Вот раньше, при проклятом тоталитаризме, засилье идеологии и цензуры, произволе партократов, советский кинематограф был почему-то режиссерский. Отечественный зритель знал, что Герасимов - это фирма, Гайдай - это фирма, Данелия - фирма, а Рязанов - это вообще голова. И, если появлялся новый фильм, сразу смотрели кто режиссер. И не надо было никакого простпрадкшена, чтобы народ валом валил на фильмы Райзмана, Бондарчука, Михалкова.
Сейчас кино у нас продюсерское, режиссеров, которых развелось как этих самых на дворняге, никто не то что в лицо, по фамилиям никто не знает. Есть у тебя бабки,они же деньги, вот ты и сам себе режиссер. Главный сейчас продюсер, он решает всё. Поэтому их только и знают. Знают Константина Львовича, знают Джаника Хабибуллаевича, знают Тимура Нурахитовича, в этой же славно когорте первых и Федор Сергеевич.
То есть Фёдор Сергеевич по старому, по-советски, тоже "фирма". И "фирма" эта веников не вяжет, а выдает "на-гора" "уголька, хоть и мелкого, но много". Бывают там даже и "шыдевры" жанра развесистой клюквы из альтернативной реальности. К примеру, сериал "За час до рассвета", о котором у нас была статья в 14 частей, и статья эта стала одним из хитов по читаемости на нашем канале. Почти полмиллиона дочиток. Кто не читал, вот ссылка на первую часть.
А год назад Фёдор Сергеевич порадовал зрителя сериалом из жизни дореволюционных проституток царской России, где и сам сыграл роль сутенера. Сериал статья тоже многим понравилась.
Но Фёдор Сергеевич не останавливается на достигнутом и вот всем нам новый подарок от него - сериал "Челюскин". Первые". Сериал по нынешним временам небольшой, всего шесть серий. Но очень дорогой. И, наверное, самый масштабный сериальный проект в истории российского кино. Данных о бюджете сериала в Сети мы не нашли, но по всему экстерьеру, думаю, что "полёт" Пересильд на МКС ( а был ли он этот "полёт", может это как та "лунная афера" американцев? ) "Челюскину" сильно уступает.
Снимался сериал три года в различных локациях - в Мурманской и Архангельской областях, на Чукотке. Представляете сколько бабла необходимо чтобы съёмочную группу отправить зимой на Чукотку и там снимать? Это не туристами на МКС слетать, тут круче будет.
Но основные съёмки проходили в павильоне. Холодно и голодно сниматься артистам в реальных полярных условиях. Вот и установили в павильоне LED- экран высотой с десятиэтажный дом и шириной в 32 метра, посыпали на землю пластиковый лёд, вместо снежинок соль в воздух запустили, обрядили актеров в оленьи шкуры, актёры от жары и соли в воздухе теряли сознание - и снимали там лагерь челюскинцев посреди Северного Ледовитого океана.
То есть, вы уже поняли, сериал про челюскинскую эпопею. Кто не знает или подзабыл подробности - напоминаем.
Второго августа 1933 г. грузо-пассажирский пароход "Челюскин", несколько месяцев назад спущенный на воду, его строили в Дании, отправился с командой и пассажирами в количестве 112 человек рейсом из Мурманска во Владивосток.
Основной целью было пройти за одну навигацию Северный морской путь. Возглавлял экспедицию самый популярный в то время в народе советский ученый - математик, геофизик и просто путешественник, начальник недавно созданного мощнейшего ведомства по освоению Севера - Главсевморпути, Отто Юльевич Шмидт. Три ордена Ленина. три жены, три сына. Вообще, можно сказать, человек Эпохи Возрождения. Без всяких шуток.
Капитаном корабля был известнейший и опытнейший полярный капитан, сам из поморов, В. И. Воронин.
В 1932 году Шмидт с Ворониным на ледокольном пароходе "Александр Сибиряков"
уже совершили первый в мире сквозной рейс по Севморпути за одну навигацию. В Чукотском море пароход был затёрт льдами и потерял гребной вал и винты. Но экипаж сделал самодельные паруса, и под этими парусами пароход пробился в Берингов пролив. А там его уже отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. Пароход был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а Шмидт и Воронин орденами Ленина.
Последующая судьба краснознамённого парохода "Александр Сибиряков" трагична. В августе 1942 г. пароход вышел в рейс к Северной Земле, чтобы заменить зимовщиков на полярных станциях и основать новые. В этой время фашистский рейдер, тяжелый крейсер "Адмирал Шеер", пиратствовал в Карском море в поисках "Третьего арктического конвоя", который из Архангельска через Диксон вышел на Дальний Восток, а затем в США за грузами по ленд-лизу.
Немцы упустили конвой и рыскали в поисках советских судов, чтобы захватить шифры и коды к радиопереговорам, данные о конвоях и ледовой обстановке. И возле острова Белуха они наткнулись на "Сибирякова". На "Сибирякове" из вооружения было по две 76 и 45 мм пушки и два зенитных автомата. Но корабль принял бой с немецким монстром, у которого было шесть 283 мм и восемь 150 мм морских орудия.
Неравный бой длился около часа. Капитан был тяжело ранен, командовал боем замполит. Последняя радиограмма с "Сибирякова" была - "Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте." Команда и пассажиры пересели в шлюпки, на корабле остались замполит и старший механик, который по приказу замполита спустился в трюм и открыл кингстоны. Они оба погибли вместе с кораблем.
Часть команды и пассажиров погибла во время боя. В плен немцы взяли 22 человека, из плена живыми вернулись 13. Всего на судне было около 100 человек.
Но вернёмся к пароходу "Челюскин". После успешного перехода "Сибирякова" Шмидт предложил пройти Северный морской путь за одну навигацию на более крупном грузо-пассажирском пароходе, чтобы окончательно доказать. что возможна навигация за один сезон по Севморпути.
Но "Челюскин" не был особо приспособлен к плаванию во льдах, а самое главное удача отвернулась от путешественников. 7 октября у мыса Сердце-камень в Чукотском море, "Челюскин был зажат льдами и стал дрейфовать на северо-запад.
Затем ветер переменился, и льды понесло Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные километры, но ветер переменился, и с 5 ноября 1933 г. "Челюскин" вместе со льдами стал дрейфовать в обратном направлении. Его унесло на сотни километров на северо-запад обратно в Чукотское море.
На "Челюскине" приготовились к зимовке. Ничего необычного в этом не было. очень часто в этих местах корабли попадали в ледяной затор и зимовали до следующей навигации. В ноябре 1933 командир Чукотского авиаотряда Фёдор Куканов на самолете АНТ-4 вывез 93 человека с трех зажатых в тех же льдах грузовых судов.
Дрейф "Челюскина" продолжался, если считать с 7 октября 1933 г., почти четыре с половиной месяца. 13 февраля 1934 г. пароход "Челюскин" был раздавлен льдами. Неожиданно изменилась ледовая обстановка и льды сжали пароход. Но ещё заранее все необходимые грузы были перенесены из трюмов на палубы. Экипаж и пассажиры тренировались на экстренной выгрузке на льдину. Поэтому "Челюскин" был покинут организованно, всё необходимое для зимовки на льду успели выгрузить. Из ста пяти человек погиб только один - завхоз Могилевич, который последним сходил с парохода, но отвязавшимся грузом был сброшен в море.
104 человека, из них 10 женщин и двое детей - пятимесячная Карина Васильева, она родилась уже на "Челюскине" во время плавания, и двухлетняя Аллочка Буйко, оказались на льду среди сугробов, торосов и белых медведей. В брезентовых палатках при температуре минус тридцать-сорок градусов.
До ближайшего чукотского становища Ванкарем около 140 км. Единственная связь с Большой Землей осуществлялась с помощью радиостанции, азбуки Морзе. Радистом лагеря Шмидта был знаменитый полярный радист Эрнст Кренкель.
Зимовка в лагере Шмидта, как сразу стал называться лагерь челюскинцев, продолжалась с 13 февраля по 14 апреля 1934 г.
Челюскинская эпопея с её плаванием во льдах, дрейфом, гибелью парохода, зимовкой во льдах и спасением, была для всего мира. и особенно для нашей страны, беспрецедентным явлением. Если с чем-то более близким эту эпопею по общественному резонансу в нашей стране и можно сравнить, то это была бы возможная советская космическая экспедиция на Луну в конце шестидесятых годов. Даже полёт Юрия Гагарина в связи с его краткосрочностью не может сравниться с челюскинской эпопей. А вот полёт на Луну Алексея Леонова и Олега Макарова - вполне. Но полёт, как все знают, не состоялся.
