Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Боевик «Дикое золото» - самый шикарный детективный роман Александра Бушкова, причем на совершенно экзотической основе

В 2000-м году один из самых популярных российских писателей авантюрного жанра Александр Бушков издал свой знаменательный роман-боевик «Дикое золото». Книга получилась просто потрясающей, и на этом можно было бы заканчивать, но автор решил продолжить. В результате появился цикл «Приключения Алексея Бестужева» из шести романов, каждая новая книга которого получалась всё хуже и хуже… Прекрасно помню тот день лет пятнадцать назад. Иду я по улице и натыкаюсь на барахолку. Не ту, центральную, которая по субботам и воскресеньям га главном рынке, а небольшую, одну из тех, которые в укромных уголках города раскладываются прямо на бордюрах каждый день. И вот, иду я вдоль «торгового ряда», и вижу книгу с интересной обложкой. На обложке – усатый царский жандарм в фуражке с револьвером – кого-то выслеживает прямо в комнате, где за столом какая-то девка сидит и боится. Книга называлась «Дикое золото», а имя автора – Александр Бушков. Да, и серия - «Русский проект», которую я тогда только-только нача

В 2000-м году один из самых популярных российских писателей авантюрного жанра Александр Бушков издал свой знаменательный роман-боевик «Дикое золото». Книга получилась просто потрясающей, и на этом можно было бы заканчивать, но автор решил продолжить. В результате появился цикл «Приключения Алексея Бестужева» из шести романов, каждая новая книга которого получалась всё хуже и хуже…

Александр Бушков в лучшие свои годы
Александр Бушков в лучшие свои годы

Прекрасно помню тот день лет пятнадцать назад. Иду я по улице и натыкаюсь на барахолку. Не ту, центральную, которая по субботам и воскресеньям га главном рынке, а небольшую, одну из тех, которые в укромных уголках города раскладываются прямо на бордюрах каждый день. И вот, иду я вдоль «торгового ряда», и вижу книгу с интересной обложкой.

На обложке – усатый царский жандарм в фуражке с револьвером – кого-то выслеживает прямо в комнате, где за столом какая-то девка сидит и боится. Книга называлась «Дикое золото», а имя автора – Александр Бушков. Да, и серия - «Русский проект», которую я тогда только-только начал собирать в свою библиотеку.

Александр Бушков, "Дикое золото", 2000 г., первое издание
Александр Бушков, "Дикое золото", 2000 г., первое издание

Вообще-то в то время я Бушкова не читал, потому что мне хватило знакомства с его одной из первых фантастических повестей – «Кошка в светлой комнате». Не понравилось мне это произведение, причем так сильно, что я после этого никогда не покупал книги Бушкова, которые мне на барахолках попадались даже по сущей дешевке.

Да еще неприязни добавил мне к Бушкову один мой друг, который запоем читал цикл «Пиранья», и постоянно порывался мне рассказывать о похождениях этого бывшего советского подводного диверсанта своими словами. Эффект был обратный – я эту «Пиранью» заочно невзлюбил еще больше, чем «Кошку».

Но вот книга «Дикое золото» меня вдруг заинтересовала – в первую очередь совсем небольшой ценой, отличной красочной обложкой, прекрасным состоянием и серией «Русский проект». Я взял книгу в руки и прочитал аннотацию:

«1908 год. В дикой шантарской тайге неуловимые и дерзкие налетчики грабят обозы, везущие с приисков золото. В сложнейшей головоломке переплетаются тайные игры жандармерии, сыскной полиции, охранного отделения, большевистских боевиков. Перестрелки и кровь, любовь и предательство - и никто еще не подозревает, что в небе вот-вот вспыхнет Тунгусский метеорит».

И вот, когда я прочитал аннотацию, то сразу загорелся еще больше, выложил продавцу требуемые им денежки и убежал домой – эта барахолка была за углом от моего двора. Мне всегда нравились дореволюционные таежные романы – я роман Шишкова «Угрюм-река» перечитывал с огромным удовольствием много раз, а тут еще и Тунгусский метеорит…

Последнее, 9-е издание романа "Дикое золото" - 2010 год. Показан уменьшенный формат с мягкой обложкой, но в 2009-м книга выходила и в нормальном формате с твердой обложкой
Последнее, 9-е издание романа "Дикое золото" - 2010 год. Показан уменьшенный формат с мягкой обложкой, но в 2009-м книга выходила и в нормальном формате с твердой обложкой

Короче, я в эту книгу влюбился заранее, несмотря на неприязнь к Бушкову как к писателю, и не ошибся. Прочитал я этот довольно толстый (хотя и большим шрифтом) роман за один день, и чтение это было таким увлекательным, что я до сих пор вспоминаю его с черной завистью к самому себе тогдашнему. Конечно, я потом перечитывал эту книгу, и почти с таким же удовольствием, но сами понимаете – любой детектив читается по-настоящему увлекательно только в первый раз, а потом, когда знаешь, чем кончится, уже не так интересно.

Нет, перечитывал я «Дикое золото» каждый раз с интересом – это роман не из серии «прочитал и забыл». Это очень крутой боевик, причем с экзотическим уклоном, и в романе столько деталей, что перечитывая его, каждый раз узнаёшь что-то новое. И даже местами не слишком профессиональная «обкатка» некоторых деталей меня не смущала – я прекрасно помнил, что Бушков не слишком хороший (как мне казалось на тот момент) писатель, и потому прощал ему эти огрехи. Меня волновал сам роман – и в нем автор выкатил всю свою фантазию, на которую был способен, а, оказалось, он был способен в этом плане на многое.

Две первые книги А. Бушкова из цикла "Приключения Алексея Бестужева", вышедшие в серии "Русский проект" в 2000 и 2001 гг.
Две первые книги А. Бушкова из цикла "Приключения Алексея Бестужева", вышедшие в серии "Русский проект" в 2000 и 2001 гг.

Наверное, думал я, экзотические дореволюционные таежные темы ему давались лучше, чем фантастика. А все остальное – мелочи.

Это потом уже, когда я все же начал читать покупаемые на барахолках книги Бушкова из интересовавшей меня как коллекционера серии «Русский проект», я понял, как ошибался. Прочитал я тогда и большинство его «Пираний», и много чего еще, а потом начал скупать вообще все книги Бушкова даже внесерийные, и даже в карманных форматах покет-буков. Прочитал почти всё, и вот узнал, что Бушкова я недооценивал – разве можно судить о писателе по единственной его, к тому же ранней повести, да по устным пересказам некоторых его романов?

Корешки и задние части обложек первых изданий первых книг серии А. Бушкова "Приключения Алексея Бестужева" - 2000 и 2001 гг.
Корешки и задние части обложек первых изданий первых книг серии А. Бушкова "Приключения Алексея Бестужева" - 2000 и 2001 гг.

Конечно, не все его книги мне нравились, например, я до сих пор не могу продолжить знакомство с циклом «Сварог», хотя у меня есть все эти книги, причем некоторые в разных изданиях. Раннюю фантастику Бушкова я тоже не воспринимаю. По сути, у него есть только один фантастический роман, которым я по-настоящему восторгаюсь, о нем я написал тут:

Единственный шикарный фантастический боевик Александра Бушкова – «Самый далекий берег», 2003 г. – простой по чтению, но убойный по сути

Есть еще некоторые книги этого автора, которые мне очень не нравятся, например, «Бульдожья схватка» или «Стервятник». Даже из сразу полюбившегося мне цикла «Пиранья» не все книги я воспринимаю. Но речь я сейчас веду не о других циклах и отдельных книгах Бушкова, а о конкретном романе «Дикое золото», который, как оказалось впоследствии, стал началом целого цикла!

Так, копаясь в Интернете, я совершенно случайно узнал, что Александр Бушков продолжил цикл похождений царского сыщика ротмистра Алексея Бестужева, и уже к тому времени успел накатать целых шесть новых романов. Цикл так и назывался – «Приключения Алексея Бестужева», и включал семь книг:

1). Дикое золото (2000 г.);

2). Непристойный танец (2001 г.);

3). Авантюрист (2009 г.);

4). Сыщик (2009 г.);

5). Комбатант (2009 г.);

6). Аргонавт (2010 г.);

7). Ковбой (2010 г.).

Правда, потом оказалось, что роман «Авантюрист» - это роман «Непристойный танец», только изданный под другим названием, так что в серии оказалось всего шесть книг.

И что я выяснил, прочитав все эти романы?

Основой серии было, конечно, «Дикое золото», и на этом серию можно было бы заканчивать, потому что Александр Бушков, получив солидный гешефт с первой книги серии, решил проехать на бешеной популярности романа дальше. Он срочно написал вторую книгу цикла – «Непристойный танец», и эту книгу мне удалось очень быстро купить на барахолке, правда, уже заметно подороже, чем «Дикое золото».

Интересно, что первый роман я вижу везде постоянно, а «Непристойный танец» увидел только один раз, когда я его купил. Раритетный он, что ли? Да вроде, нет, он был издан тем же тиражом, что и «Дикое золото» - 150 тысяч экземпляров, весьма приличный для 2000-х тираж, иных авторов и 5-тысячными тиражами издавали, и они не в обиде были…

Короче, прочитал я «Непристойный танец» и разочаровался. Во-первых, действие романа происходило в 1907 году, на год раньше, чем в «Диком золоте», потому никаким продолжением предыдущего шедевра тут и не пахло.

Во-вторых, хоть роман был написан нормальным языком, фантазии тут было гораздо меньше, он не тянул на крутой боевик, да и детективом оказался никчемным. К тому же в нем не было той таинственности и сибирской экзотики – действие происходило в основном в Австро-Венгрии, да и оппонентами ротмистра Бестужева были большевики, которые на крутых грабителей таежных «золотых обозов» никак не тянули…

Вот краткая аннотация издательства к этой книге:

«1907 год. Австро-Венгрия. Судьба свела сбежавшего из России авантюриста с большевистскими и эсэровскими террористами. Ему не хочется делать бомбы и участвовать в покушениях, он не горит желанием служить высоким идеям, но круговорот жестоких и кровавых загадок затягивает так глубоко, что при малейшей оплошности потерять можно все, и в первую очередь - жизнь...».

В общем, не понравился мне этот роман, и я его потом никогда не перечитывал. Вполне возможно, что при перечитывании я все же нашел бы в нем что-то более достойное, но я судил по первому впечатлению – «Дикое золото» мне понравилось сразу, а «Непристойный танец» - нет. Так что надо будет как-нибудь взять эту книгу в руки снова и провести эксперимент. А вдруг як этому произведению слишком строг?

Ну, а дальше пошло еще больше негатива. Александр Бушков выжидал несколько лет, и в 2009 году в седьмой раз переиздал «Непристойный танец», но уже под названием «Авантюрист». Зачем он это сделал – неясно, потому что все 2000-е годы книга выходила под своим первоначальным названием.

Но в том же 2009-м он продолжил свой цикл «Приключения Алексея Бестужева», за год дописав к нему еще четыре романа - «Сыщик» (2009 г.), «Комбатант» (2009 г.), «Аргонавт» (2010 г.) и «Ковбой» (2010 г.). Однако все эти четыре романа посвящены одной теме – путешествиям Бестужева по разным странам и континентам в погоне за одним странным изобретением какого-то инженера Штепанека. Это изобретение постоянно ускользает из рук сыщика, в результате чего он и предпринял всю эту одиссею, описанную в последних четырех романах серии.

Вот аннотация к первому роману этой «погоне за изобретением инженера Штепанека» - «Сыщик», из которой станет ясно, куда отправился ротмистр Бестужев после того, как закончил свою службу в сибирской тайге в романе «Дикое золото».

«Конец первого десятилетия XX века. Австро-Венгрия. Спецслужбы нескольких европейских стран начинают охоту за дальноглядом — аппаратом инженера Штепанека. Раздобыть «мнимонаучную химеру» для России поручено неуловимому царскому сыщику ротмистру Бестужеву.

Изысканная столица Европы, убаюканная в ритме вальса разбужена погонями, перестрелками и смертями. Новый роман Александра Бушкова из серии «Приключения Алексея Бестужева» - динамичный сюжет, колоритные характеры и увлекательная интрига»…

Приключения продолжаются в романе «Комбатант» - после того, как Бестужев упустил в Вене гениального инженера Штепанека и его новейшее изобретение, он бросается по следу беглеца в Париж. Вот краткая аннотация:

«Роман «Комбатант» - четвертая книга в серии «Приключения Алексея Бестужева». Погоня за дальноглядом - аппаратом Штепанека - продолжается по улицам и предместьям Парижа. Сыщик Бестужев оказывается в европейском логове революционеров и анархистов всех мастей и начинает настоящую «охоту на дьявола». Кто кого?»…

Но и в Париже Бестужеву не удается завершить свою погоню. Эпопея продолжается романом «Аргонавт»:

«1912 год. Непотопляемый «Титаник», чудо технической мысли своего времени, на пути через Атлантику. Сыщик Алексей Бестужев намерен использовать все шансы, чтобы разыскать на корабле и задержать пытающегося бежать в Штаты инженера Штепанека.

«Титаник» спешит к берегам Америки. На нем состоятельные господа, благородные особы, авантюристы и простой люд. И никто не догадывается, что ковчег грез скоро станет ковчегом смерти»...

Ну, и заканчивается цикл романом «Ковбой»:

«Счастливым образом избежав гибели на «Титанике», царский сыщик Алексей Бестужев очнулся на земле Северо-Американских Соединенных Штатов. Затейливый путь из Нью-Йорка в Вашингтон, полный похождений в жанре вестерна, запечатленных на кинопленку продюсерами Голдманом и Мейером, - единственная возможность спасти бесценные чертежи «дальногляда». Но надо еще выжить на этом «диком, диком весте»...

Больше А. Бушков продолжение этого цикла не писал, и это неудивительно – тиражи последних романов «приключений сыщика» упали в несколько раз, а другие проекты в это е время приносили денег гораздо больше.

А то, что тиражи сильно упали, так это тоже неудивительно. Прочитав все четыре последних романа цикла, я очень сильно разочаровался.

При первом чтении они мне показались не то что неинтересными, а совершенно никчемными. Наверняка А. Бушков строчил эти романы как из пулемета, не сильно напрягаясь в профессиональном плане. Сюжеты скучные, приключения вялые, герои ходульные, и даже некогда молодецкий сыщик Бестужев тут скорее напоминает робота из мультфильма «Ну, погоди!» - и мысли у него примитивные, и речи топорные, и действия чаще необдуманные, а точнее – просто дурацкие.

Короче, никчемное чтиво, написанное исключительно ради денег с надеждой на то, что эти книги сделает популярными только одно имя автора.

Вот так и закончилось мое знакомство с циклом «Приключения Алексея Бестужева», который начался во здравие, а закончился за упокой.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Олег Маркеев и его 9-томный цикл «Странник» - одно из лучших явлений в современной отечественной фантастике

Шпионский триллер «Русская кровь» О. Вакуловского и О. Деминой цикла «Именем России» так и остался малотиражным раритетом

Убойный фантастический роман Сергея Алексеева «Пришельцы», который оказывается совершенно не фантастическим боевиком «Долина Смерти»

Лучший писатель-фантаст Европы 2013 года Андрей Валентинов-Шмалько - создатель убойного криптоисторического боевика «Страж Раны»

Роман совсем уж никудышного фантаста Михаила Веллера «Гонец из Пизы» - шедевр мирового уровня из серии «записки сумасшедших»