Найти в Дзене

"Голубой лед". ч.4 - а теперь нас угостят "Родниной". В ожидании "шыдевра"

Окончание. Начало статьи тут

Герои предыдущих частей нашей статьи, Олег Протопопов и Людмила Белоусова, после шестого места на чемпионате страны 1971 г. все-таки не ушли из фигурного катания. Они решили испытать судьбу еще раз и попытаться попасть на Олимпиаду-72 в Саппоро.

Но спортивное начальство решило отправить на Олимпиаду вместе с Родниной-Улановым и Смирновой-Сурайкиным молодых воспитанников Татьяны Тарасовой - Ирину Черняеву и Василия Благова. Как потом выразился тогдашний начальник отдела фигурного катания Спорткомитета СССР, самая неоднозначная фигура советского и российского фигурного катания ( Ирина Роднина назвала его самым "гениальным человеком" и "вредителем" в отечественном фигурном катании) Валентин Николаевич Писеев

Мне пришлось принять жесткое решение: двукратные олимпийские чемпионы Белоусова и Протопопов на Игры-1972 не поехали. Конечно, было много обид, разговоры за спиной. Но я вытерпел все это не зря. Отсюда начался триумф Иры Родниной. В общем, если был чересчур жестким, прошу меня понять: делал это ради страны и нашего фигурного катания. Если был не прав, прошу простить.

Да и как же они могли поехать на Олимпиаду с шестого места в чемпионате СССР? Как бы это выглядело? После Олимпиады в Саппоро на чемпионате СССР 1972 г. Черняева и Благов в отсутствие Родниной-Уланова и Смирновой-Сурайкина заняли первое место. Белоусова-Протопопов были лишь третьими.

Поэтому, конечно, нельзя всерьез принять последующие объяснения обиженного Протопопова

Нас никуда и не думали везти: «бронзу» в парном катании уже пообещали команде ГДР, а за это немцы пообещали поддержать Сергея Четверухина в соревнованиях одиночников, где позиции СССР были послабее. По сути, нас продали, хотя по форме всё выглядело вполне прилично.

Не было у Белоусовой и Протопопова никаких шансов перекатать пару из ГДР, прямую немецкую копию Родниной-Уланова, отчаянно смелую Мануэлу Грос и мощного Уве Кагельмана, занявших третье место в Саппоро.

Саппоро-72
Саппоро-72

И в 1972 г. Белоусова и Протопопов ушли их большого спорта. Через некоторое время стали кататься в Ленинградском балете на льду. Но удовлетворения от жизни не было. Белоусова так описывала ту обстановку

В балете я чувствовала себя подавленной, униженной. Все время тыкали, все время придавливали. Настолько нервы были натянуты, что могли в любой момент лопнуть, поэтому мы решили: будет возможность — нам там нечего делать.

И финансовый вопрос был не последним. Во время зарубежных гастролей, а Ленинградский балет на льду часто выступал в Америке и Европе, почти вся заработанная валюта шла в доход государства, артистам выплачивались не очень большие дополнительные суммы в валюте. Такие были правила. Но Белоусову-Протопопова это не устраивало.

И в 1979г. во время зарубежных гастролей они попросили политического убежища в Швейцарии. Гражданство Швейцарии им пришлось ждать долго, до 1995г. И пришлось отрабатывать пребывание на Западе. Давать злобные антисоветские интервью. Чем больше антисоветчины, тем больше платили гонорары.

Наше решение уехать было правильным и своевременным, потому что люди нашего склада, люди, принадлежащие к миру искусства, вероятно, более чувствительны к тому, что происходит в стране, к тем глубинным процессам, которые в конечном счете привели к сегодняшней ситуации. Но политики в нашем отъезде не было никакой. Просто мы поняли, что дома мы — чужие, что нам не дадут оставаться на льду так долго, как бы мы хотели и могли. В СССР с нами могли сделать все что угодно. Кстати, Александр Гаврилов, бронзовый призер чемпионата мира в паре с Татьяной Жук, сидел в психиатрической больнице за «вольные высказывания», после чего навсегда покинул фигурное катание. Нам не хотелось повторить его участь.

В советской прессе так освещали их поступок

Завоевать новую известность путем измены стране, которая их взрастила. Только в этом и надо искать причину их бегства. Запад приобрел не спортивных «звезд», приобрел двух алчных, деловитых потребителей. У нас на глазах шел процесс угасания мастерства некогда незаурядной пары спортсменов. Они ушли из спорта, затаив обиду на всех и вся, и она, эта обида, все больше иссушала их души. В работе терпели неудачу за неудачей, особенно когда перешли из спорта в балет на льду. Осталась одна амбиция. Творческих сил уже не было.

