Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Завещание короля Саншу и раскол семьи

Завещание Саншу и правда, при его безукоризненном исполнении могло оказаться убийственным для молодого королевства, у которого и так было много проблем. И Альмохады с юга были серьезной, но отнюдь не единственной угрозой для Португалии.

С севера и запада нависал бывший сюзерен, королевство Леон, при удобном случае обязательно бы воспользовавшийся внутренними проблемами отколовшегося когда-то вассала. Вот свою сестру Терезу король Афонсу I, отец Саншу, выдал замуж не за «кого поближе», а за кого подальше – графа Фландрии Филиппа, очень осторожный и безопасный для независимости королевства брак (у этого союза были любопытные последствия в виде ряда других интересных женитьб).

Помимо прочего, из всех королевств полуострова, Португалия, наиболее была зависима от Святого престола – такова оказалась цена признания отдельным государством. Кстати, соседнему Леону было в этом плане гораздо удобнее, Папа Иннокентий III сначала ввел интердикт из-за разногласий с королем, но быстро его отменил, опасаясь распространения ересей, да и леонские «родные» прелаты горой стояли за своего короля.

И в этой-то ситуации Саншу помимо старшего сына-наследника «создает» трех отдельных королев – Терезу (1276-1259), Саншу (1180-1229) и Мафальду (1195-1256), выдавая им в управления замки и земли со всеми доходами, по-видимому, с правом наследования – хоть вот об этом прямо не говорилось, но истолковать волю короля наследницы могли именно так. Это даже не система апанажей, а нечто очень странное. Да и что это вообще значит – «инфанта-королева»? Положение усугубилось тем, что старшая из сестер, Тереза в прошлом была замужем за королем Леона Альфонсо IX. Несмотря на наличие у королевской пары уже трех детей (двух дочерей и сына) брак был расторгнут по причине кровного родства, и Тереза вернулась на родину. Между тем дети их считались самыми законными (а как же иначе?) и Фернандо, первенец Альфонсо IX был очевидным наследником короны Леона.

По всему выходило, что, дети Терезы могли претендовать на завещанные ее отцом земли. Другие инфанты, Санша и Мафальда замужем пока не были (позже неудачно будет выдана только одна из этих двоих инфант). Вряд ли с какой-либо точки зрения можно упрекать короля Афонсу II Толстого, за то, что он не собирался выполнять завещание отца, которое было, не побоюсь этого слова, даже идиотским. Вокруг инфант сразу же сплотился круг знати (ну, еще бы – завидные невесты), к ним примкнул и младший брат короля – Педру, а также старший из бастардов Саншу I, Мартим Саншес.

Афонсу II
Афонсу II

Вообще у Саншу I было шестеро внебрачных сыновей, наиболее известен из них как раз Мартим, но забегая вперед, вынужден сказать, что ни одна из этих бастардских линий развития не получила. У старшего из них, Мартима вроде бы был сын, но сведения о нем фрагментарны; у Родриго – сын Афонсу ставший клириком. Самым удивительный внебрачным отпрыском Саншу I стал Жиль, он одновременно был и священником, и трубадуром, и даже умудрился жениться на знатной девушке Марии Гарсиа де Соуза (один из ключевых португальских кланов), сестре другого известного португальского трубадура Гонсалу Гарсия де Соуза – вот только об их потомстве ничего не известно. Нуно и Майор умерли в юности, и, наконец, у шестого бастарда по имени Педру была только дочь.

Таким образом король Афонсу II оказался один против почти всей своей семьи. Только самый младший законный его брат, Фернанду и еще одна, (также самая младшая) сестра-инфанта Беренгария, покинули Португалию накануне смерти отца (примерно в 1210 году), отправившись во Фландрию, к своей тете графине Терезе, которая намеревалась устроить выгодные браки для племянников и надо сказать, преуспела в обоих случаях.

-3

Инфанта же Тереза призвала на помощь своего бывшего мужа Альфонсо IX - тот, разумеется, живо откликнулся. Не из признательности перед бывшей супругой или желания загладить обиды, хотя лично он и не был перед Терезой виноват - развелся он не по своей воле. Кстати, со второй женой Беренгарией Кастильской, Папа Иннокентий также заставил его развестись - по той же причине (близкое родство) и также дети этого брака остались законными.

При некотором уважении, которое я испытываю к Римскому Папе Иннокентию III, на Пиренеях он вел себя как слон в посудной лавке. И да, он обязал зависимых от него португальских прелатов заставить Афонсу Толстого выполнять отцовское завещания. Афонсу не подчинился и здесь - в конце концов, речь шла о выживании его королевства. В Леон отъехали его мятежные братья - инфант Педру и бастард Мартим, в войсках вражеского короля в марте 1212 года, они успешно атаковали португальские границы.

Тереза Португальская, королева Леона, сестра Афонсу II
Тереза Португальская, королева Леона, сестра Афонсу II

Особая подлость ситуации для Афонсу Толстого заключалась в том, что лучшая часть лояльного ему рыцарства со своими знаменами, по его же разрешению, ушли сражаться с Альмохадами - это противостояние закончилось легендарной победой христиан в битве при Лас-Навас-де-Толосе в июле 1212 года. Леонские добровольцы в ней тоже участвовали, но что любопытно, король Леона, пока все остальные бились с Альмохадами решал свои территориальные проблемы - во-первых, напав на Португалию, во-вторых, прихватил спорные кастильские территории.

Всё же дело разрешилось для Афонсу относительно благополучно. После общей победы ему на помощь пришел король Кастилии Альфонсо VIII Благородный (1155-1214), на дочери которого, Урраки Кастильской, был женат португальский король. Повезло же иметь в одно и то же время сразу трех монархов с одинаковыми именами, ладно хоть арагонец с наваррцем были Педро II и Санчо VII соответственно.

Мафальда Португальская
Мафальда Португальская

После пяти лет столкновений, в 1216 году Афонсу Толстый, с помощью кастильцев (Альфонсо VIII умер в 1214 году) одержал победу над пролеонской партией своих сестер и предотвратил разрушение своего королевства. Папа Иннокентий тоже выступал арбитром, но между Святым престолом и Португалией отношения остались несколько напряженными - новый виток противостояния короля и папства будет уже в следующем поколении.

Ни о каких ересях разговор, конечно, не шел, куда там, дела всё обычные - спор о доходах и привилегиях, а еще церковь пока слишком пристально (не в пример последующим векам) и строго относилась к близкородственным королевским бракам. Кстати, третью самую младшую инфанту-королеву, Мафальду, брат в 1215 году поспешил выдать замуж за нового короля Кастилии Энрике I. Поспешил, потому что Мафальде было 19-20 лет, а ее мужу всего 11 лет. Брак, естественно, не был консумирован, к тому же опять вмешался Иннокентий III, упирая на родство супругов и союз расторгли уже в 1216 году - Мафальда так и не вышла более замуж. А в следующем, 1217 году, внезапно погиб и ее несостоявшийся муж, 13-летний Энрике - когда юный король играл во что-то во дворе с своей придворной молодежью, ему на голову упал кусок черепицы с дворцовой крыши.

Энрике I король Кастилии
Энрике I король Кастилии

Вот, кстати, что любопытно: если в Арагоне (большей частью из-за его близости к Лангедоку) катары еще болтались, то вот в Леоне, Кастилии и Португалии, несмотря на грызню монархов с Папами, как-то не особо. Неужели слишком горячие это были места для болтунов-шарлатанов? Впрочем, в условиях вечной войны с эмирами, манихеям вряд ли бы кто позволил плевать на крест.

Но что же с братьями короля - Педру и Фернанду? О них уже в продолжении…

*****

Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017

Всем огромное спасибо за донаты