Прогнозы на спасение челюскинцев, особенно за границей, были крайне пессимистичны. Спасти их можно было бы только авиационным путём. Но авиационная техника во всём мире не была приспособлена к полётам в суровых арктических условиях. Самолеты были крайне примитивны технически и несовершенны.
Сразу же была создана правительственная комиссия по спасению челюскинцев во главе зампред Совнаркома Валерианом Куйбышевым. Все ресурсы страны были направлены на спасение, более неотложной задачи в то время не было. Сразу в чукотский поселок Уэллен прилетели летчики гражданской авиации, командир Чукотского авиаотряда Федор Куканов и его подчиненный Анатолий Ляпидевский. И первым Героем Советского Союза и должен был стать Куканов.
Но у его самолета АНТ-4 кончился моторесурс. Он израсходовал его, когда в ноябре 1933 года свершил 13 полетов во льды и вывез 93 человека с трех кораблей, попавших тут же, в Чукотском море, в ледовый плен. Куканов, как командир, мог бы забрать самолет у Ляпидевского, как это сделал Николай Каманин у своего подчиненного Бориса Пивштейна, когда во время перелёта в Уэллен у самолета Каманина поломалось стойка лыжи, но не стал.
И Ляпидевский с середины февраля в одиночку летал на поиски лагеря Шмидта.
Летал вот на таком самолете, двухмоторном АНТ-4. Кабина пилотов была открытой, и два пилота в сорокаградусный мороз летали в открытой кабине. Делали из оленьих шкур маски на лицо с маленькими прорезями и так летали.
Только 5 марта, на 29 полёте, Ляпидевский нашёл лагерь Шмидта. За это время челюскинцы в пяти километрах от лагеря расчистили около 400 метров ледяного поля под взлетно-посадочную полосу. Каким-то чудом Ляпидевский смог приземлиться на неё и вывез в тот же день всех женщин и детей. Больше Ляпидевский в лагерь Шмидта не летал. Во время одного из полётов у его самолета вышел из строя двигатель и он совершил вынужденную посадку в тундре. Его экипаж нашли и спасли чукчи на собачьих упряжках.
Следующий полёт в лагерь Шмидта совершили только 7 апреля прибывшие в Ванкарем летчики Слепнев, Каманин и Молоков. Летали они на одномоторых двухместных самолетах Р-5, размером чуть больше У-2. Потом прибыли на своих самолетах ещё несколько пилотов. В итоге 14 апреля 1934 г. последние шесть челюскинцев были спасены.
19 июня 1934г. челюскинцы, летчики и другие причастные к спасению лица специальным поездом Владивосток-Москва прибыли в столицу нашей Родины. По всему Транссибу и далее вдоль полотна стояли толпы советских людей, приветствуя героев-полярников. В Москве им был устроен грандиозный приём. Так потом встречали только Валерия Чкалова, Михаила Громова после их трансполярных перелетов, папанинцев, Юрия Гагарина и первых космонавтов.
Вот такой небольшой исторический экскурс о том, что послужило основой для сериала Фёдора Сергеевича "Челюскин. Первые". Для чего он был нужен? А чтобы потом сравнить, что там наворотили и накуролесили в этом небольшом шестисерийном мини-сериале ( наверное, все деньги истратили, если только на шесть серий и хватило) авторы.
А уж развернулись они там от души. Такую клюкву, как пальма разлапистую, сварганили, что есть нам о чём и как пройтись нашим тихим словом по всей этой альтернативной реальности, влажным авторским фантазиям и сухому мизерному остатку. Одного жаль - круче можно было снять, не стесняться. Начал сочинять, так не останавливайся. К "Челюскину" надо было и пароход "Пижма" присобачить, отвязаться по полной. Но, видать, бюджет сожрал весь тот десятиэтажный LED- экран, и от "Пижмы" остались только еле уловимые, и то опытному и знающему глазу, отголоски.
Но о сериале и остальном другом в следующей части.