А на смену Белоусовой-Протопопову пришла маленькая, 152 см рост, девчушка Ира Роднина, которая Протопопову в дочери годилась. Наверное, поэтому и не принял Олег Алексеевич эту чернявенькую, украинских кровей, пигалицу всерьез. А пигалица стала главным лицом советского спорта на последующие 10 лет. Три выигранных Олимпиады, десять выигранных чемпионатов мира и Европы. Огромная энергия, стальной характер, смелость и независимость.

С Алексеем Улановым тренер Станислав Жук поставил в пару одиночницу Роднину в 1966 г. Неискушенный советский болельщик стал приписывать Родниной и Уланову "романтические" отношения и очень переживал, когда "проклятый изменщик" Уланов "неожиданно" после Олимпиады в Саппоро женился на Людмиле Смирновой. Да еще сразу после Олимпиады, уже будучи мужем Смирновой, Уланов во время тренировки перед чемпионатом мира не удержал во время поддержки Роднин, и она упала, ударившись головой о лед. Вот гад, решили советские болельщики, это он специально так сделал, чтобы его жена Смирнова, еще выступавшая в дуэте с Сурайкиным, стала наконец-то чемпионкой мира.

Хотя никаких "неожиданностей" не было, как и не было "романтических" отношений.

Несмотря на то что мы с Улановым много времени проводили вместе, у нас совершенно не возникало романтических отношений. Что бы там народ ни говорил. В шестьдесят восьмом году возникла смешная ситуация. Звонит мне Лешка и говорит: «Знаешь, я уезжаю в Ленинград. Я буду кататься с Людой Смирновой». Я ему: «Да? Ну ладно». То есть я к его решению отнеслась спокойно. Только что прошел наш первый чемпионат Европы, на котором мы никак особенно не отметились. Не могу сказать, что мне было приятно такое слышать, но то, что для меня его поступок может стать трагедией – у меня и мысли такой не возникало.
Единственное, о чем я спросила: «А Люда об этом знает?» Он: «Нет, я и еду ей это предлагать». Я только и сказала: «Ну-ну…» Тогда пару Смирнова с Сурайкиным патронировал Протопопов. Буквально через два дня, причем достаточно поздно, что было большой неожиданностью для нашей семьи, нам так поздно никто не звонил, – снова возник Уланов. И очень нервным голосом сказал: «Как ты посмотришь на то, что я тебе снова предложу кататься в паре?» Я хихикнула, но ответила что-то типа того, что «теперь я тебе буду ставить условия».

Вот так и метался Леша-баянист, Уланов закончил Гнесинское училище по классу баяна, который часто брал с собой на соревнования и любил играть за границей для всей команды "С чего начинается Родина".

Каждая весна, начиная с мая месяца, проходила под знаком его сильного возбуждения. Мы с ним даже не катались в это время вместе. Он в течение недели худел килограммов на семь, и ему вообще не рекомендовалось чем-либо заниматься. Но в те времена мы еще сильно в такие тонкости не вдавались. Наши бесконечные выяснения отношений, а потом такие же сложные примирения ситуацию не улучшали.
...мы сидели в кабинете у одного из полковников, который в ЦСКА отвечал за зимние виды спорта, и выясняли отношения. Полковник был добрый, мягкий человек, я к нему хорошо относилась. Он спрашивает: «Леша, чего ты хочешь?» И Лешка с пафосом (а для меня это звучало как хохма) говорит: «Я хотел бы не только кататься в паре, но и быть с Ирой в близких отношениях, чтобы у нас были дети». Я совершенно искренне начала смеяться, а для него мое веселье оказалось большим оскорблением. Но как я могла все это серьезно воспринимать?

Но в итоге Уланов перед самой Олимпиадой в Саппоро таки заинтересовал таки своей настойчивостью Людмилу Смирнову, и та согласилась выйти за него замуж. О чем Алексей и объявил Родниной и Жуку, что после Олимпиады он встанет в пару со своей женой Смирновой.

Тут уже заболела холодная голова у людей с чистыми руками и горячим сердцем. Ведь в жутком расстройстве оказался партнер Смирновой Андрей Сурайкин. Вечером после завершения олимпийских соревнований спортивных пар он в припадке ревности проник через балкон в комнату к Уланову в поисках Смирновой. Там произошел конфликт между Улановым, проживавшим с ним Василием Благовы с одной стороны и Сурайкиным с другой. Уланов и Благов скрутили Сурайкина и хотели его голым выкинуть с 4 этажа в снег.

