Если ребёнок плохо пишет, читает, считает, на него зачастую ставят клеймо необучаемого, глупого, ленивого, педагогически запущенного. Но не всегда причина неудач именно в этом. Иногда дети не могут научиться писать, читать и считать из-за дисграфии, дислексии и дискалькулии.
Что такое дисграфия?
Дисграфия — специфическое нарушение письма, при котором у ребёнка наблюдаются сложности с освоением письменной речи. Дисграфия не связана с нарушениями слуха, зрения или интеллекта. Она появляется из-за особенностей строения мозга, нейронной сети и межполушарных связей.
Итак, дисграфия проявляется как трудности с обучением письму: ребёнок пишет некрасиво, с ошибками, заменяет или пропускает буквы, зеркалит их. При этом нарушений интеллекта у ребёнка нет: он может быть начитанным, общительным, знать все правила, которые изучают на уроке, но писать с ошибками.
В европейской практике дисграфию рассматривают как частный случай дислексии, поскольку оба расстройства связаны с особенностями развития мозга и часто проявляются вместе. Дисграфия может сопровождаться проблемами с чтением, дискалькулией (нарушением в освоении счёта) и СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).
Дисграфия приводит к сложностям в обучении, поскольку в школе требуется ровный почерк, письмо без ошибок, аккуратность. Однако ребёнок с дисграфией не может соответствовать этим требованиям. Ключевое слово — «не может». Ему сложно, он видит буквенный мир иначе.
Дисграфия влияет на интеллект?
Дисграфия никак не связана с интеллектом — проблемы не затрагивают те отделы мозга, которые отвечают за умственное развитие. Да, ребёнок плохо пишет и делает ошибки. Но он может быть талантлив в другом. Например, выступает на сцене, творчески подходит к решению задач, обладает феноменальной памятью.
Известно немало примеров, когда ребёнок с дисграфией вырастал и становился успешным человеком. Например, Евгений Гришковец в интервью рассказывал, что у него были проблемы в школе как раз из-за дисграфии. Правда, диагноз ему не ставили, а просто считали его лентяем. Это не помешало ему стать известным драматургом, музыкантом и писателем.
Детям с дисграфией нужен особый подход, но взрослые обычно не понимают этого и стригут всех под одну гребёнку. В итоге постоянная критика, непонимание и попытки загнать ученика с дисграфией в жёсткие рамки роняют его самооценку, могут привести к тревоге и неврозу. А на почве психологических проблем вырастают и проблемы с учёбой.
Как выявить дисграфию
Признаки того, что у ребёнка дисграфия:
- не делает пропуски между словами;
- вылезает за поля тетради, не может научиться правильно переносить слова;
- пишет зеркально буквы «с», «э», «з», «б»;
- переворачивает цифры;
- путает парные по звонкости/глухости согласные;
- путает похожие по написанию буквы, например «ц» и «ч»;
- забывает, как пишутся редко встречающиеся буквы;
- пропускает буквы, которые не связаны с орфограммами;
- путает буквы «и» и «у»;
- задваивает буквы;
- заменяет гласные в ударных слогах;
- меняет буквы местами;
- не может применить правило на письме;
- пишет неразборчиво;
- делает ошибки в согласовании слов;
- смешивает прописные и строчные буквы;
- пропускает предлоги и союзы;
- неправильный размер или наклон букв.
Если вы заметили у ребёнка одну или несколько из этих проблем, то не стоит сразу ставить диагноз и заниматься самолечением. Во-первых, диагностикой дисграфии должен заниматься специалист в ходе полного обследования. Во-вторых, у дошкольников и первоклассников некоторые из перечисленных симптомов могут быть частью нормы и постепенно проблема решается сама.
К какому врачу обратиться
Диагностику нужно начать с обследования у окулиста и лора, чтобы исключить проблемы со зрением и слухом. Если нарушений нет, то следует обратиться к другим специалистам:
- Нейропсихологу. Он может выявить проблемы, связанные с развитием мозга и психических процессов. При необходимости он назначит коррекцию, которая поможет достроить нейронную сеть и укрепить межполушарные связи.
- Логопеду. Он не только помогает исправить дикцию, но и учит пересказывать тексты, строить связный рассказ, работает над проблемами пропусков и зеркального написания букв. Логопед не исследует мозг, но подбирает методику, которая помогает преодолеть проблемы с письмом.
- Психологу. Он не убирает саму дисграфию, но работает с сопутствующими ей психологическими проблемами, с которыми зачастую сталкивается ребёнок из-за насмешек одноклассников и давления со стороны учителей.
Советы для родителей детей с дисграфией
Помощь нужна не только ребёнку, но и родителям, поскольку они тоже испытывают на себе давление общества, а ещё на них ложится огромный труд по воспитанию и обучению ребёнка, который отличается от других: нужно применять иные подходы и методики.
Родителям важно видеть в ребёнке не автомат по добыванию пятёрок, а личность со своими особенностями, недостатками, талантами, проблемами. То есть не оценивать, а просто любить его таким, какой он есть.
В семье должна быть поддерживающая, добрая и понимающая среда, поскольку ребёнку и так сложно — его оценивают буквально все и везде.
Важные факты:
- Ребёнок не виноват в своих проблемах.
- Школьнику тяжело. Не будьте ему судьёй.
- Дислексия — не болезнь, а расстройство.
- Интеллект ребёнка с дислексией не повреждён. Такой школьник на деле может быть умнее одноклассников с ровным почерком.
- Дислексия и прочие сложности в обучении сами не проходят. Нужно обращаться к специалистам.
- Нужно хвалить ребёнка даже за незначительные успехи.
- Не стоит акцентировать внимание на том, что ребёнок особенный.
Родители могут столкнуться с тем, что учитель не умеет работать с детьми, у которых дисграфия/дислексия. Важно поговорить с ним и объяснить, что у ребёнка особые потребности. Если учитель не идёт навстречу, а одноклассники насмехаются, то нужно менять класс или школу.
Для самих родителей тоже важна психологическая поддержка, хобби, общение с теми, кому знакома эта же проблема.