В 2000-м году один из самых популярных российских писателей авантюрного жанра Александр Бушков издал свой знаменательный роман-боевик «Дикое золото». Книга получилась просто потрясающей, и на этом можно было бы заканчивать, но автор решил продолжить. В результате появился цикл «Приключения Алексея Бестужева» из шести романов, каждая новая книга которого получалась всё хуже и хуже…
Прекрасно помню тот день лет пятнадцать назад. Иду я по улице и натыкаюсь на барахолку. Не ту, центральную, которая по субботам и воскресеньям га главном рынке, а небольшую, одну из тех, которые в укромных уголках города раскладываются прямо на бордюрах каждый день. И вот, иду я вдоль «торгового ряда», и вижу книгу с интересной обложкой.
На обложке – усатый царский жандарм в фуражке с револьвером – кого-то выслеживает прямо в комнате, где за столом какая-то девка сидит и боится. Книга называлась «Дикое золото», а имя автора – Александр Бушков. Да, и серия - «Русский проект», которую я тогда только-только начал собирать в свою библиотеку.
Вообще-то в то время я Бушкова не читал, потому что мне хватило знакомства с его одной из первых фантастических повестей – «Кошка в светлой комнате». Не понравилось мне это произведение, причем так сильно, что я после этого никогда не покупал книги Бушкова, которые мне на барахолках попадались даже по сущей дешевке.
Да еще неприязни добавил мне к Бушкову один мой друг, который запоем читал цикл «Пиранья», и постоянно порывался мне рассказывать о похождениях этого бывшего советского подводного диверсанта своими словами. Эффект был обратный – я эту «Пиранью» заочно невзлюбил еще больше, чем «Кошку».
Но вот книга «Дикое золото» меня вдруг заинтересовала – в первую очередь совсем небольшой ценой, отличной красочной обложкой, прекрасным состоянием и серией «Русский проект». Я взял книгу в руки и прочитал аннотацию:
«1908 год. В дикой шантарской тайге неуловимые и дерзкие налетчики грабят обозы, везущие с приисков золото. В сложнейшей головоломке переплетаются тайные игры жандармерии, сыскной полиции, охранного отделения, большевистских боевиков. Перестрелки и кровь, любовь и предательство - и никто еще не подозревает, что в небе вот-вот вспыхнет Тунгусский метеорит».
И вот, когда я прочитал аннотацию, то сразу загорелся еще больше, выложил продавцу требуемые им денежки и убежал домой – эта барахолка была за углом от моего двора. Мне всегда нравились дореволюционные таежные романы – я роман Шишкова «Угрюм-река» перечитывал с огромным удовольствием много раз, а тут еще и Тунгусский метеорит…
Короче, я в эту книгу влюбился заранее, несмотря на неприязнь к Бушкову как к писателю, и не ошибся. Прочитал я этот довольно толстый (хотя и большим шрифтом) роман за один день, и чтение это было таким увлекательным, что я до сих пор вспоминаю его с черной завистью к самому себе тогдашнему. Конечно, я потом перечитывал эту книгу, и почти с таким же удовольствием, но сами понимаете – любой детектив читается по-настоящему увлекательно только в первый раз, а потом, когда знаешь, чем кончится, уже не так интересно.
Нет, перечитывал я «Дикое золото» каждый раз с интересом – это роман не из серии «прочитал и забыл». Это очень крутой боевик, причем с экзотическим уклоном, и в романе столько деталей, что перечитывая его, каждый раз узнаёшь что-то новое. И даже местами не слишком профессиональная «обкатка» некоторых деталей меня не смущала – я прекрасно помнил, что Бушков не слишком хороший (как мне казалось на тот момент) писатель, и потому прощал ему эти огрехи. Меня волновал сам роман – и в нем автор выкатил всю свою фантазию, на которую был способен, а, оказалось, он был способен в этом плане на многое.
Наверное, думал я, экзотические дореволюционные таежные темы ему давались лучше, чем фантастика. А все остальное – мелочи.
Это потом уже, когда я все же начал читать покупаемые на барахолках книги Бушкова из интересовавшей меня как коллекционера серии «Русский проект», я понял, как ошибался. Прочитал я тогда и большинство его «Пираний», и много чего еще, а потом начал скупать вообще все книги Бушкова даже внесерийные, и даже в карманных форматах покет-буков. Прочитал почти всё, и вот узнал, что Бушкова я недооценивал – разве можно судить о писателе по единственной его, к тому же ранней повести, да по устным пересказам некоторых его романов?
Конечно, не все его книги мне нравились, например, я до сих пор не могу продолжить знакомство с циклом «Сварог», хотя у меня есть все эти книги, причем некоторые в разных изданиях. Раннюю фантастику Бушкова я тоже не воспринимаю. По сути, у него есть только один фантастический роман, которым я по-настоящему восторгаюсь, о нем я написал тут:
Есть еще некоторые книги этого автора, которые мне очень не нравятся, например, «Бульдожья схватка» или «Стервятник». Даже из сразу полюбившегося мне цикла «Пиранья» не все книги я воспринимаю. Но речь я сейчас веду не о других циклах и отдельных книгах Бушкова, а о конкретном романе «Дикое золото», который, как оказалось впоследствии, стал началом целого цикла!
Так, копаясь в Интернете, я совершенно случайно узнал, что Александр Бушков продолжил цикл похождений царского сыщика ротмистра Алексея Бестужева, и уже к тому времени успел накатать целых шесть новых романов. Цикл так и назывался – «Приключения Алексея Бестужева», и включал семь книг:
1). Дикое золото (2000 г.);
2). Непристойный танец (2001 г.);
3). Авантюрист (2009 г.);
4). Сыщик (2009 г.);
5). Комбатант (2009 г.);
6). Аргонавт (2010 г.);
7). Ковбой (2010 г.).
Правда, потом оказалось, что роман «Авантюрист» - это роман «Непристойный танец», только изданный под другим названием, так что в серии оказалось всего шесть книг.
И что я выяснил, прочитав все эти романы?
Основой серии было, конечно, «Дикое золото», и на этом серию можно было бы заканчивать, потому что Александр Бушков, получив солидный гешефт с первой книги серии, решил проехать на бешеной популярности романа дальше. Он срочно написал вторую книгу цикла – «Непристойный танец», и эту книгу мне удалось очень быстро купить на барахолке, правда, уже заметно подороже, чем «Дикое золото».
Интересно, что первый роман я вижу везде постоянно, а «Непристойный танец» увидел только один раз, когда я его купил. Раритетный он, что ли? Да вроде, нет, он был издан тем же тиражом, что и «Дикое золото» - 150 тысяч экземпляров, весьма приличный для 2000-х тираж, иных авторов и 5-тысячными тиражами издавали, и они не в обиде были…
Короче, прочитал я «Непристойный танец» и разочаровался. Во-первых, действие романа происходило в 1907 году, на год раньше, чем в «Диком золоте», потому никаким продолжением предыдущего шедевра тут и не пахло.
Во-вторых, хоть роман был написан нормальным языком, фантазии тут было гораздо меньше, он не тянул на крутой боевик, да и детективом оказался никчемным. К тому же в нем не было той таинственности и сибирской экзотики – действие происходило в основном в Австро-Венгрии, да и оппонентами ротмистра Бестужева были большевики, которые на крутых грабителей таежных «золотых обозов» никак не тянули…
Вот краткая аннотация издательства к этой книге:
«1907 год. Австро-Венгрия. Судьба свела сбежавшего из России авантюриста с большевистскими и эсэровскими террористами. Ему не хочется делать бомбы и участвовать в покушениях, он не горит желанием служить высоким идеям, но круговорот жестоких и кровавых загадок затягивает так глубоко, что при малейшей оплошности потерять можно все, и в первую очередь - жизнь...».
В общем, не понравился мне этот роман, и я его потом никогда не перечитывал. Вполне возможно, что при перечитывании я все же нашел бы в нем что-то более достойное, но я судил по первому впечатлению – «Дикое золото» мне понравилось сразу, а «Непристойный танец» - нет. Так что надо будет как-нибудь взять эту книгу в руки снова и провести эксперимент. А вдруг як этому произведению слишком строг?
Ну, а дальше пошло еще больше негатива. Александр Бушков выжидал несколько лет, и в 2009 году в седьмой раз переиздал «Непристойный танец», но уже под названием «Авантюрист». Зачем он это сделал – неясно, потому что все 2000-е годы книга выходила под своим первоначальным названием.
Но в том же 2009-м он продолжил свой цикл «Приключения Алексея Бестужева», за год дописав к нему еще четыре романа - «Сыщик» (2009 г.), «Комбатант» (2009 г.), «Аргонавт» (2010 г.) и «Ковбой» (2010 г.). Однако все эти четыре романа посвящены одной теме – путешествиям Бестужева по разным странам и континентам в погоне за одним странным изобретением какого-то инженера Штепанека. Это изобретение постоянно ускользает из рук сыщика, в результате чего он и предпринял всю эту одиссею, описанную в последних четырех романах серии.
Вот аннотация к первому роману этой «погоне за изобретением инженера Штепанека» - «Сыщик», из которой станет ясно, куда отправился ротмистр Бестужев после того, как закончил свою службу в сибирской тайге в романе «Дикое золото».
«Конец первого десятилетия XX века. Австро-Венгрия. Спецслужбы нескольких европейских стран начинают охоту за дальноглядом — аппаратом инженера Штепанека. Раздобыть «мнимонаучную химеру» для России поручено неуловимому царскому сыщику ротмистру Бестужеву.
Изысканная столица Европы, убаюканная в ритме вальса разбужена погонями, перестрелками и смертями. Новый роман Александра Бушкова из серии «Приключения Алексея Бестужева» - динамичный сюжет, колоритные характеры и увлекательная интрига»…
Приключения продолжаются в романе «Комбатант» - после того, как Бестужев упустил в Вене гениального инженера Штепанека и его новейшее изобретение, он бросается по следу беглеца в Париж. Вот краткая аннотация:
«Роман «Комбатант» - четвертая книга в серии «Приключения Алексея Бестужева». Погоня за дальноглядом - аппаратом Штепанека - продолжается по улицам и предместьям Парижа. Сыщик Бестужев оказывается в европейском логове революционеров и анархистов всех мастей и начинает настоящую «охоту на дьявола». Кто кого?»…
Но и в Париже Бестужеву не удается завершить свою погоню. Эпопея продолжается романом «Аргонавт»:
«1912 год. Непотопляемый «Титаник», чудо технической мысли своего времени, на пути через Атлантику. Сыщик Алексей Бестужев намерен использовать все шансы, чтобы разыскать на корабле и задержать пытающегося бежать в Штаты инженера Штепанека.
«Титаник» спешит к берегам Америки. На нем состоятельные господа, благородные особы, авантюристы и простой люд. И никто не догадывается, что ковчег грез скоро станет ковчегом смерти»...
Ну, и заканчивается цикл романом «Ковбой»:
«Счастливым образом избежав гибели на «Титанике», царский сыщик Алексей Бестужев очнулся на земле Северо-Американских Соединенных Штатов. Затейливый путь из Нью-Йорка в Вашингтон, полный похождений в жанре вестерна, запечатленных на кинопленку продюсерами Голдманом и Мейером, - единственная возможность спасти бесценные чертежи «дальногляда». Но надо еще выжить на этом «диком, диком весте»...
Больше А. Бушков продолжение этого цикла не писал, и это неудивительно – тиражи последних романов «приключений сыщика» упали в несколько раз, а другие проекты в это е время приносили денег гораздо больше.
А то, что тиражи сильно упали, так это тоже неудивительно. Прочитав все четыре последних романа цикла, я очень сильно разочаровался.
При первом чтении они мне показались не то что неинтересными, а совершенно никчемными. Наверняка А. Бушков строчил эти романы как из пулемета, не сильно напрягаясь в профессиональном плане. Сюжеты скучные, приключения вялые, герои ходульные, и даже некогда молодецкий сыщик Бестужев тут скорее напоминает робота из мультфильма «Ну, погоди!» - и мысли у него примитивные, и речи топорные, и действия чаще необдуманные, а точнее – просто дурацкие.
Короче, никчемное чтиво, написанное исключительно ради денег с надеждой на то, что эти книги сделает популярными только одно имя автора.
Вот так и закончилось мое знакомство с циклом «Приключения Алексея Бестужева», который начался во здравие, а закончился за упокой.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ: