2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Этот международный день был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году для повышения осведомленности об аутизме и поддержки людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). День отмечается ежегодно, начиная с 2008 года, и напоминает, что каждому человеку важно чувствовать себя принятым и понятым.
Что такое аутизм
Аутизм — это особенность развития, при которой человеку трудно общаться с окружающими, понимать их эмоции и правила поведения. Это не болезнь, а особый способ восприятия мира. Люди с аутизмом могут по-разному реагировать на звуки, свет, прикосновения, могут любить повторяющиеся действия и иметь узкие, но глубокие интересы. Например, кто-то может часами изучать космос или запоминать все маршруты поездов.
Зачем говорить об аутизме
Международный день информирования об аутизме создан для того, чтобы привлечь внимание общества к особенностям людей с аутизмом и их потребностям. Основные цели этого дня:
- Повышение информированности общества об аутизме. Важно рассказать людям, что такое аутизм и показать, что это не болезнь, а особенность развития.
- Поддержка включения людей с РАС в социальную жизнь. Помочь обществу понять, как правильно коммуницировать и взаимодействовать с людьми с аутизмом, чтобы создать для них комфортные условия.
- Доступное образование и работа. Привлечение внимания к проблемам доступности образования, трудоустройства и адаптации людей с аутизмом в обществе.
- Развитие системы помощи и инклюзивных практик. Стимулирование исследований, улучшение ранней диагностики и поддержки людей с аутизмом и их семей.
- Борьба с дискриминацией. Показать, что люди с аутизмом могут жить полноценной жизнью, если получают необходимую поддержку.
В этот день по всему миру проходят:
- Лекции и семинары для специалистов и родителей.
- Инклюзивные мероприятия и мастер-классы.
- Благотворительные акции.
- Кинопоказы и выставки.
По данным ВОЗ аутизм присутствует примерно у 1 ребенка из 100. И в последние годы наблюдается рост числа диагностируемых случаев РАС, что частично связано с улучшением методов диагностики и повышением осведомленности о данном состоянии.
Символика дня аутизма
Чтобы привлечь внимание людей к данной проблеме в этот день используются несколько символов:
- Синий цвет — главный цвет дня аутизма. Люди надевают синие вещи в знак поддержки людей с аутизмом.
- Лента с разноцветными пазлами — символ разнообразия людей с аутизмом и их особенностей.
- Бесконечность в радуге — альтернативный символ, который подчеркивает уникальность каждого человека.
- Акция "Light It Up Blue" («Зажги синим») — международная акция, в рамках которой известные здания и памятники подсвечиваются синим цветом в поддержку людей с аутизмом.
Разработки для людей с РАС
Одним из самых эффективных инструментов поддержки и обучения детей с аутизмом является система коммуникации с помощью карточек с изображениями — ПЭКС/PECS (Picture Exchange Communication System). Карточки помогают детям, которые испытывают трудности с вербальным общением, выражать свои желания и потребности. Например, попросить воды или любимую игрушку. Система ПЭКС применяется в коррекционных и реабилитационных учреждениях. Она помогает ребенку учиться инициировать общение, расширять словарный запас и строить более сложные высказывания.
Новой разработкой российских специалистов для детей и взрослых с РАС является планшет с профильным программным обеспечением «АЛПЭКС+». Это расширенные возможности системы ПЭКС: программное обеспечение, которое уже установлено на планшет, состоит из трех решений:
- Коммуникатор — приложение для запуска речи и альтернативной коммуникации у детей с нарушением вербального общения.
- Социальные истории — простые и понятные рассказы, которые объясняют поведение, чувства и взаимодействия в конкретных социальных ситуациях.
- Развивающие игры — более 150 мини-игр для знакомства с геометрическими фигурами и телами, цветами и цифрами, знаками и буквами.
Кроме оборудования для коммуникации и социализации людей с РАС существуют разработки для нейрокоррекции, снижения стресса, расслабления, развития сенсорики и обучения:
- «Яйцо Кислинг» — тренажер для сенсорной интеграции.
- Утяжеленные жилеты, одеяла и шарфы для стимуляции проприоцепции.
- Нейротренажеры и балансиры для рук и ног.
- Доски Бильгоу для стимуляции работы мозжечка и усиления межполушарного взаимодействия.
- Световые и пузырьковые колонны и панели.
- Мягкие магнитные конструкторы и многое другое.
Поддержка и понимание со стороны общества играют ключевую роль в жизни людей с аутизмом. Использование таких инструментов, как коммуникативный планшет и карточки ПЭКС, помогает детям с РАС развивать навыки общения и адаптироваться в социуме. Однако для достижения значимых изменений необходимо продолжать информировать общество о проблемах аутизма и работать над созданием инклюзивной среды для всех.
Памятка об аутизме
- Аутизм — это особенность развития, а не болезнь.
- Проявляется в первые 3 года жизни.
- Характерны трудности в общении и социальном взаимодействии.
- Часто сопровождается сенсорными особенностями.
- Каждый случай уникален: «Если вы знаете одного человека с аутизмом — вы знаете одного человека с аутизмом».
Как общаться с людьми с РАС
- Говорите просто и ясно.
- Будьте дружелюбны.
- Будьте терпеливы.
- Дайте время на ответ.
- Не бойтесь шутить.
- Спрашивайте, если что-то непонятно.
- Уважайте личные границы.
- Не стоит шуметь.
- Говорите со взрослыми по-взрослому.