Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Как известная венгерская прог-роковая группа «Locomotiv GT» скатилась в попсу и проехала на ней до самого Третьего Тысячелетия

Венгерская рок-группа Locomotiv GT с самого начала была супер-группой, потому что в ее состав вошли уже хорошо известные музыканты. Однако, начав с очень качественного прогрессивного рока, «Локомотивы» на следующий год перессорились между собой, и в результате превратились в обычный поп-коллектив в расчете на дискотеки и танцполы. Как они на этой попсе проехали первые годы – об этом раритетный материал из старого советского журнала «Клуб и художественная самодеятельность» за 1971 год. К ВНИМАНИЮ МОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ! У КОГО НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ЮТУБ ДЛЯ ПРОСМОТРА РОЛИКОВ - ЗАХОДИТЕ НА НЕГО ЧЕРЕЗ VPN. БЕСПЛАТНЫЙ VPN ВСТРАИВАЕТСЯ В БРАУЗЕР ЯНДЕКС И ВКЛЮЧАЕТСЯ В «НАСТРОЙКАХ». Статью о дебютном альбоме венгерской рок-группы Locomotiv GT я разместил когда-то здесь: «Locomotiv GT», 1971 г. ~ дебютный альбом венгерской супер-группы, открывший ей путь в США, Европу и Японию А вот теперь пришла очередь завершить рассказ об этой группе, потому что начиная со второго альбома, выпущенного в 1972 году, музыкан

Венгерская рок-группа Locomotiv GT с самого начала была супер-группой, потому что в ее состав вошли уже хорошо известные музыканты. Однако, начав с очень качественного прогрессивного рока, «Локомотивы» на следующий год перессорились между собой, и в результате превратились в обычный поп-коллектив в расчете на дискотеки и танцполы. Как они на этой попсе проехали первые годы – об этом раритетный материал из старого советского журнала «Клуб и художественная самодеятельность» за 1971 год.

Один из последних составов Locomotiv GT. Габор Прессер - в середине, в очках
Один из последних составов Locomotiv GT. Габор Прессер - в середине, в очках

К ВНИМАНИЮ МОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ! У КОГО НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ЮТУБ ДЛЯ ПРОСМОТРА РОЛИКОВ - ЗАХОДИТЕ НА НЕГО ЧЕРЕЗ VPN. БЕСПЛАТНЫЙ VPN ВСТРАИВАЕТСЯ В БРАУЗЕР ЯНДЕКС И ВКЛЮЧАЕТСЯ В «НАСТРОЙКАХ».

Статью о дебютном альбоме венгерской рок-группы Locomotiv GT я разместил когда-то здесь:

«Locomotiv GT», 1971 г. ~ дебютный альбом венгерской супер-группы, открывший ей путь в США, Европу и Японию

А вот теперь пришла очередь завершить рассказ об этой группе, потому что начиная со второго альбома, выпущенного в 1972 году, музыканты решили, что попсовики из них выйдут более зачетные, чем рокеры. С этим был не согласен фронтмен «Локомотивов» и он же одновременно бас-гитарист Кароль Френрейш, и он покинул группу, создав в 1973 году самый крутой хард-роковый венгерский коллектив «Skorpio». Об этом я написал тут:

Skorpio «A Rohanas», 1974 г. ~ самый убойный хардовый альбом во всей венгерской рок-музыке и по сей день

И вот, стали «Локомотивы» попсовиками, и начали записывать такую музыку, которая, по их разумению, принесла бы им гораздо больше денег, чем прог-рок или хард-рок. До 2002 года группа записала 13 студийных альбомов на венгерском языке, три альбома на английском и два мюзикла, которые хоть и считаются сольниками органиста группы Габора Прессера, но в их записи «Локомотивы» принимали непосредственное участие, а также некоторые номера из которых прочно вошли в концертный репертуар группы.

На видео: Locomotiv GT в 1971 году, песня "Boldog vagyok" ("Я счастлив"), вышедшая на сингле в августе, но на альбом не вошедшая

И вот, кроме первых двух альбомов и одного более-менее приличного арт-рокового мюзикла (1975 г.) все остальное творчество Locomotiv GT представляло какие угодно стили – от джаза до голимой попсы, - но к рок-музыке оно не имело совершенно никакого отношения.

