Найти в Дзене
Лана Лёсина | Рассказы

В шаге от встречи

Родной берег 83

Ленинград встретил Виктора осенним теплом. Прошло всего несколько месяцев с того времени, как он был здесь с Настей, а перемены произошли разительные. Здесь пахло жизнью. Станция гудела — не так громко, но оживлённо. Люди, кто с узлами, кто – налегке, торопились по своим делам.

и в этот звук словно вплелась вся усталость города, пережившего годы блокады.

Витя стоял на перроне, сжимая в руках потрёпанный рюкзак. Под ногами хлюпала грязь, видать совсем недавно прошел дождь. Он никуда не торопился. Внутри рождались странные ощущения. Было горько от того, что рядом нет Насти. Она бы уже не страшилась городского безмолвия. Чувство вселенского горя и больших потерь отступало. Освобождало место надежде и возрождению.

В воздухе витал лёгкий запах гари. Стены вокзала потемнели, потрескались. Некоторые окна были заколочены — стёкла выбило ещё в первые годы блокады, когда немецкие самолеты бомбили город.

Витька медленно пошёл к выходу. Шаги отдавались в голове глухим эхом. Он смотрел на лица людей: многие были с усталыми глазами, но всё же с каким-то неясным блеском надежды. Кто-то ехал в родной город, как и он. Кто-то покидал его, стремясь найти новый дом.

Он остановился у витрины. Из памяти вырвалась картинка воспоминаний. Кажется здесь до войны продавали пирожные и чай. Стекла потрескались, вывеска покосилась, а внутри теперь, похоже, был склад: в открытую дверь он разглядел ящики с консервами и мешки с мукой. Жизнь восстанавливалась. И это внушало не только надежду, но и гордость.

Город выстоял. Ленинград выстоял. Люди приступили к его возрождению. Как жаль, что у самого Витьки не осталось в нём ни одной родной души. Ему не хотелось оказаться сейчас в той квартире, где всё напоминало о горе. Витька решил еще немного подышать некогда родным воздухом, наполниться общим настроение жизни.

Он дошёл до набережной Невы. Вода текла медленно, словно собираясь с силами. Мосты стояли, хоть и выглядели уставшими, как солдаты после боя. Где-то вдалеке раздавался стук молотков — строители чинили разрушенные здания. В воздухе пахло водами Невы и, как ни странно, чем-то сладковатым, словно кто-то пёк хлеб.

Витька присел на скамейку, прижав рюкзак к груди. Он закрыл глаза и вдохнул этот воздух. Теперь он снова должен стать родным. Ведь здесь оставалось не только его прошлое и память о близких, но и его будущее, в котором он видел исполнение своей мечты.

«Дядя Паша, я тебя не подведу, — подумал он, сжимая лямки рюкзака. – Настя, я тебя обязательно найду».

С этими мыслями рождались решительность и желание что-то делать. Витя поднялся и быстро пошагал в сторону дома. Путь предстоял неблизкий. В городе ходил транспорт, причем, довольно активно. Витька опять вспомнил, как они с Настей передвигались по зимним, будто замороженным, ленинградским улицам после блокады и ему становилось не по себе. Определенно, сейчас того угнетающего смертельного состояния уже не было.

Рюкзак за спиной уже не давил своей тяжестью. Продовольственные запасы парень чуть ли не целиком оставил Дусе и бабке Марфе. А так же денег, чтобы те смогли купить дров. Сейчас у него оставалась сумма, которой должно было хватить на первое время, а дальше, он был уверен, что сможет заработать, и с голоду не пропадет.

Он не скоро добрался до дома. Не сразу пошел к парадной. Стоял и издали смотрел на дом, который вновь должен стать родным. Он пытался не впускать с себя мысли, что через несколько минут окажется именно там, где провели последние минуты своей жизни его близкие. Как безысходность обступала их со всех сторон. Как прощались с жизнью братишка и сестренка, совсем еще малыши, но уже пережившие и перетерпевшие настоящий ад. Образы Саши и Лизоньки были словно в тумане, да и маму с папой Витя помнил отдельными картинками, какими то моментами из той далекой, счастливой довоенной жизни.

Витька упрямо тряхнул головой. Сделал неуверенный шаг, потом еще один, и еще. Он поднялся по лестнице. Сбросил рюкзак у двери. Нужно было найти какой-то инструмент, чтобы её открыть. Вспомнил, что с Настей им помог сосед с верху. Он быстро поднялся, но знакомая дверь оказалась запертой. Он стал торкаться во все подряд, пока не нашел отпертую. Пожилая женщина дала ему небольшой ломик: «Бери, сынок. Он уже многим помог. Ты не первый. Только аккуратно, смотри дверь совсем не сломай, хотя замок так и так менять, раз ключа нет».

Витька поблагодарил и спустился к двери, зная, что сейчас окажется в своей квартире.