Гуго Капете, разделил свои земли на две неравные части, старшему сыну Рамону Боррелю досталась, естественно, Барселона, а младшему Эрменголу Кордовскому (974-1010) куда меньшее графство Урхель. Эрменгол I и стал отцом-основателем дома, который в историографии назвали Первой Урхельской династией.
Графство было и де-юре и де-факто независимым ни от кого бы то ни было, графы принимали активное участие в Реконсте и распрях христианских государей, расширяя свои владения. Иногда они враждовали со своими старшими родичами из Барселоны, склоняясь к союзу с Арагоном (при династии Хименесов), порой и сотрудничали в некоторых кампаниях. Вот только расширяться за счет той же Реконкисты скоро стало некуда - путь на юг был отрезан новыми землями Арагона и Барселонского графства, ставшими в 1164 году (фактически в 1137-ом) объединенным государством.
В течении семи поколений династия не прерывалась по мужской линии, тут три интересных факта, во-первых, всех графов в честь основателя звали Эрменгол. Неужели первенцы, так названные при рождении всегда выживали? По крайней мере, в генеалогии это именно первенцы, а не скажем, вторые-третьи сыновья, взявшие это имя после смерти старших братьев. Во-вторых, передача графства шла строго по прямой линии - от отца к сыну, как то-так получалось, что у умершего графа всегда оставался один или несколько сыновей, и не требовалось передавать корону младшему брату или племяннику.
В-третьих, у Урхельской династии за одним исключением не появилось собственных младших ветвей. Лишь в пятом поколении, Гийом, второй сын графа Эрменгола IV унаследовал за своей матерью окситанское графство Форкалькье и его потомство пресеклось в 1209-ом. Последние графы Форкалькье, правнуки Эрменгола VI, братья Бертран II и Гийом II активно и местами успешно боролись за территории против своих старших родичей из Барселонского дома - графа Прованса и короля Арагона.
В этот же 1209 год, по странному совпадению угасла по мужской линии и старшая ветвь Урхельского дома, вместе с Эрменголом VIII (1158-1209). У этого последнего не было ни сыновей, ни родных братьев, лишь одна дочь Эрумбо, которой на момент смерти отца исполнилось всего 15 лет, она родилась в 1196 году. Вот этот то юный возраст и стал настоящей проблемой при передаче графской короны.
Продолжение следует…
Приглашаю в свой телеграмм-канал:
*****
Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017