Смирнову и Сурайкина на следующий день быстро посадили на ближайший рейс и отправили в Союз. Через пять дней после отъезда Смирновой и Сурайкина в СССР возвратился с командой и Уланов. А на следующий день в Ленинграде они со Смирновой поженились.

И через месяц, на чемпионате мира в Калгари, за Сурайкиным и Родниной постоянно следил чекист, маскировавшийся под корреспондента "Огонька". Вдруг Сурайкин и Роднина в расстройстве от "предательства" Уланова и Смирновой станут "невозвращенцами"?

Именно на том чемпионате и уронил Уланов Роднину на тренировке перед жеребьевкой. И выступала Роднина с дикими головными болями. Сама она считает, что это была случайность.

А через месяц после этого чемпионата мира у Родниной был уже новый партнер - Александр Зайцев.

Отношения с Зайцевым с самого начала складывались нелегко. Он был такой перепуганный. Он не шутил, это все пришло потом. И он сильно заикался. И сейчас, если волнуется, но тогда волновался, похоже, все время. Потом, ему было тяжело. Опыта такой работы, такой нагрузки он никогда не знал. Он уставал, все время ходил с опухшими губами, и глаза у него сходились буквально на кончике носа. Жук ему вообще не давал ничего говорить. А когда я у него о чем-то спрашивала, он начинал, волнуясь, мне объяснять: де-де-де… Я ему: все поняла, поехали. Должна заметить, что до перехода к Тарасовой Зайцев почти не разговаривал. И когда он у Тарасовой вдруг открыл рот и начал нам, в первую очередь мне, а потом ей, лапшу на уши вешать, как говорил Жук, я была буквально в шоке.

Через девять месяцев Роднина и Зайцев стали чемпионами Европы и мира, обыграв Уланова и Смирнову. Летом 1973 г. перед фестивалем молодежи и студентов в Берлине сборники тренировались в Воскресенске.

Льда летом в Москве нигде не нашлось, и мы несколько дней тренировались в Воскресенске. В домике, где жили хоккеисты и где мы потом долго жили, шел ремонт, меняли трубы водопровода и отопления. И между всеми комнатами были дырки. Поэтому все, что в нижних и верхних комнатах происходило, все было слышно. И Лелик там талдычит: «Я свои медали поменял на постель с тобой». А Люда в ответ что-то шмыгает. Я потом на тренировке говорю: «Люда, ты что, с ума сошла? – Мы действительно нормально друг к другу относились. – Ты чего ему позволяешь! Собирай манатки и уходи от этого придурка». Он мне: «Ты чему учишь мою партнершу?» Я ему: «Я ее учу, как с тобой, дураком, надо обращаться».

К чему так подробно о Родниной? А к тому, что в марте будущего года нас ждет премьера художественного фильма "Роднина". Полмиллиарда бюджетных денег истрачено на байопик о самой знаменитой советской спортсменке 70-х годов прошлого века.

Снял картину по сценарию двух молодых дам, Светланы Мигуновой-Дали и Анны Озар, кинорежиссер Константин Статский, об одном его фильме мы писали тут

Что характерно, этот режиссер очень уж любит пафосно выражаться. Вот про примитивную историю этой самой "Жанны", такого варианта всем известной Татьяны Бакальчук, он высказался так

Это женская история, и, наверное, зрительницы могут ассоциировать себя с Жанной, вспомнить то, через что прошли сами. Наша героиня всю жизнь в борьбе, в борьбе за существование, а не просто за успех. Она всю жизнь доказывает миру и себе, в первую очередь, что она достойна лучшей жизни, любви. Но увлекшись этой борьбой, она теряет какие-то человеческие качества, становится жестокой. И вот тогда возникает вопрос – стоят ли эти усилия такой большой цены или нет? Ну, и конечно, это мелодрама – мелодрама, которая приобретает какой-то эпический характер, потому что история становится почти древнегреческой.

Вот и про фильм "Роднина", в основу которого авторы фильма положили книгу Ирины Константиновны Родниной "Слеза чемпионки" ( эта книга - одна из лучших, что есть в современной спортивной мемуаристике, смелая, резкая и беспощадная, без розовых соплей и слюней), Константин Статский выразился так

Этот фильм – не просто пересказ жизни Ирины Константиновны – величайшей спортсменки в парном фигурном катании. Это фильм про любовь: любовь мужчины и женщины, любовь к профессии, любовь к родине. Никто и никогда не показывал в кино фигурное катание в таком объеме. Это настоящий вызов для нашей творческой группы, который мы приняли, чтобы показать красоту и неповторимость этого вида спорта, граничащего с искусством. Несмотря на кажущуюся легкость в кадре, это – высокотехнологичная картина с присутствием компьютерной графики практически в каждой сцене, что, разумеется, будет незаметно для зрителя.

Когда "брат Аркадий" начинает "говорить красиво" у такого умного и делового человека, как Базаров, это вызывает смех.

Первоначально предполагалось, что Станислава Жука будет играть... та-да-мм, ну конечно же, а кто еще - наше все, Сергей Витальевич Безруков. Но не срослось. Он же не двужильный, одновременно и Алехина в новом "Моменте истины" играть, и князя Андрея Боголюбского в "Князе Андрее", адвоката Плевако в сериале у своей жены, космонавта Соколова в "Космической собаке Лиде". А еще ведь и Губернский театр на нем. И кто такое кроме него выдержит?

А ведь только у Безрукова с его выдающимся актерским мастерством мог получиться образ такого, ну очень неоднозначного, человека и великого тренера, как Станислав Алексеевич Жук. Таким, каким его описала Ирина Константиновна Роднина, со всеми его великими недостатками и великими достоинствами.

В итоге Жука играет Мишка Япончик Евгений Ткачук. Рядом с ним Марат Башаров, наверное это Валентин Писеев. Башаров по типажу подходит. А вот Ткачук... сомнительно.

-3

А вот это Ирина Роднина и Александр Зайцев на пьедестале Олимпиады-80. Тридцатилетнюю, мужем битую, кулаками стреляную прошедшую в спорте все от и до, Ирину Роднину изображает двадцатилетняя начинающая актриса Владислава Самохина. Как говорится, типаж не тот, да еще и прическа не та. Вместо фирменного роднинского "гавроша" какой-то "сэссун". Ну, хотя бы внешность то могли близкую к прототипу сделать.

-4

Вот какие Роднина и Зайцев были тогда.

-5

Двадцатисемилетнего Александра Зайцева изображает сорока однолетний Иван Колесников. Он в последнее время специализируется на Николае Павловиче Романове Первом. Стальной взгляд умного и справедливого монарха, которого ныне пытаются отмыть от Николая Палкина.

Вот и тут перед нами не простой ленинградский паренек Саша Зайцев, который "все время заикался, все время ходил с опухшими губами, и глаза у него сходились буквально на кончике носа", а император всероссийский великий князь и прочая и прочая Николай Первый. Так и смотрит соколом. И хайер то тоже, не в жилу, волосат и неаккуратен.

А это Олег Протопопов и Людмила Белоусова. Олег Алексеевич по современному с трехдневной щетиной. О, как волком то смотрит на Иришку.

-6

А это Алексей Уланов. Типаж тоже мимо. По крайней мере внешне. Может, в фильме он внутренне наверстает, изобразит таки беспутного Лешу- баяниста.

-7

Так что, судя по этим фото, оптимизма о художественных качествах не появляется. Как это сейчас стало очень модным в нашем кинематографе, авторы фильма

... максимально старались сделать стильно, в духе современного времени, использовали ускоренный монтаж, определенную оптику, снимали широким кадром, выбирали интересные локации, потому что история — она самодостаточна, но нужно было еще ее красиво снять и красиво представить. Мы надеемся, что наше изображение и наш подход к этому сюжету, такой осовремененный, будет понятен.

Ну и плюс компьютерная графика. Видите же на фото, что снимается все в павильоне на фоне голубого экрана.

А вот и трейлер

А что же сама Ирина Константиновна? Перед съёмками она высказалась

Хочу выразить благодарность всей команде, невероятно мужественному творческому коллективу, который взялся за экранизацию моей книги. Проект непростой и очень ответственный. Этот фильм не столько обо мне, сколько о том времени, о поколении людей, которые работали, побеждали себя и обстоятельства ради главного – победы нашей страны. Сегодняшние спортсмены оказались в очень нелегкой ситуации, когда их отстраняют от дела их жизни – не допускают до соревнований. Пусть пример старшего поколения будет для них по-своему поучительным, придаст им сил и уверенности в себе.

И вполне себе правильные слова. Действительно, надо обладать смелостью, чтобы экранизировать "Слезу чемпионки", тем более, что к самой Родниной очень неоднозначное отношение в определенных кругах. Что "патриотических", что либерастических". И дочка у нее в США живет - Родину не любит. И банан Обаме показала, значит ксенофобка нетолерантная. И про допинг Валиевой высказалась, что поинтереснее нашим спортфункционерам надо было отмазку придумывать, а не дедушкины стаканчики - а это уже отсутствие патриотизьма, "наши" всегда правы, даже когда тупо попались на горячем.

Ну, поживем - посмотрим. А пока завершаем наш небольшой рассказ о советском фигурном катании и его героях в целом, и отображении его в советском кино в частности.

Дождались.