Герои этого фильма пережили войну совсем маленькими детьми, и вряд ли её помнят. Однако она всё равно наложила отпечаток на их судьбы: Сашку вырастила тётка, а Юлька потеряла мать, да и ещё по нелепой случайности заполучила опасную болезнь. Но сейчас, в мирном 1958, жизнь выглядит совсем иной: яркой, бурлящей, пропитанной эмоциями и, конечно, любовью. Мелодрама «Как молоды мы были» (1985), по словам режиссёра Михаила Беликова, —
это лиричный рассказ о его собственном поколении, о тех, кто вырос в коммуналках, о тех, кто видел ветеранов ещё молодыми, а не убелённым сединами о тех, кто сам отстраивал страну вновь и чьими руками творилась история.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Михаил Беликов новичком в кино не был, первый фильм он снял ещё в начале семидесятых. Но только спустя несколько лет и несколько картин он пришёл к «своей» теме — теме ретро, выпустив в 1981 году мелодраму «Ночь коротка». Главным героем там был подросток, переживающий начало войны. И когда картина уже вышла на экраны, режиссёр с коллегами осознали, что история требует продолжения. «Как молоды мы были» нельзя назвать полноценной второй частью, здесь другие герои, но сохранена атмосфера времени, дух послевоенной эпохи. Позднее киновед Татьяна Иванова отмечала:
«Пожалуй, секрет фильма заключается в том, что неповторимость времени ощущается, ищется авторами не столько в сумме бытовых примет, сколько в ином, менее вещественном, в особом, только этому времени свойственном состоянии человеческих душ».
Сценарий для фильма Михаил Беликов написал сам (в предыдущем фильме «Ночь коротка» он был одним из соавторов). На этот раз в центре внимания — только что окончившие школу Саша и Юля, знакомые с детства. Саша поступает в строительный институт, а вот Юля не смогла поступить в медицинский по состоянию здоровья.
В войну мать сама делала спички и оставила на столе стакан с фосфором, а Юля, проснувшись ночью, приняла его за молоко и отхлебнула.
Отравление спровоцировало медленное развитие болезни, которая в будущем может окончиться трагично, хотя девушка проходит лечение.
Детская симпатия между Сашей и Юлей вырастает во влюблённость, а потом и в серьёзное чувство. Пусть и не без препятствий и приключений ребята женятся, а чуть ли не в день полёта Юрия Гагарина в космос у пары рождается дочка, хотя Юле рожать запрещали врачи, которую Саша даже предлагает назвать Юрой. Финал можно трактовать по-разному, и предлагаю каждому решить, оптимистичный он или трагический.
Главные роли режиссёр отдал молодым актёрам-студентам: Сашу сыграл Тарас Денисенко, учившийся во ВГИКе, а Юлю — Алёна Шкурпело, четверокурсница ГИТИСа. И если для Алёны это был настоящий дебют на экране, то Тарас с кино уже познакомился чуть раньше: его отец, режиссёр Владимир Денисенко, дал ему роль в своём, увы, последнем фильме «Высокий перевал» (1982). Однако настоящую известность Тарасу Денисенко принесёт его третья работа — криминальная драма «Обвиняется свадьба» (1986), после которой актёр будет сниматься постоянно. А вот его партнёрша Алёна Шкурпело связала карьеру с театром и на экране появилась лишь спустя почти 30 лет.
Тётку Саши, которая его воспитала (это как смысловое продолжение ленты «Ночь коротка») сыграла Нина Шаролапова, снявшаяся в предыдущем фильме Михаила Беликова.
Соседей по коммуналке сыграли Александр Пашутин и Александр Свиридовский (присоединяюсь к тем, кто слышит голос Алексея Булдакова. Информации о том, что Алексей Булдаков озвучил Александра Свиридовского нигде нет, но голос очень похож).
Второстепенную роль сыграла в фильме Татьяна Кравченко, уже опытная актриса, но большей частью игравшая именно второплановых персонажей. На этот раз ей достался образ колоритный, но, скажем так, неоднозначный. Журнал «Советский экран» отозвался о роли Татьяны Кравченко так:
«Чего стоит хотя бы Тося, неуёмно жадная и до самой тяжёлой работы, и до самых простых радостей. Тугой победительный ток жизни пронизывает всё её существо. Не понять, где она нравственна, где бесстыдна в этой своей безудержанности. Важно, что хороша и тем уже неподсудна».
В совсем маленьких ролях Михаил Кокшенов, Юрий Дубровин, Богдан Бенюк.
Особое внимание Михаил Беликов уделил подготовке съёмок, чтобы зрители полностью погрузились в прошлое. Режиссёр был твёрдо убежден, что
«Главное — точно передать атмосферу времени. Всё, что на экране, должно быть и тех лет».
На киностудии имени Довженко, где снимали ленту, выстроили полноценную коммуналку, ассистенты разыскивали оригинальную одежду, посуду, мебель тех времён, а отдельной гордостью съёмочной группы стал рекламный щит, найденный в одном из киноклубов Одессы. Плакат извещал, что 14 апреля 1961 года состоится лекция «Когда человек полетит в космос?». В день полёта восторженные горожане перечеркнули дату и написали «Уже полетел!». Этот уникальный артефакт появился в финальных кадрах.
Снимали картину на Украине, группа побывала в Одессе, Харькове и Севастополе, интерьерные сцены создавали уже на киностудии в Киеве. К прокату фильм подготовили к осени 1985 года.
Михаил Беликов говорил, что «Как молоды мы были» — фильм о любви. Но это ещё, и фильм, как метко отметила Татьяна Иванова, где показаны
«распахнутый быт, неумолчный гомон коммунальной квартиры, обжитые стены и закоулки, всеобщая готовность соучаствовать в соседской беде, сдвинуть столы по случаю соседской радости».
У создателей ленты и в самом деле получилось воспроизвести ушедшее время и передать настрой конца пятидесятых. Картина вышла тёплой и жизнерадостной, хотя, повторюсь, для каждого финал истории будет свой. Я предпочитаю думать, что всё будет хорошо.
А вы жили в коммуналке?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: