В середине 60-х годов самыми популярными в советском народе были советские космонавты, советские хоккеисты и советские фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Советские космонавты были главными по космосу. Советские хоккеисты главными по хоккею с шайбой ( канадских профессионалов советский болельщик знать не знал, а потому они для него и не существовали).
А спортивная пара Людмила Белоусова и Олег Протопопов главными по фигурному катанию.
Хоккей и фигурное катание после того, как советское телевидение стало транслировать соревнования с Олимпийских Игр и чемпионатов мира, стали главными видами спорта для советского народа. Конечно, был еще футбол, но вот к середине 60-х золотые успехи наших футболистов остались в прошлом А хоккеисты с 1963 г. и Белоусова-Протопопов с 1964 г. как из пушки, каждый год завоевывали все золото мира.
И советский кинематограф не остался в долгу перед этими любимцами советского народа. О хоккеистах в 1965 г. вышел художественный фильм "Хоккеисты".
А о фигурном катании, а вернее о Людмиле Белоусовой и Олеге Протопопове, которые на международной арене в одиночку отстаивали честь страны и за мужчин-фигуристов, и за женщин -фигуристок, и за танцевальные пары, фильм вышел в начале 1970 г.
Называется этот фильм "Голубой лед". Авторами сценария были Юрий Нагибин и Цезарь Солодарь. Давние соавторы-драматруги. Нагибин на то время, наверное, номер один из советских сценаристов.
Цезарь же Солодарь был автором водевилей и комедийных пьес, но главным его творческим амплуа была роль главного обличителя сионизма и "израильской военщины, известной всему миру". Человек соответствующей национальности одну за другой выпусках острейшие публицистические книги и брошюры обличающие израильскую военщину и сионистские организации, раскинувшиеся свои сети по всему миру и сбивающие с толку некоторых доверчивых советских евреев, которые поддавшись вражеской пропаганде решили отправиться в кромешный сионистский ад т.н. "земли обетованной". И вот этим двум соавторам заказали написать сценарий о гордости советского фигурного катания.
Режиссером фильма был ленинградский кинорежиссер Виктор Соколов. Художественных фильмов на спортивную тему он никогда до этого не снимал, предыдущие его работы были в стиле "советского новой волны" - "Когда разводят мосты", "До следующей весны","День солнца и дождя". Самым заметным был фильм "Друзья и годы", о нем мы писали тут
И вот, после черно-белых, типично шестидесятнических фильмов "советской новой волны" Соколов снимает роскошнейшую, шикарнейшую цветную широкоформатную картину о фигурном катании.
Операторская работа на высшем уровне. Почисти картинку, оцифруй в какой-нибудь Dolby Atmos звук, сделай соответствующую рекламу и запускай в прокат. И сегодня этот фильм соберет те же 5 млн. зрителей. что и в 1970 г. Вот только нынешние 5 млн. зрителей это, как минимум, 30 млн. советских.
В то время фильм был воспринят без особых восторгов со стороны критики, один из соавторов-сценаристов - Юрий Нагибин, выразил неудовольствие, что режиссер не включил в фильм некоторые эпизоды, но для любителей фигурного катания это был настоящий подарок.
Сценарий писался в 1968г., фильм снимался в 1969г. В 1968 г. Людмила Белоусова и Олег Протопопов стали двукратными олимпийскими чемпионами, и это не считая четырехкратного чемпионства на чемпионатах мира и Европы. Зимнюю Олимпиаду 1968 г. в Гренобле они выиграли, что называется в одну калитку. По сумме мест они получили 10 баллов, занявшие второе место советские фигуристы Татьяна Жук и Александр Горелик получили 17 баллов. Третья советская пара Алексей Мишин и Тамара Москвина заняли пятое место.
Президент Американской федерации фигурного катания г-на Шумахер разговоре с журналистами сказал, что он рад тому, что победителями стали Белоусова-Протопопов. И еще он сказал о том, что на Олимпийских играх выступали три советские пары и приятно, что они непохожи друг на друга: "Одна из пар — атлетическая — это Жук и Горелик, другая — ультрасовременная — Москвина и Мишин, а третья — само совершенство...".
В общем, в 1968г., когда Нагибин и Солодарь сели писать сценарий "Голубого льда", Людмила Белоусова и Олег Протопопов находились на пике своего спортивного мастерства. Они были единственными советскими фигуристами, побеждавшими на главных международных соревнованиях. Первыми и пока единственными золотыми призерами Олимпиады и чемпионатов мира и Европы.
Фильм о фигурном катании, главные герои - спортивная пара, супруги Сергей и Елена Берестова. Сергей преподает в школе, наверное, учитель физкультуры, а Елена студентка вуза.
Сергея играет Александр Горелик. После Олимпиады в Гренобле главные конкуренты Белоусовой-Протопопова - Александр Горелик и Татьяна Жук (младшая сестра великого Станислава Жука, который и тренировал эту пару) покинули спорт. Первой ушла Татьяна, а Александр не согласился кататься с какой-нибудь начинающей партнершей.
Но тут Александра пригласили сниматься в кино. Играть Сергея Берестова, прототипом которого являлся Олег Протопопов. Вот такой красавец был тогда в фильме Александр Горелик. Ну чем не наш Ален Делон?
А его жену и партнершу играла Настенька и Аленушка из киносказок Александра Роу, фигуристка и балерина Наталья Седых.
Вот эта пара на соревнованиях.
И вот тоже.
Сюжет довольно прост - молодые фигуристы Сергей и Елена Берестовы впервые приезжают на крупные международные соревнования - чемпионат Европы. И сразу занимают третье призовое место. Могли бы и повыше, но в произвольной программе от волнения допустили несколько ошибок.
Но несмотря на эту бронзу чемпионата Сергей и Елена понимают, что надо совершенствоваться. Нужна новая программа. Они расстаются со своим тренером, который не понимает их.
Начинают тренироваться самостоятельно, делать совершенно новую программу. Вот так же в свое время Олег Протопопов и Людмила Белоусова ушли от своего тренера и тренировались самостоятельно. Только перед Олимпиадой в Инсбруке в 1964 г., после почти 10 лет самостоятельных тренировок, их тренером стал Игорь Москвин, который тренировал также пару Тамара Москвина - Алексей Мишин.
Елена не выдерживает тренировочного темпа, что задает Сергей. Они ссорятся. Елена на время уходит от Сергея. Он пытается найти новую партнершу. Но в итоге супруги воссоединяются. Едут на чемпионат мира и там их новая программа производит фурор. Совсем как произвольная Белоусовой-Протопопова в олимпийском Гренобле.
Да и одет герой Горелика как Олег Протопопов. В такой же скандинавский свитер, как у Олега Алексеевича.
А уж про шубу Сергея Берестова и говорить нечего. На Горелика надели полушубок из золотистой нерпы. В 1964 г. на зимнюю Олимпиаду в Инсбруке советских спортсменов и спортсменок одели в полушубки из золотистой нерпы. Каждая шуба ценой в трехкомнатную советскую квартиру (ну так пишут в Сети).
Вот и на Горелике этот полушубок из Инсбрука. Может сам Протопопов одолжил или бывший тренер Станислав Жук.
И живут наши герои тоже в Ленинграде.
Главная изюминка этого фильма в том, что в нем очень небольшое количество диалогов. Зато очень много музыки и фигурного катания. То ли с самого начала так было в сценарии, то ли это режиссерская удачная находка - чтобы скрыть, что Горелик все-таки не профессиональный актер и не обучен сценической речи, а у Седых уж слишком тоненький голосок, немного противный. Немногочисленные диалоги между главными героями не очень актерски убедительны.
Но результат получился просто замечательный. Как говорится - лучше вовремя помолчать. Банальные диалоги не отвлекают от роскошного зрелища. Да, сейчас катание Горелика и Седых можно сравнить разве что с лучшими образцами из шоу типа "Звезды на льду". Но ведь фильму более 50 лет. И технический уровень катания даже тех же заслуженных мастеров спорта Белоусовой и Протопопова сейчас потянет на максимум на первый спортивный разряд.
Но для не очень искушенных, но горячих поклонников фигурного катания тех лет, повторюсь, фильм был настоящим, красивым подарком.
Следует отметить участие в фильме Тамары Москвиной. Она, типа, как специалист, комментирует выступление Берестовых на чемпионате Европы, разбирает их ошибки.
Еще в фильме принял участие австрийский одиночник, трехкратный чемпион мира и четырехкратный чемпион Европы Эммерих Данцер.
Чего не хватает в фильме, так это хорошей песни о фигуристах. Появилась такая хорошая песня, но только через пару лет. Николай Добронравов написал русский текст к песне "Летняя ночь" эстонца Арне Ойта и получилась "Звезда искусственного льда". Вот так ее исполнял Муслим Магомаев.
А вот так, более лирично, популярный дуэт Ленинградского мюзик-холла Ольга Вардашева и Людмила Невзгляд.
Финал для героев фильма оптимистичный. Заканчивается фильм победой Берестовых на чемпионате мира и в последних кадрах они стремительно летят в двойной ласточке по льду. И вот как бы в этом полете пригодилась бы музыка Арне Ойта и стихи Николая Добронравова
...Радист включит тот старый простенький мотив,
И ты летишь, и зал взволнованный притих
Ты рвешься в бой. Придирчив строгий взгляд судьи.
Глядят с любовью и тоской на лед глаза мои…
Сценарий писался в 1968г., фильм снимался в 1969г. Олегу Протопопову и Людмиле Белоусовой было в 1969 г. 37 и 34 года соответственно. Они были на пике своего мастерства и возраст не был им помехой. Они собирались выступать еще на двух Олимпиадах, а на трех уже выступили.
Почти 15 лет они уже катались вместе, с тех пор, когда на учебном семинаре в 1955г. в Москве ленинградец Олег Протопопов и ульяновка Людмила Белоусова встали в пару, чтобы показать другим участникам какие-то элементы. Один из тренеров спросил их - сколько лет они вместе катаются, они ответили полчаса. Тренер сказал, что такая скатаность требует не менее трех лет. Они сразу же идеально подошли друг другу.
Они двукратные олимпийские чемпионы, они прототипы художественного фильма, им нет равных в их манере катания, их называют совершенством. Казалось впереди только победы и радость творчества. Но все изменилось в один миг и очень скоро. Но об этом в следующей части.