В 2003 году Александр Бушков наконец-то решил оторваться от всех своих мега-серьезных героев и таких же глобальных ситуаций, в которые они постоянно попадали, и которые многим почитателям этого таланта просто надоели. И он взял и написал самую настоящую хохму в стиле крутого боевика – фантастический роман «Самый далекий берег», который одновременно является практически единственным фантастическим произведением автора, способным поразить любого любителя фантастики - как классической зарубежной, так и новейшей отечественной.
Александр Бушков – это феномен во всем отечественном литературном мире, его книги за последние треть века были изданы в огромном ассортименте. Наверное, даже знаменитый «литературный графоман» Александр Дюма не написал за свою жизнь столько, сколько написал Александр Бушков.
Шутка ли – перу отечественного «Дюма» принадлежат более 100 романов, 33 провести, более 50 документальных произведений крупных форм и полторы сотни рассказов. Ясно, что это всё он не мог написать «вручную» даже в потоковом режиме, в его проектах принимали деятельное участие и всякие «литературные негры», что часто заметно по текстам в некоторых местах книг Бушкова.
Тем не менее, никто же не пеняет Александру Дюма или Жюлю Верну на то, что они для создания десятков и сотен своих романов довольно активно применяли труд «негров» или прочих соавторов.
Ну ладно, Александр Бушков написал много чего интересного за все эти годы. Дебютировал он еще в 80-х как фантаст, и до середины 90-х, когда ему пришлось «сменить ориентацию» по тематике, написал чертову дюжину чисто фантастических повестей, это только тех, которые были изданы, а сколько было не издано, и впоследствии ушло в переделку при создании знаменитых «Сврогов» – неизвестно.
Я прочитал все эти фантастические произведения Бушкова еще в те годы – издавались они хорошо, и хоть в библиотеках не валялись, но в эпоху Перестройки и Ускорения всё, что раньше не издавалось, начало издаваться ураганными темпами и валялось в киосках и на уличных лотках по вполне себе демократическим ценам.
И вот что я скажу – не нравилась мне вся эта фантастика Александра Бушкова, на мой взгляд – слишком надуманно и претенциозно. Даже когда он перешел в фентезийную тему со своим Сварогом – мне его фантастика стала нравиться еще меньше.
Но тут А. Бушков как бы приземлился и решил окучивать своих читателей чистыми бестселлерами уровня обычных криминальных и шпионско-диверсионных боевиков, заложив сразу три цикла – сначала про приключения капитана уголовного розыска Дарьи Шевчук («Девочка со спичками» - Бешеная), сразу же – о похождениях начальника частной охраны Даниила Черского («На то и волки»), и тут же – самый популярный цикл Бушкова о деяниях бывшего боевого пловца-диверсанта Кирилла Мазура («Пиранья»).
И вот на этой стезе Александр Бушков показал себя настоящим мастером увлекательного боевика. Позже он создал еще несколько подобных циклов («Дикарка», «Колдунья», «Тайга и зона», «Антиквар» и другие), но из всех этих циклов «Пиранья» оказался самым долгоживучим – целых 23 полновесных (толстых) романа о Кирилле Мазуре, составляющих эпопею, начинающуюся в начале 70-х, и заканчивая современностью.
Я, конечно, не самый яростный фанат этого цикла о Пиранье, мне некоторые романы из него не нравятся, но не тем, что они неинтересны, а тем, что в них затрагиваются темы, для меня не приемлемые. Но одно могу сказать точно – к созданию ни одного из 23 романов о похождениях Кирилла Мазура не привлекались «литературные негры». Ну, это прекрасно видно из текстов – все они выписаны очень профессионально и без всяких натяжек.
В принципе, и остальные «криминальные» боевики у Бушкова по-своему шикарны, а вот о его документальных произведениях я говорить не хочу. Это не бушковская тема, зря он затронул всякие исторические аспекты, документалист из него получился не очень, хотя некоторые книги все же интересны. Но это совершенно не Бушков.
Фантастикой наш герой занимался практически все годы и десятилетия, и хотя это уже не та фантастика, с которой он начинал, а гораздо более профессиональная и даже местами интересная, но, опять-таки – это не Бушков, который создал «Пиранью» и «Тайга и зона». Я прочитал почти треть романов этого «цикла» про Сварога из тех 18-ти, которые были созданы за все это время, но, в общем и целом они меня не впечатлили.
Может быть, я просто не люблю фэнтези, но читать это все было для меня мучением, хотя я скупил все эти произведения на барахолках по дешевке в самых разных изданиях, и они занимают у меня целую полку, правда, в углу под потолком моей комнаты-библиотеки, чтобы место поменьше занимали. Я вообще собрал почти всё, что Александр Бушков написал, это один из тех современных авторов, наряду с Сергеем Алексеевым и Борисом Акуниным, книги которых надо собирать все, неважно – нравятся они, или нет. Любая коллекция должна быть полной.
Короче, фантастика А. Бушкова мне не нравится и никогда не нравилась – что ранняя, что поздняя.
Но тут вдруг недавно мне удалось прикупить на барахолке новенькую его книгу «Самый далекий берег» выпуска 2003 года, которую я раньше не видел, а в каталогах не обращал на нее внимания. Сначала я подумал, что это что-то из цикла все того же «Сварога», потому что картинка на обложке к этому циклу подходила прекрасно. Этой книги у меня не было, и я решил ее купить, чтобы, как и все остальные, забросить на полку под потолком, а в своем каталоге поставить очередную галочку. Покупка обещала быть скучной, если так можно выразиться.
Но прочитав аннотацию на задней части обложки, я внезапно встрепенулся. Никаким «Сварогом» тут и не пахло, а пахло очередным «диверсионно-криминальным» боевиком. Правда, меня несколько смутило упоминание «другой Галактики», в которой якобы происходило действие романа, но пролистав текст, я понял, что если дело и происходило в какой-то «другой Галактике», то это совсем не фэнтези, а самый настоящий крутой боевик типа «Пираньи», «На то и волки» или «Тайга и зона».
В общем, схватил я книгу, за которую просили всего 50 рублей (50 центов! или немного больше), и закинул в сумку. Вернувшись домой с барахолки, я немедленно принялся этот роман читать – так мне захотелось узнать, что же там нового написал к 2003 году Бушков в новом для него направлении.
И не пожалел. Я прочитал роман до вечера, благо произведение было не особо толстое. На титульном листе было написано, что это якобы «Сокращенный вариант», но в тексте я намеков ни на какие сокращения не уловил. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы публика, которой понравится этот боевик, накинулась на следующее издание книги, как бы уже не сокращенное.
А публике роман наверняка понравился, я этого, конечно, не знаю наверняка, но исходя из прочитанного, такой вывод сделать могу вполне определенно. Это боевик высшего порядка, причем выходящий за рамки обычного «тупого» боевика, и даже с определенными намеками на «большую литературу». Чем-то мне этот роман напомнил некоторые повести А. и Б. Стругацких о прогрессорах на других планетах. Только Стругацкие долбили эту тему в лоб, а у Бушкова всё было сконструировано по всем канонам развлекательной фантастики типа Шекли и Гаррисона.
Но, опять-таки, и Шекли, и Гаррисон, хоть и делали фантастику высшего порядка, но глобальных тем старались не касаться. А «Самый далекий берег» вобрал в себя все хорошее и эмоционально объемное, что было и в советской фантастике, и в западной. Но одновременно автор попытался избавиться от самых распространенных штампов, создав произведение вполне уникальное, несмотря на кажущуюся некоторую вторичность.
Короче, я не литератор, не критик и не аналитик, я просто читатель с большим стажем – читать бегло более-менее серьезную литературу (например, фантастику и детективы) я научился уже во втором классе, более 50 лет назад. И потому могу отличить не только графоманство от шедевра, но и плагиат от уникального произведения. Никакого графоманства и плагиата в «Самом далеком береге» я не обнаружил. Роман достойный, читается легко и вызывает часто достаточно сильные эмоции, которые не менее качественные, чем при прочтении лучших книг Ивана Ефремова или А. и С. Абрамовых, к примеру.
Жаль только, что с того момента, как он написал этот роман, Александр Бушков не развил подобную тему и не основал новый цикл, а забросил хорошую фантастику и снова принялся за своего «Сварога». А весь этот «Сврог», что «ранний», что «поздний», и в подметки не годится по приключенческой составляющей похождениям обычного подполковника пожарной службы Кирьянова на далекой планете в составе такой же команды «комбатантов» под оперативным руководством прапорщика Шибко.
Я не стану пересказывать сюжет даже кратко – все, что надо, заинтересованный читатель найдет в аннотации издательства, которую я прилагаю ниже.
Да, на этой планете есть и прекрасно говорящий по-русски варан, бегающий по потолкам, и кое-что похуже, притворяющееся писаной красавицей, «дочерью генерала», которая любит крутить амуры с земными офицерами по ночам в каких-то буераках, выведывая у них необходимую информацию, но это совсем не сказка. Это просто боевик, нашпигованный Стругацкими, Гаррисонами, Шекли и много кем еще. И весь этот винегрет получился просто сногсшибательным.
В заключение приведу цитату одного из отзывов, который я нашел в Интернете, и который мне понравился тем, что концепцию романа «Самый далекий берег» Александра Бушкова отражает как нельзя лучше:
«После энплюспервого похождения Сварога «Самый далекий берег» - как возвращение к «господам альбатросам» - ненатужная, легкая задуряловка, свободное фантазирование, едкая ирония и крылатые словечки. Злобно бия себя в грудь кричать «Гарантом буду!!» - прекрасно! Полное ощущение, что автор, устав от бешеных и лютых, устроил сам себе небольшой капустник. А талант не пропьешь, едва освободившись, начал хулиганить»…
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Александр Бушков и неуловимая Пиранья. Приключения морского диверсанта Кирилла Мазура времен СССР
Олег Маркеев – автор лучших российских полумистических мега-боевиков постсоветской эпохи
«Сокровища Валькирии» Сергея Алексеева – лучший его проект из всего им написанного
Александр Бирюк «НЛО – секретный удар» - политический детектив с фантастической канвой