Найти в Дзене
АЛМА_ЛАБ

Международный день аутизма

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Этот международный день был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году для повышения осведомленности об аутизме и поддержки людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). День отмечается ежегодно, начиная с 2008 года, и напоминает, что каждому человеку важно чувствовать себя принятым и понятым. Аутизм — это особенность развития, при которой человеку трудно общаться с окружающими, понимать их эмоции и правила поведения. Это не болезнь, а особый способ восприятия мира. Люди с аутизмом могут по-разному реагировать на звуки, свет, прикосновения, могут любить повторяющиеся действия и иметь узкие, но глубокие интересы. Например, кто-то может часами изучать космос или запоминать все маршруты поездов. Международный день информирования об аутизме создан для того, чтобы привлечь внимание общества к особенностям людей с аутизмом и их потребностям. Основные цели этого дня: В этот день по всему миру проходят: По дан
Оглавление

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Этот международный день был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году для повышения осведомленности об аутизме и поддержки людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). День отмечается ежегодно, начиная с 2008 года, и напоминает, что каждому человеку важно чувствовать себя принятым и понятым.

Что такое аутизм

Аутизм — это особенность развития, при которой человеку трудно общаться с окружающими, понимать их эмоции и правила поведения. Это не болезнь, а особый способ восприятия мира. Люди с аутизмом могут по-разному реагировать на звуки, свет, прикосновения, могут любить повторяющиеся действия и иметь узкие, но глубокие интересы. Например, кто-то может часами изучать космос или запоминать все маршруты поездов.

Зачем говорить об аутизме

Международный день информирования об аутизме создан для того, чтобы привлечь внимание общества к особенностям людей с аутизмом и их потребностям. Основные цели этого дня:

  • Повышение информированности общества об аутизме. Важно рассказать людям, что такое аутизм и показать, что это не болезнь, а особенность развития.
  • Поддержка включения людей с РАС в социальную жизнь. Помочь обществу понять, как правильно коммуницировать и взаимодействовать с людьми с аутизмом, чтобы создать для них комфортные условия.
  • Доступное образование и работа. Привлечение внимания к проблемам доступности образования, трудоустройства и адаптации людей с аутизмом в обществе.
  • Развитие системы помощи и инклюзивных практик. Стимулирование исследований, улучшение ранней диагностики и поддержки людей с аутизмом и их семей.
  • Борьба с дискриминацией. Показать, что люди с аутизмом могут жить полноценной жизнью, если получают необходимую поддержку.

В этот день по всему миру проходят:

  • Лекции и семинары для специалистов и родителей.
  • Инклюзивные мероприятия и мастер-классы.
  • Благотворительные акции.
  • Кинопоказы и выставки.

По данным ВОЗ аутизм присутствует примерно у 1 ребенка из 100. И в последние годы наблюдается рост числа диагностируемых случаев РАС, что частично связано с улучшением методов диагностики и повышением осведомленности о данном состоянии.

Символика дня аутизма

Чтобы привлечь внимание людей к данной проблеме в этот день используются несколько символов:

  • Синий цвет — главный цвет дня аутизма. Люди надевают синие вещи в знак поддержки людей с аутизмом.
  • Лента с разноцветными пазлами — символ разнообразия людей с аутизмом и их особенностей.
  • Бесконечность в радуге — альтернативный символ, который подчеркивает уникальность каждого человека.
  • Акция "Light It Up Blue" («Зажги синим») — международная акция, в рамках которой известные здания и памятники подсвечиваются синим цветом в поддержку людей с аутизмом.
Лента с разноцветными пазлами — символ Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма
Лента с разноцветными пазлами — символ Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма

Разработки для людей с РАС

Одним из самых эффективных инструментов поддержки и обучения детей с аутизмом является система коммуникации с помощью карточек с изображениями — ПЭКС/PECS (Picture Exchange Communication System). Карточки помогают детям, которые испытывают трудности с вербальным общением, выражать свои желания и потребности. Например, попросить воды или любимую игрушку. Система ПЭКС применяется в коррекционных и реабилитационных учреждениях. Она помогает ребенку учиться инициировать общение, расширять словарный запас и строить более сложные высказывания.

Новой разработкой российских специалистов для детей и взрослых с РАС является планшет с профильным программным обеспечением «АЛПЭКС+». Это расширенные возможности системы ПЭКС: программное обеспечение, которое уже установлено на планшет, состоит из трех решений:

  • Коммуникатор — приложение для запуска речи и альтернативной коммуникации у детей с нарушением вербального общения.
  • Социальные истории — простые и понятные рассказы, которые объясняют поведение, чувства и взаимодействия в конкретных социальных ситуациях.
  • Развивающие игры — более 150 мини-игр для знакомства с геометрическими фигурами и телами, цветами и цифрами, знаками и буквами.

Кроме оборудования для коммуникации и социализации людей с РАС существуют разработки для нейрокоррекции, снижения стресса, расслабления, развития сенсорики и обучения:

  • «Яйцо Кислинг» — тренажер для сенсорной интеграции.
  • Утяжеленные жилеты, одеяла и шарфы для стимуляции проприоцепции.
  • Нейротренажеры и балансиры для рук и ног.
  • Доски Бильгоу для стимуляции работы мозжечка и усиления межполушарного взаимодействия.
  • Световые и пузырьковые колонны и панели.
  • Мягкие магнитные конструкторы и многое другое.
Коррекционное оборудование для детей с ОВЗ от производителя | АЛМА

Поддержка и понимание со стороны общества играют ключевую роль в жизни людей с аутизмом. Использование таких инструментов, как коммуникативный планшет и карточки ПЭКС, помогает детям с РАС развивать навыки общения и адаптироваться в социуме. Однако для достижения значимых изменений необходимо продолжать информировать общество о проблемах аутизма и работать над созданием инклюзивной среды для всех.

Памятка об аутизме

  • Аутизм — это особенность развития, а не болезнь.
  • Проявляется в первые 3 года жизни.
  • Характерны трудности в общении и социальном взаимодействии.
  • Часто сопровождается сенсорными особенностями.
  • Каждый случай уникален: «Если вы знаете одного человека с аутизмом — вы знаете одного человека с аутизмом».

Как общаться с людьми с РАС

  • Говорите просто и ясно.
  • Будьте дружелюбны.
  • Будьте терпеливы.
  • Дайте время на ответ.
  • Не бойтесь шутить.
  • Спрашивайте, если что-то непонятно.
  • Уважайте личные границы.
  • Не стоит шуметь.
  • Говорите со взрослыми по-взрослому.

Читают также