X. Метро. Дворцы. Музей Ленина.
Начало здесь
Предыдущая глава
Недавно посреди ночи в общежитии на нашем этаже послышался шум и громкие крики. Мама выскочила в коридор, увидела драку и бросилась разнимать пьяных пацанов. Кому-то из них разбили бровь до крови, мама обрабатывала ему ссадину в нашей комнате. С этого времени ее стали воспринимать как еще одного воспитателя общежития. Заходят к нам, то за таблетками, то за иголкой с ниткой, то за сахаром.
Идем мы как-то с мамой на кухню, а в коридоре с обеих сторон вьетнамцы или лаосцы, не знаю, сидят на полу, ноги вытянули. И когда мы к ним подошли, один из них говорит другому: «Убери руки», а тот смотрит на свои ноги и поправляет: «Ноги».
В центр города, где все музеи, мы еще не ездили, в основном передвигаемся по району на трамвае или троллейбусе. Но сегодня мы решили поехать в Эрмитаж, погулять по Дворцовой площади и Невскому проспекту. Женя сказал, что на трамвае мы будем ехать туда полдня. Все ездят на метро, это быстро и удобно. Он объяснил нам с мамой, как им пользоваться, мы все поняли и вот спускаемся по эскалатору куда-то на глубину.
В метро особый, не такой, как на улице, запах, откуда-то дует теплый ветер, и с жутким грохотом на огромной скорости проносятся поезда.
Мы зашли в поезд, он тронулся, разогнался, влетел в какой-то черный туннель, и тут маме стало страшно. Я это поняла по ее побледневшему лицу и растерянному взгляду. Глядя на нее, я тоже испугалась. Рядом с нами стояла пожилая тетенька интеллигентного вида, она улыбнулась и спросила маму: «Вы первый раз в метро?». Мама ответила: «Да, здесь очень страшно, под землей», и тетенька каким-то особенным, теплым голосом спросила, куда мы едем, откуда сами, а потом стала рассказывать, что в метро многие боятся, когда спускаются первый раз, но совершенно напрасно, ведь здесь все очень надежно сделано, и остановка будет уже скоро, вот прямо сейчас, поезд едет очень быстро и мы уже почти приехали. От разговора с этой славной женщиной мы с мамой успокоились, и теперь будем бояться метро не так сильно. Мама потом сказала, что эта тетенька - настоящая ленинградка.
В Эрмитаже нам выдают войлочные тапочки, и мы ходим в них часа три, из одного зала в другой, эти залы огромные, их бесконечно много, в конце концов, от знаменитых картин уже рябит в глазах. Больше всего я запоминаю картину Леонардо, где мадонна, сама еще совсем девочка, держит на руках пухлого младенца. Картина удивляет меня своими крохотными размерами, она чуть больше альбомного листа.
Чтобы лучше ориентироваться в городе, мы покупаем карту Ленинграда. Так намного удобнее – на карте обозначены все остановки и номера автобусов, трамваев, это здорово помогает нам в наших поездках.
На этой неделе мы переезжаем с мамой из общежития к ее университетской подруге, которая живет в пригороде Ленинграда – Петродворце. Дело в том, что в общежитии ждут какую-то проверку и посторонним надо выселиться.
Тетя Ира принимает нас радостно. У нее уютная небольшая квартирка. Дочке тете Иры, Лене, столько же лет, сколько и мне, она очень приветливая девочка, мы с ней ходим вместе в магазин, я рассказываю, как живу на Камчатке, а она мне про Ленинград. Лена учится играть на гитаре. Ее папа – настоящий мастер. Он своими руками сделал потайную комнату, дверь в которую открывается из шкафа. Там у него инструменты разные, все очень аккуратно сложено на полочках.
Тетя Ира советует нам с мамой, какие достопримечательности стоит посмотреть. Теперь мы каждый день посещаем какой-нибудь интересный музей. Женя с нами не ездит, он учится. Сначала отправляемся в Петергоф, там некоторые дворцы еще на реставрации, но открыт Монплезир, это маленький домик Петра Первого, который он по-французски назвал «Мое удовольствие».
На следующий день на электричке едем в город Ломоносов, бывший Ораниенбаум, где тоже осматриваем разные великолепные дворцы. Затем на очереди у нас Петропавловская крепость, которая маме особенно интересна как учителю литературы. Когда мы с другими посетителями заходим в тюремную камеру, где сидел под арестом Достоевский, внезапно гаснет свет и с лязгом захлопывается дверь. Это такая шутка экскурсовода.
Чтобы посмотреть Шлиссельбургскую крепость «Орешек», нам с мамой приходится плыть по Неве на скоростном речном катере. Шлиссельбургская крепость находится на острове, там холодно и ветрено.
После «Орешка» мы с мамой решаем немного просто прогуляться по городу и случайно забредаем в совершенно незнакомое место. Здесь непривычно тихо, нет никаких дворцов, туристов, улицы узкие и машин не так много.
Мне нравится такой Ленинград. Не шумный, скромный, без всей этой роскоши и блеска. Мы долго бредем по небольшой улочке в поисках станции метро, на улице дождливо и нам хочется скорее вернуться в теплую квартиру к тете Ире.
По пути нам встречается двухэтажное темно-коричневое деревянное здание с табличкой. Еще один музей? Но мы так замерзли, что готовы зайти туда просто, чтобы немного согреться.
Нас радушно встречает улыбчивая старушка. Да, это музей и мы в нем сейчас единственные посетители. Но для нас проводится полноценная экскурсия по всем комнатам. Здесь в конце девятнадцатого века в семье рабочего Обуховского завода, мимо которого мы недавно проходили, тайно жил Ленин. Он тогда скрывался под конспиративным именем Николай Петрович. Я помню эту историю из начальной школы. В домике очень тепло, уютно и он так не похож на все те царские дворцы, которые мы с мамой смотрели до этого. Нам не хочется отсюда уходить.
После музея мама посмотрела карту и сказала, что отсюда можно добраться до Жениного общежития на троллейбусе, откуда всем вместе поехать к тете Ире. Троллейбус идет почти полтора часа. Мама все-таки еще боится метро.
Продолжение здесь
Другие рассказы о детстве смотрите в подборке.
Если вам нравится эта публикация - поставьте ей лайк, пожалуйста. Оказывается, это очень важно для продвижения канала. А если вы хотите первыми увидеть продолжение истории про Ленинград или другие мои сочинения - обязательно подпишитесь. Ведь некоторые мои стихи и рассказы, из-за своеобразного восприятия алгоритмами Дзена просторечной лексики, видят только подписчики.
И, конечно же, интересно ваше мнение о прочитанном. Такая обратная связь очень ценна для автора. Напишите в комментариях: какими были ваши восьмидесятые? Сколько вам было тогда, что особенно запомнилось?