Участники Locomotiv GT в 1971 году - Габор Прессер, Джозеф Лаукс, жена Лаукса - Анна Адамиш (поэтесса группы), Кароль Френрейш и Томаш Барта
Участники Locomotiv GT в 1971 году - Габор Прессер, Джозеф Лаукс, жена Лаукса - Анна Адамиш (поэтесса группы), Кароль Френрейш и Томаш Барта

Вот поэтому я и не хочу больше об этой группе ничего писать, а предоставлю слово архивной статье, которая появилась в 1977 году в журнале «Клуб и художественная самодеятельность», и в которой мы можем прочесть всякие фантазии наших советских журналистов, стиснутых рамками вездесущей советской цензуры. Но, изучив последние данные по рок-группе «Локомотив», я убедился, что в этом древнем очерке – всё правда. Ну, нет многих достаточно важных мелочей, тем не менее материал этот раритетный и подлежит публикации в любом случае.

Журнал «Клуб и художественная самодеятельность», №1, 1977 г. с очерком "Лоеомотив" набирает скорость
Журнал «Клуб и художественная самодеятельность», №1, 1977 г. с очерком "Лоеомотив" набирает скорость

Журнал «Клуб и художественная самодеятельность», №1, 1977 г.

Рубрика: МАСТЕРСКАЯ. Автограф ансамбля

«ЛОКОМОТИВ» НАБИРАЕТ СКОРОСТЬ

Автор: Вяч. Осокин, журналист

История рождения этого квартета, ставшего в последние годы как бы символом венгерской популярной музыки, довольно необычна. В начале 1971 года будапештский еженедельник «Мадьяр ифьюшаг» («Венгерская молодежь») опубликовал на основе опроса читателей список символической «группы года», в который вошли органист Габор Прессер и ударник Йожеф Лаукс из «Омеги», гитарист Карой Френрейс из «Метро» и бас-гитарист Тамаш Барта из «Хунгари». Представьте себе удивление и радость любителей бит-музыки, когда вскоре было объявлено о создании ансамбля «Локомотив», участниками которого стала вся эта «четверка года».

Студийные альбомы группы Locomotiv GT, справа внизу - два сольника Г. Прессера 1973 и 1975 гг.
Студийные альбомы группы Locomotiv GT, справа внизу - два сольника Г. Прессера 1973 и 1975 гг.

Летом 1971 года первая венгерская «супергруппа», как окрестили ее журналисты, дебютировала в клубе Будапештского университета. «Мы будем играть в стиле хард-рок», - объявил руководитель «Локомотива» Габор Прессер. И действительно, это была напряженно-экстатическая музыка: таинственные звучания органа и синтезатора, предельно «задецибеленные» остинато гитары и баса, «машинизированная» ритмика. Все это характерные черты господствующей тогда манеры; именно так звучали ведущие английские ансамбли начала 70-х годов. Однако музыканты «Локомотива» сплавляют с этими «общепринятыми» элементами и свои индивидуальные. И прежде всего своеобразный мелодизм, характерный для венгерского фольклора - вербункоша и чардаша. Достаточно было услышать всего несколько тактов этой музыки, чтобы понять: это современно и это по-венгерски! Еще одна важная «составляющая» ансамбля - оригинальные песни, в основу которых легли стихи, принадлежащие перу молодой поэтессы Анны Адамиш.

Три студийных альбома Locomotiv GT, записанных на аенлийском языке и выпущенных за рубежом
Три студийных альбома Locomotiv GT, записанных на аенлийском языке и выпущенных за рубежом

«Локомотив» имеет полный успех. Осенью 1971 и весной 1972 года выходят две его первые пластинки, обе ставшие «золотыми» (такой титул присваивают в Венгрии дискам, распроданным в количестве свыше 100 тысяч экземпляров).

Осенью того же 1971 года «Локомотив» впервые выезжает за рубеж - на Международный фестиваль эстрадной песни в Токио. Песня Габора Прессера на слова Анны Адамиш «Прикоснись ко мне», исполненная ансамблем на конкурсе, получает специальный приз жюри. И... началось! Поездка в Японию обращает на ансамбль внимание английских импрессарио, и вот «Локомотив» уже в Лондоне... Правда, редко кто из музыкантов «с континента» может похвастаться успехами в этой «колыбели современной популярной музыки»: жители туманного Альбиона обычно хранят верность своим собственным певцам и ансамблям. «Локомотив» становится одним из редких исключений, «Сенсация! И пришедшая не с запада, а с востока!» - писал влиятельный «Нью Мьюзикал Экспресс». А вскоре фирма «Си-Би-Эс» выпускает альбом с десятью песнями «Локомотива», записанными на английском языке.

На аудио: песня из сольника Г. Прессера "Harminceves Vagyok", 1975 г.

Так «Локомотив» становится удачливым «экспортным» составом. Венгерская пресса охотно пишет об его успехах за рубежом; зато поклонники ансамбля ждут не дождутся появления ансамбля в Будапеште... А тем временем «Локомотив» совершает многомесячное турне по Соединенным Штатам Америки. Это, кстати, первая рок-группа из социалистической страны, приглашенная в США на гастроли такого масштаба. «Мы решили противопоставить высокопрофессиональной, но несколько монотонной, однообразной американской поп-музыке свой, венгерский стиль исполнения, - рассказывает барабанщик «Локомотива» Йожеф Лаукс. - Только таким образом там можно чего-либо добиться. Мы дали 25 концертов в больших городах: Нью-Йорке, Кливленде, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Далласе... Объехали почти все штаты, летали самолетами, а иной раз и вертолетами. Все это было очень трудно физически, но такова уж судьба музыканта - быть там, где его хотят слышать. Импрессарио обычно «спаривал» нас с каким-либо известным американским составом, и, таким образом, мы выступали вместе с «Слай энд Фэмили Стоун», «Бич Бойс», «Гранд Фанк Рейлроуд» и другими популярными коллективами. Американцы слушали нас с интересом, прием был горячий...»

На аудио: еще одна песня из сольника Г. Прессера "Harminceves Vagyok", 1975 г.

Впечатления от выступлений в США на фестивалях и концертах-гигантах с аудиторией в десять, тридцать, пятьдесят и более тысяч слушателей дали «Локомотиву» основу сюжета их первого мюзикла «Воображаемый репортаж с фестиваля поп-музыки». Мюзикл был поставлен в будапештском театре «ВИГ». Год спустя Габор Прессер пишет музыку уже ко второму спектаклю подобного рода «Мне тридцать лет», посвященному 30-й годовщине Венгерской Народной Республики...

Ансамбль находится сейчас в отличной исполнительской форме. Душой группы, как всегда, остается Габор Прессер - он не только играет на рояле и органе, но и непринужденно ведет концерт. Основной солист группы - виртуоз-гитарист Янош Карачонь (это, кстати, единственная персональная замена в группе за шесть лет: Карачонь играет вместо Кароя Френрейса, который организовал собственный ансамбль под названием «Скорпион»). Бас-гитарист Тамаш Барта часто откладывает в сторону свой инструмент, чтоб сыграть соло на саксофоне: он владеет обоими инструментами...

В планах группы работа над третьим мюзиклом и новыми пластинками, на обложке которых по традиции будет изображен отчаянно мчащийся на всех парах вперед старенький локомотив.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Хард-рок («острый рок») - стиль, сложившийся в рок-музыке к началу 70-х годов, отличающийся подчеркнутой жесткостью ритма, электронной «подкраской» всех инструментов ансамбля и некоторой мелодической монотонностью. Наиболее известные представители хард-рока «Лед Зеппелин», «Блэк Саббат», «Дип Пёрпл», «Юрай Хип».

КОНЕЦ ОЧЕРКА.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ВЕНГЕРСКОЙ РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Пять венгерских рок-групп, которые в 70-х заявили о себе хотя бы одним ударным рок-диском

Группа «Omega» - венгерская Красная Звезда. История создания первых записей, 1966-1970 гг.

В 1977-м году венгерская супер-группа Piramis записала один из самых убойных в Европе рок-альбомов, а потом понемногу сдулась

Почему конверт альбома Omega 4 «Elo» 1972 г. был отпечатан на алюминиевой фольге, а не на бумаге?

В 1981 году венгерская рок-звезда «Омега» умерла на высокой ноте с шикарным альбомом «Omega X: Az arc». Ну а дальше – туши свет, иди домой