Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

«Как молоды мы были»: тихая ностальгия по любви

Герои этого фильма пережили войну совсем маленькими детьми, и вряд ли её помнят. Однако она всё равно наложила отпечаток на их судьбы: Сашку вырастила тётка, а Юлька потеряла мать, да и ещё по нелепой случайности заполучила опасную болезнь. Но сейчас, в мирном 1958, жизнь выглядит совсем иной: яркой, бурлящей, пропитанной эмоциями и, конечно, любовью. Мелодрама «Как молоды мы были» (1985), по словам режиссёра Михаила Беликова, — это лиричный рассказ о его собственном поколении, о тех, кто вырос в коммуналках, о тех, кто видел ветеранов ещё молодыми, а не убелённым сединами о тех, кто сам отстраивал страну вновь и чьими руками творилась история. Михаил Беликов новичком в кино не был, первый фильм он снял ещё в начале семидесятых. Но только спустя несколько лет и несколько картин он пришёл к «своей» теме — теме ретро, выпустив в 1981 году мелодраму «Ночь коротка». Главным героем там был подросток, переживающий начало войны. И когда картина уже вышла на экраны, режиссёр с коллегами осоз

Герои этого фильма пережили войну совсем маленькими детьми, и вряд ли её помнят. Однако она всё равно наложила отпечаток на их судьбы: Сашку вырастила тётка, а Юлька потеряла мать, да и ещё по нелепой случайности заполучила опасную болезнь. Но сейчас, в мирном 1958, жизнь выглядит совсем иной: яркой, бурлящей, пропитанной эмоциями и, конечно, любовью. Мелодрама «Как молоды мы были» (1985), по словам режиссёра Михаила Беликова, —

это лиричный рассказ о его собственном поколении, о тех, кто вырос в коммуналках, о тех, кто видел ветеранов ещё молодыми, а не убелённым сединами о тех, кто сам отстраивал страну вновь и чьими руками творилась история.
Кадр из фильма. «Как молоды мы были»
Кадр из фильма. «Как молоды мы были»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Михаил Беликов новичком в кино не был, первый фильм он снял ещё в начале семидесятых. Но только спустя несколько лет и несколько картин он пришёл к «своей» теме — теме ретро, выпустив в 1981 году мелодраму «Ночь коротка». Главным героем там был подросток, переживающий начало войны. И когда картина уже вышла на экраны, режиссёр с коллегами осознали, что история требует продолжения. «Как молоды мы были» нельзя назвать полноценной второй частью, здесь другие герои, но сохранена атмосфера времени, дух послевоенной эпохи. Позднее киновед Татьяна Иванова отмечала:

«Пожалуй, секрет фильма заключается в том, что неповторимость времени ощущается, ищется авторами не столько в сумме бытовых примет, сколько в ином, менее вещественном, в особом, только этому времени свойственном состоянии человеческих душ».

Сценарий для фильма Михаил Беликов написал сам (в предыдущем фильме «Ночь коротка» он был одним из соавторов). На этот раз в центре внимания — только что окончившие школу Саша и Юля, знакомые с детства. Саша поступает в строительный институт, а вот Юля не смогла поступить в медицинский по состоянию здоровья.

В войну мать сама делала спички и оставила на столе стакан с фосфором, а Юля, проснувшись ночью, приняла его за молоко и отхлебнула.

Отравление спровоцировало медленное развитие болезни, которая в будущем может окончиться трагично, хотя девушка проходит лечение.

Кадр из фильма. Алёна Шкурпелов роли Юли и Тарас Денисенко в роли Саши
Кадр из фильма. Алёна Шкурпелов роли Юли и Тарас Денисенко в роли Саши

Детская симпатия между Сашей и Юлей вырастает во влюблённость, а потом и в серьёзное чувство. Пусть и не без препятствий и приключений ребята женятся, а чуть ли не в день полёта Юрия Гагарина в космос у пары рождается дочка, хотя Юле рожать запрещали врачи, которую Саша даже предлагает назвать Юрой. Финал можно трактовать по-разному, и предлагаю каждому решить, оптимистичный он или трагический.

Кадр из фильма. Тарас Денисенко
Кадр из фильма. Тарас Денисенко

Главные роли режиссёр отдал молодым актёрам-студентам: Сашу сыграл Тарас Денисенко, учившийся во ВГИКе, а Юлю — Алёна Шкурпело, четверокурсница ГИТИСа. И если для Алёны это был настоящий дебют на экране, то Тарас с кино уже познакомился чуть раньше: его отец, режиссёр Владимир Денисенко, дал ему роль в своём, увы, последнем фильме «Высокий перевал» (1982). Однако настоящую известность Тарасу Денисенко принесёт его третья работа — криминальная драма «Обвиняется свадьба» (1986), после которой актёр будет сниматься постоянно. А вот его партнёрша Алёна Шкурпело связала карьеру с театром и на экране появилась лишь спустя почти 30 лет.

Кадр из фильма. Алёна Шкурпело
Кадр из фильма. Алёна Шкурпело

Тётку Саши, которая его воспитала (это как смысловое продолжение ленты «Ночь коротка») сыграла Нина Шаролапова, снявшаяся в предыдущем фильме Михаила Беликова.

Кадр из фильма. Александр Пашутин
Кадр из фильма. Александр Пашутин

Соседей по коммуналке сыграли Александр Пашутин и Александр Свиридовский (присоединяюсь к тем, кто слышит голос Алексея Булдакова. Информации о том, что Алексей Булдаков озвучил Александра Свиридовского нигде нет, но голос очень похож).

Кадр из фильма. Александр Свиридовский
Кадр из фильма. Александр Свиридовский

Второстепенную роль сыграла в фильме Татьяна Кравченко, уже опытная актриса, но большей частью игравшая именно второплановых персонажей. На этот раз ей достался образ колоритный, но, скажем так, неоднозначный. Журнал «Советский экран» отозвался о роли Татьяны Кравченко так:

«Чего стоит хотя бы Тося, неуёмно жадная и до самой тяжёлой работы, и до самых простых радостей. Тугой победительный ток жизни пронизывает всё её существо. Не понять, где она нравственна, где бесстыдна в этой своей безудержанности. Важно, что хороша и тем уже неподсудна».
Кадр из филма. Татьяна Кравченко
Кадр из филма. Татьяна Кравченко

В совсем маленьких ролях Михаил Кокшенов, Юрий Дубровин, Богдан Бенюк.

Кадр из фильма. Михаил Кокшенов
Кадр из фильма. Михаил Кокшенов

Особое внимание Михаил Беликов уделил подготовке съёмок, чтобы зрители полностью погрузились в прошлое. Режиссёр был твёрдо убежден, что

«Главное — точно передать атмосферу времени. Всё, что на экране, должно быть и тех лет».

На киностудии имени Довженко, где снимали ленту, выстроили полноценную коммуналку, ассистенты разыскивали оригинальную одежду, посуду, мебель тех времён, а отдельной гордостью съёмочной группы стал рекламный щит, найденный в одном из киноклубов Одессы. Плакат извещал, что 14 апреля 1961 года состоится лекция «Когда человек полетит в космос?». В день полёта восторженные горожане перечеркнули дату и написали «Уже полетел!». Этот уникальный артефакт появился в финальных кадрах.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Снимали картину на Украине, группа побывала в Одессе, Харькове и Севастополе, интерьерные сцены создавали уже на киностудии в Киеве. К прокату фильм подготовили к осени 1985 года.

Михаил Беликов говорил, что «Как молоды мы были» — фильм о любви. Но это ещё, и фильм, как метко отметила Татьяна Иванова, где показаны

«распахнутый быт, неумолчный гомон коммунальной квартиры, обжитые стены и закоулки, всеобщая готовность соучаствовать в соседской беде, сдвинуть столы по случаю соседской радости».

У создателей ленты и в самом деле получилось воспроизвести ушедшее время и передать настрой конца пятидесятых. Картина вышла тёплой и жизнерадостной, хотя, повторюсь, для каждого финал истории будет свой. Я предпочитаю думать, что всё будет хорошо.

А вы жили в коммуналке?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: