Найти в Дзене

Баланчин: «Бриллианты»

Самый, наверное, загадочный и эзотерический балет Баланчина появился на сцене The New York State Theater в апреле 1967 года. Сюжет его настолько глубоко аллегоричен, уходя корнями в безмолвную старину, что даже для поверхностного анализа потребуются многие страницы. «Бриллианты» — третья часть балета «Драгоценности». 1. Зеленая — «Изумруды» на музыку Габриэля Форе («Пеллеас и Мелизанда»; «Шейлок»). 2. Красная — «Рубины» на музыку Игоря Стравинского (Каприччио для фортепиано с оркестром). 3. Объединяющая белая — «Бриллианты» на музыку Петра Ильича Чайковского (Третья симфония, II, III, IV и V части). Все части связаны вместе единой смысловой нитью и рассмотрение их по отдельности было бы непростительным упрощением и уплощением итогового понимания. Балет сложен и философичен, но мистер Би не желает отказываться от своего кредо хореографа чистого танца и разбавить его простым человеческим языком. Нет, дорогой зритель, говорит он, тебе надо поработать самому. Чем сложнее загадки, тем радо

1967 г. «Бриллианты» /Симфония № 3 ре мажор/

Самый, наверное, загадочный и эзотерический балет Баланчина появился на сцене The New York State Theater в апреле 1967 года. Сюжет его настолько глубоко аллегоричен, уходя корнями в безмолвную старину, что даже для поверхностного анализа потребуются многие страницы.

Мария Хорева, «Бриллианты». Фото С.Аввакум
Мария Хорева, «Бриллианты». Фото С.Аввакум

«Бриллианты» — третья часть балета «Драгоценности».

1. Зеленая — «Изумруды» на музыку Габриэля Форе («Пеллеас и Мелизанда»; «Шейлок»).

2. Красная — «Рубины» на музыку Игоря Стравинского (Каприччио для фортепиано с оркестром).

3. Объединяющая белая — «Бриллианты» на музыку Петра Ильича Чайковского (Третья симфония, II, III, IV и V части).

Все части связаны вместе единой смысловой нитью и рассмотрение их по отдельности было бы непростительным упрощением и уплощением итогового понимания.

Балет сложен и философичен, но мистер Би не желает отказываться от своего кредо хореографа чистого танца и разбавить его простым человеческим языком. Нет, дорогой зритель, говорит он, тебе надо поработать самому. Чем сложнее загадки, тем радостнее будут разгадки. А для того, чтобы лишить нас последних сомнений в том, что подсказок не будет, он рассказывает несколько смешных историй на тему «как я придумал этот балет», напоминающих школьное сочинение «как я провел этим летом».

В одном месте он заявляет, что балет якобы о драгоценных камнях, которые он увидел в магазине своего знакомого и ехидничает «я ведь грузин, я люблю красоту!», в другом отвечает на вопрос «а о чем эта часть?» — «о двадцати минутах танца». Множество подобного рода слухов были подхвачены журналистской братией, что интересно, в основном на русском языке, размножены и разнесены по интернету. Однако, вряд ли им стоит верить больше, чем директору Фонда Баланчина Нэнси Рейнольдс, написавшей в своем монументальном труде «The ballet had nothing to do with jewels. The dancers are just dressed like jewels» — «Балет не имел ничего общего с драгоценностями. Танцоры просто одеты как драгоценности».

Я не стану в этой короткой статье нарушать традиции мастера и не буду публично раскрывать его тайну, с которой, по его замыслу, каждый зритель должен разобраться самостоятельно, без грубого вмешательства человеческого небалетного языка.

Мария Хорева и Тимур Аскеров, «Бриллианты». Фото С.Аввакум
Мария Хорева и Тимур Аскеров, «Бриллианты». Фото С.Аввакум

Намекну лишь, что подготовке роли с первой исполнительницей «Бриллиантов», Сьюзен Фаррелл, предшествовали не просто длительные разговоры о смысле будущего балета, но даже специальное путешествие в одну из европейских стран…

Зачем? Если дискуссия будет активной и объемной, мы можем вернуться к обсуждению этого вопроса, но что-то мне подсказывает, что он интересует очень небольшую часть балетной публики, а стоит ли тогда обижать остальных ненужными ответами на несозревшие вопросы?

В ходе работы над балетом Баланчин удалил первую часть симфонии, сочтя её не совместимой с балетным танцем. Вы только представьте — взять и вычеркнуть так называемую интродукцию из произведения великого композитора! А может быть, именно в ней и скрывается некий особенный смысл или мелодический рисунок, который будет развиваться в оставшихся четырех частях? Как такое можно позволить себе сделать без согласия автора? Было бы очень интересно это обсудить со специалистами в области симфонической музыки.

Читайте продолжение...

Подпишитесь, чтобы не пропустить

Мария Хорева — честный балет от первого лица | Дзен

Читайте часть 1

Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»
Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»

Можно почитать и посмотреть:

  • Nancy Reynolds. Repertory in Review. New York: Dial Press, 1977
  • Choreography by Balanchine. Diamonds [Видеозапись] URL: https://youtu.be/5WOwWjwm-QY