Найти в Дзене
Воздух Писателя

Пишем книгу || Часть 3. Создание персонажа

Оглавление

Подготовил серию статей о том, как новичку написать свою первую книгу (основываясь на собственном опыте). Это третья статья, в которой собрал основные приёмы, которые использую, создавая образ персонажа.

Предыдущая часть — о создании «скелета истории». Ссылка на всю серию статей — в конце.

В прошлой статье мы наметили общую канву истории — создали её скелет. Сегодня мы создаём наполнение для первой части — «Герой в стазисе» («Герой в зоне покоя»).

Ещё до того, как неостановимая сила встретится с несдвигаемым героем в зоне покоя, в герое уже должны быть заложены все характеристики, которые позволят ему преодолеть все испытания. Как говорится, «нам не дают тех испытаний, которые бы мы не смогли преодолеть». Вам нужно заложить в образ героя все те качества, которые ему пригодятся на том пути, который вы для него задумали: как недостатки, которые сыграют с ним злую шутку, так и силы, которые помогут ему собраться и выстоять.

Шаг 1. Ключевое противоречие персонажа

Первый шаг — понять, в чём странность героя, сжатая в нём как пружина, которая рано или поздно распрямится и отправит его в путь.

Взгляните на своего персонажа и решите, что его выделяет среди всех похожих? В нём просто обязано быть какое-то противоречие. Одна сторона его образа резко контрастирует с другой.

Послушный офисный планктон днём, хакер — ночью (Нео из "Матрицы")
Самый обычный журналист-очкарик, который на самом деле спасает людей (Кларк Кент из "Супермена")
Человек, который ненавидит людей за то, что они придаются смертным грехам, готов сам умереть из-за того что грешит (Убийца из "Семи")
Миллионер прикован к инвалидной коляске и не может наслаждаться своим богатством (Филиппе из "1+1")
Тридцать лет и три года лежал на печи парень, а потом сразу же стал богатырём (Илья Муромец из русских былин).

Если в вашем герое этот контраст — не очевидный, значит нужно лучше узнать своего героя. Дорисуйте противоречие. Даже внутри самого обычного человека живут противоречия: в тихом омуте черти водятся и всё такое.

Из этого противоречия и рождается история.

Потренируемся:

Слабо
Обычный парень из обычной семьи, у него не ладятся отношения с девушками.

Сильнее
Смертельно больной парень мечтает о вечной любви.
Обычный парень, запертый в тоталитарном обществе, вынашивающий план побега из страны.
Обычный парень, который помогает любым встреченным бабушкам
(явно что-то задумал, подлец, правда же?)

Слабо
Брутальный рыцарь с секирой, побеждающий всех на своём пути

Сильнее
Слепой рыцарь с острым, как лезвие мечом, но ржавыми доспехами
Девушка-воин, которая побеждает многих знатных рыцарей, унижая их тем самым

Образ сразу приобретает глубину. Сразу же рождается история.

Но это ещё не всё! Давай узнаем героя лучше!

Шаг 2. Посади героя на СТаНЦию

Кажется, половина первых подписчиков этого канала пришла со статьи «Посади героя на СТаНЦию»: как сценаристы придумывают персонажей, но я всё равно расскажу об этом снова, но по-другому.

Что такое СТаНЦия? Это слово, выбранное Александром Молчановым (автором учебника для сценаристов «Букварь сценариста») для запоминания основных характеристик героя, который нужно описать, чтобы получился трёхмерный интересный герой.

Заглавные буквы в этом слове обозначают:

1. С — сокровище.
2. Т — тайна.
3. Н — недостаток.
4. Ц — цель.

-2

Сокровище. Некая особенность, которая поднимает нашего героя над всеми. То, чем хотел бы обладать читатель.

Форрест Гамп быстро бегает.
Декстер умеет выслеживать преступников и убивать их.
Ганнибал Лектор очень умный и хитрый.
Джон Коффи излечивает все болезни.
Человек-Паук передвигается по стенам и стреляет паутиной.

Если сокровище читателю кажется непривлекательным, тогда и история может не привлечь. Например, не каждый мечтает иметь власть над людьми и решать, кому жить, а кому умереть. Поэтому таким людям, вероятно, не понравится сериал «Декстер», но фильм «Молчание ягнят» понравится, потому что там главная героиня — умная женщина-детектив.

Простите за мой маркетологовский язык, но Сокровище — это то, что привлекает вашу целевую аудиторию.

Тайна. Особенность, которую герой хочет утаить от других.

Откуда шрам у Аль Капоне?
Чем занимается Декстер, пока его никто не видит?
Кто скрывается под маской Человека-Паука?
Кто создал Mr. Freeman?

Факт, который пытается утаить герой, может быть незначительным. Но уже сама тайна приобретает значимость.

- Чем вы занимаетесь?
- Каждый месяц я делаю пятьдесят человек счастливыми...
- И на какой же это работе можно так делать?
- А вот это уже тайна!

Интересно же? Пусть человек всего-навсего бухгалтер в небольшой фирме, зато правильная подача создаёт ореол тайны и делает персонажа интреснее. То, что нам нужно.

***

Интересный факт. О первых двух свойствах писал ещё Достоевский словами Великого Инквизитора. Правда сокровища он разделил на две составляющие: «чудо и авторитет». А тайна — так и является тайной. Вот цитата:

Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия, - эти силы: чудо, тайна и авторитет.

«Братья Карамазовы», Ф.И.Достоевский.

***

Недостаток. Неуязвимый герой без недостатков редко вызывает сочувствие у читателя, потому что читатель будет уверен, что герою никогда ничего не угрожает.

У Гарри Поттера — волшебник, вырванный из волшебного мира.
Шерлок Холмс наркоманит и выбешивает людей.
Форрест Гамп — дурачок.

Эти недостатки создают множество препятствий для героя на его пути. Возможно даже становятся причиной, почему ему приходится «отправиться в путешествие».

Цель. То, ради чего герой просыпается по утрам. Для чего он вообще ввязывается в историю. Чего он хочет достичь?

Чего хочет Гарри Поттер? Раскрывать тайны и сражаться с драконами? Нет, он хочет навсегда убежать из мира маглов, где он никому ненужный сирота. Поэтому когда приходят беды, способные разрушить мир, в котором он — один из самых почитаемых волшебников, он стремится с ними разобраться. Он больше всех хочет, чтобы Хогвартс существовал, и ему не пришлось бы возвращаться к Дурслям навсегда.
Чего хочет Гамлет? Сражаться на клинках с друзьями? Убивать всех? Нет, он хочет лишь справедливости. Чтобы убийца отца был отомщён. Чтобы призрак отца не преследовал его.

Шаг 3. Больше, чем СТаНЦия

Когда я начинаю писать историю и рассказывать о персонаже, приёма «посади героя на СТаНЦию» оказывается недостаточно.

Допустим, тот факт, что герой любит собак — это сокровище или недостаток? Он не вызывает зависть, но и не мешает герою жить (ну, разве что ему придётся выбирать — жить человеку или собаке, но я ни за что не дам своему герою такой выбор!!!). Так что же мне — вообще не писать о том, что герой любит собак? Думаю, найдутся комментаторы, которые скажут, что да, если характеристика не двигает историю, то к чёрту такую характеристику.

Но если характеристика помогает читателю проникнуться сочувствием к герою? Заставить читателя ассоциировать себя с героем? Это точно полезная характеристика!

Поэтому я всегда в характеристики героя добавляю больше элементов, чем просто сокровище, тайна, недостаток и цель. Давайте пройдёмся по ним.

Давайте разберём все основные составляющие образа, которых нам ещё не хватает.

Что вызывает зависть читателя

Сокровища нематериальные. Личные качества персонажа, его таланты, суперсила. Внешняя и/или сексуальная привлекательность — сюда же.

Сокровища материальные  — предметы, вещи, люди, которые принадлежат или окружают персонажа. Их ещё можно назвать артефактами персонажа (да, люди в его окружении — тоже артефакты).

Материальные сокровища Тони Старка — деньги, дорогие машины, красивые девушки и, конечно же, костюм Железного Человека. Нематериальное богатство — его незаурядный ум.
Материальные сокровища Гарри Поттера — волшебная палочка, деньги, оставленные родителями, плащ-невидимка, друзья. Нематериальные сокровища — известность, ловкость для ловли снитчей, отвага.

Что вызывает сопереживание читателя

Недостатки. Черты, которые мешают наслаждаться герою своими сокровищами в полной мере. В общем, всё то же, что я описывал раньше.

У Тони Старка в груди специальный источник энергии, который поддерживает его жизнь и питает костюм Железного Человека. Если он будет использовать возможности костюма слишком активно, то может умереть.

Слабости. Характеристики, которые показывают человеческую природу персонажа. Любовь к каким-то особенным пирожным. Любовь к животным (вообще). Хобби. Юмор. Традиции. Дружелюбие. Бесхребетность. Жертвенность. Чувство одиночества. Психологические особенности. Ритуалы.

Гарри Поттер — сирота, которому не дарят подарков. Добрый — заботится о сове Букле, заботится о домовёнке Добби.
Тони Старк — убойно и остро шутит. Влюблён в свою помощницу.
Авиатор в исполнении Леонардо Ди Каприо — гермофоб, постоянно моющий руки.

Привязанности. Вещи и люди, которые дороги персонажу, которых он боится потерять. Любимый человек. Любимое животное. Привычки. Фетиши.

Тётя Мэй — главная привязанность Питера Паркера (Человека-Паука), в кого бы он ни был сейчас влюблён.
У маски с Джима Керри есть майло.
У Гарри Поттера есть друзья и Букля.

Травма или «Призрак из прошлого». Главный источник страхов, фобий и неуверенности героя. Некое событие, к которому персонаж мысленно или в кошмарах возвращается снова и снова.

Призрак из прошлого Гарри Поттера — смерть родителей.
Призрак из прошлого Антона Городецкого (который из фильма «Ночной дозор», не из книги) — он дал согласие на убийство ребёнка.
Призрак героя Сильвестера Сталлоне в фильме «Скалолаз» — он не удержал девушку, что была с ним.

-3

Что удерживает интерес читателя

Тайна внешняя. Это та, которую герой хочет раскрыть. Кто убийца? Кто

Тайна героя. Та, которую герой скрывает от всех.

Тайна Гарри Поттера — убийство Волан-де-Морта. Он и сам не знает, как победил его в колыбели. При этом он постоянно распутывает тайны — то тайну философского камня, то тайну Тайной комнаты, то тайну сбежавшего узника Азкобана...
Тайна большинства супергероев — их реальная личность.
Тайна Декстера — убийства. При этом он постоянно расследует дела других убийц.
Любой детектив — распутывает тайны других людей. При этом у каждого детектива есть «скелет в шкафу».
Не только у главных персонажей должны быть тайны. Тайну профессора Люпина впервые выдаёт боггарт (хотя с такой фамилией, как можно что-то спрятать?)
Не только у главных персонажей должны быть тайны. Тайну профессора Люпина впервые выдаёт боггарт (хотя с такой фамилией, как можно что-то спрятать?)

Цель внешняя. То, к чему конкретно стремится герой в вашей истории. Он считает это главным шагом на пути к мечте. То, за чем читатель непосредственно следит.

Это как в обычной жизни — блогер ставит цель «набрать 100 000 подписчиков» в своих соцсетях. И рассказывает нам, что он для этого делает. А мы следим. Но на самом-то деле ему не подписчики нужны, правда же?

У героя мультфильма «Душа» в рамках истории внешняя мечта — сыграть в джаз-бэнде (для этого ему нужно выполнить несколько промежуточных целей: чтобы сыграть в бэнде, ему нужно вернуться на Землю, но чтобы вернуться на Землю, ему нужно показать душе номер 22, почему жить — здорово...).
Внешняя цель Форреста Гампа — найти своё место в мире. Для этого он идёт в университет, потом — в армию, занимается спортом, открывает креветочный бизнес, — общество учит его тому, что так он покажет себя настоящим мужчиной.

Что подарит катарсис читателю

История в итоге будет неполной, если к концу истории ваш герой не изменится. Только когда герой достигнет того чего по-настоящему внутренне хочет, мы сможем порадоваться за него.

Цель внутренняя. Неосознанная потребность героя, к чему он на самом деле стремится. Именно достижение её позволяет читателям порадоваться за героя. Именно в этом проявляется изменение героя. Так герой преодолевает «ключевое противоречие».

Внешняя цель зайки из «Зверополиса» — стать настоящим полицейским. Но внутренняя — преодолеть стереотипы о хищниках.
Внутрення цель Форреста Гампа — быть счастливым семьянином, быть достойным для продолжения рода.
Внешняя цель четы стариков из «Погребенного великана» — найти деревню сына. Внутренняя (истинная) цель — получить прощение.

-5

Полный список характеристик:

  1. Ключевое противоречие персонажа.
  2. Материальные сокровища.
  3. Нематериальные сокровища.
  4. Недостатки.
  5. Слабости.
  6. Привязанности.
  7. «Призрак из прошлого».
  8. Тайна героя.
  9. Внешняя тайна, которую герой пытается распутать.
  10. Внешняя цель.
  11. Внутренняя цель (должна рифмоваться с ключевым противоречием).

Дерзайте! Пишите!

PS.

Почему я использую примеры из фильмов, хотя говорю про читателей и книги? Нет, не потому, что я мало читаю. Просто я стараюсь брать примеры из наиболее широко известных в массовой культуре историй. А это, конечно же, фильмы.

----

Автор текста: Макс Ридд

Больше статей о писательстве:

Пишем книгу: от идеи до первого черновика | Воздух Писателя | Дзен

Где меня искать: